Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.
Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д. Специфика общественных законов, во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. Во-вторых, это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такой точностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические законы, он не следует им с той точностью, с которой физический мир следует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа, обладая свободой воли и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать (вольно или невольно) законы общества.
Закономерности духовного
развития человека и
общества в целом
В России
в 1987 году В.И. Машкиным были открыты
закономерности духовного развития
человека и общества в целом. Это
открытие он сформулировал в "Концепции
Духовного Развития Человека и Общества".
Возникает
вопрос, в чем ее новизна? Дело в
том, что понимание духовного
развития человека было не структурировано,
т.е. было очень сложно определить, на
каком уровне духовного развития
находится человек. Существует множество
духовных путей, школ и систем в мире.
И многие из них утверждают, что
их путь единственно правильный. Как
можно установить, действительно
ли человек меняется в лучшую сторону,
находясь в какой-либо духовной системе?
На этот вопрос до недавнего времени
четкого ответа не было. В своей
концепции В.И. Машкин смог структурировать
такой сложный процесс, как духовное
развитие.
В концепции
было выделено семь позиций, которые
проходит человек (а также общество)
в своем духовном развитии. Человек
занимает определенную позицию по отношению
к обществу, а общество - к человеку.
В своем развитии они переходят
с позиции на позицию. Эти переходы
строго закономерны и взаимосвязаны.
Сначала общество воспитывает человека,
потом человек начинает формировать
общество. Люди кардинально отличаются
друг от друга именно тем, какую они
позицию занимают.
Разобраться
с тем, что такое позиция, можно
через понятие отношение. Когда
человек сталкивается с каким-либо
предметом, явлением, другим человеком,
да с чем угодно (для удобства
назовем это предметом
Человек
вырабатывает отношение для того,
чтобы знать, как себя вести при
тех или иных обстоятельствах, в
каких случаях действовать
Позиция - это
более устойчивое образование, чем
отношение. Потому что позиция складывается
из совокупности различных отношений.
Вокруг человека существует Действительность,
- множество людей, предметов, явлений,
понятий. И чтобы успешно жить
в этой Действительности, он вынужден
соотносить себя с ней. И для этого
он вырабатывает мировоззрение, в котором
пытается увязать множество явлений
в целостную картину, и для
него является важным ответ на вопрос:
"Что есть Я по отношению к
Действительности, и что есть Действительность
по отношению ко мне?". Ответ на
этот вопрос, по сути, и является позицией.
Иначе говоря, позиция - это результат
самоопределения человека по отношению
к Действительности.
Давайте рассмотрим
несколько позиций, и то, как действуют
люди на них. Существуют люди - обыватели.
Их не интересует то, что творится в
мире. Целью жизни обывателя является
удовлетворение своих желаний. У
него складывается зависимость от удовлетворения
своего хочу. Он замыкается в собственном
мирке потребления. Люди для него являются
всего лишь средством удовлетворения
желаний. Свои возможности по изменению
Действительности вокруг такой человек
рассматривает как незначительные. С одной
стороны от него можно часто слышать слова:
"Я маленький человек, ничего не могу
изменить в своей жизни. Я жертва обстоятельств".
В случае возникновения каких-либо проблем,
он перекладывает всю ответственность
на окружающих людей. Он все время плывет
по течению. С другой стороны, обыватель
не считается с другими людьми и берет
свое в одностороннем порядке, применяя
для этого силу. А если другой человек
сильнее, он подчиняется, потому что понимает
только язык силы. Общество для него неизбежно
выступает в качестве непреодолимой силы,
т.е. по отношению к нему, человек вынужден
занимать подчиненную, зависимую позицию.
Такой человек находится на начальной
ступени развития - позиции Силы.
Некоторые из обывателей
осознают неправильность такой жизненной
позиции, они начинают стараться
выглядеть сознательными, т.е. ответственными,
надежными людьми. Старательность у
них постепенно перерождается в
сознательность, и они переходят
на следующую ступень развития -
позицию Логики. Такой человек
свободно делает выбор между хочу и
надо. Он полностью отвечает за свои поступки.
В его сознание уже включены другие люди,
с их желаниями, потребностями. Он свои
личные интересы согласовывает с желаниями
других людей. Вследствие чего у него проявляется
зависимость от общепринятых представлений,
от мнения большинства. Его можно назвать
коллективистом.
Однако часть
людей не желает находиться в зависимости
от мнения большинства, не хочет быть,
как все. Стремление к независимости, желание
быть не таким как все, предопределяет
исход этого выбора: такой человек преодолевает
зависимость от общепринятых представлений
и начинает мыслить самостоятельно. Такого
человека можно назвать личностью. Личность
не нуждается ни в одобрении других, ни
в их согласии. В принятии решений он руководствуется
своими внутренними знаниями, которые
составляют основу его мировоззрения
и выстраданы им на собственном опыте.
Вот почему позиция, которую занимают
эти люди, называется позицией Знания.
Человек, стоящий на этой позиции, активно
формирует общество. Обычные люди, как
правило, не идут дальше третьей позиции.
Здесь видно, что человек, переходя с позиции
на позицию, становится более свободным
и способным.
Определив, на какой позиции находится человек, можно знать: чего ожидать от него, как он будет взаимодействовать с другими людьми, относиться к работе и любой иной деятельности.