Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 10:39, курсовая работа
За сто лет цивилизация во многом ушла далеко вперед, но Россия по-прежнему переживает тяжелые времена. Причины сегодняшнего недуга России во многом связаны с корыстно-насильственной преступностью, и чтобы бороться с этим опасным явлением, надо его изучать. Если «корысть» имеет более или менее постоянное содержание, то этого нельзя сказать о насилии. Время показывает, что насилие весьма изменчивое явление, так как постоянно совершенствуется, приобретая все более изощренные формы и становясь более жестоким. Причина этого - политические, экономические, идеологические и культурные изменения в обществе. Особенно это касается преступлений, направленных против личности, посягающих на ее честь, свободу, достоинство, здоровье и жизнь.
В-третьих, люди не совершают преступлений, так как правоохранительными органами проводится работа по предупреждению криминальных проявлений, устраняются причины и условия преступлений, усиливается административный надзор, работают патрульно-постовая служба, участковые оперуполномоченные милиции и т.д. Таким образом, люди не совершают преступлений, потому что им не дают этого делать. Они не боятся наказания, у них просто нет возможности совершить преступление, поскольку им не предоставляют такой возможности правоохранительные органы38.
В перечисленных случаях проявляется совокупное действие ряда превентивных мер: общего предупреждения преступлений, специальной профилактики, профилактического надзора, индивидуальной профилактики и т. д. Хотя вопросы борьбы с преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единого общего понятия в отношении совокупности этих мер до сих пор, по крайней мере - в российской науке и практике, не выработано. Применяются такие выражения, как «война с преступностью», «реагирование на преступность», «борьба с преступностью» и др. Реакция государства и общества на преступления и преступность обозначаются и такими терминами, как «социальный контроль», «контроль преступности», «управление преступностью». К настоящему времени среди криминологов нет единого мнения в понимании содержания понятия «предупреждение преступности». Наряду с ним используются такие понятия, как «профилактика преступлений» и «борьба с преступностью». Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают «предупреждение преступности»39, иные считают «профилактику», «предупреждение» и «предотвращение» преступлений синонимичными категориями и не разделяют их по сути. Высказывается в литературе и такое мнение, что следует различать профилактику (выявление и устранение причин и условий преступлений), предупреждение (установление лиц, которые стараются совершить преступление, и принятие к ним определенных мер с целью недопущения реализации их замыслов) и пресечение преступлений (выявление лиц, которые готовятся совершать преступления, и принятие к ним мер с целью недопущения перерастания приготовительных действий в покушение и оконченное преступление)40. Не вступая в полемику по соотношению понятий и исходя с позиций сугубо семантических в их равнозначности, заметим, что в науке и практике широко используется термин предупреждение преступности. Считаем, что он охватывает все сферы, виды и уровни профилактики преступлений и является составной частью борьбы с преступностью наряду с:
1) общей организацией борьбы с преступностью;
2) правоохранительной деятельностью.
Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых в различном сочетании может обеспечить комплексный подход к предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом соблюдается сочетание общесоциального и специального предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех основных сфер жизнедеятельности и социальных институтов; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; взаимодействие и координация деятельности всех субъектов профилактики; охват всей совокупности объектов, требующих профилактического воздействия; воздействие на совокупность причин и условий, способствующих преступному и иному антиобщественному поведению.
Например, по мнению М.М. Бабаева41, в зависимости от природы и характера факторов, порождающих преступность, и возможностей воздействия на них профилактические мероприятия можно разделить на четыре группы: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие и ликвидирующие.
Когда дело касается объективных обстоятельств, явлений или процессов, существование которых неизбежно или в силу определенных исторических условий не может быть устранено в относительно короткий срок, профилактические меры должны быть либо нейтрализующими (например, повышение уровня воспитательной работы в районах, где скапливается большое количество беженцев и люди сталкиваются с рядом объективных трудностей и сложных жизненных ситуаций), либо компенсирующими (например, забота государственных учреждений о детях, по тем или иным причинам лишенных нормальных условий семейного воспитания).
Если же речь идет о факторах, действие которых может быть непосредственно скорректировано с помощью конкретных мероприятий, то задача профилактической работы состоит в устранении неблагоприятных последствий таких факторов. Соответственно разрабатываются и осуществляются меры, которые предупреждают возникновение обстоятельств, играющих роль причин и условий совершения преступлений, или ликвидируют такие обстоятельства, если они возникли.
Всю эту совокупность профилактических мероприятий по их направленности и характеру принято подразделять на две большие группы: общесоциальные и специальные. При этом меры как первого, так и второго вида могут осуществляться на нескольких уровнях профилактики преступлений.
В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.
В структуре специальной профилактики преступлений мы согласны различать специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Наличие двух последних элементов специальной профилактики преступлений обусловлено, прежде всего тем, что перед непосредственным совершением преступления имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конфетную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводится до конца по независящим от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления могут совершаться в течение длительного периода времени.
Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы и предупредительных мероприятий.
В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия на разных этапах профилактики выделяют и так называемую раннюю профилактику42. Безусловно, именно ранняя профилактика играет ключевую роль в предупреждении преступности, когда еще антисоциальная направленность лица не носит устойчивый характер. От ее эффективности зависит объем мероприятий, которые осуществляются на стадиях предотвращения и пресечения преступлений.
Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику43. По его мнению, она отличается от ранней, во-первых, промежутком времени, которое отделяет лицо от момента возможного совершения преступления, и, во-вторых, степенью социальной вредности лица. Суть непосредственной профилактики, по Г.А. Аванесову, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.
Поскольку классификация специальной профилактики преступлений на специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений имеет довольно условный характер, а также потому, что предотвращение и пресечение имеют отношение к индивидуальному уровню предупредительного воздействия, то вся эта работа по отношению к преступности в целом, отдельных ее видов и групп преступлений является не чем иным, как профилактикой преступлений. Профилактика преступлений в настоящее время рассматривается как приоритетное направление в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Криминологические исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике.
Для предупреждения насильственной преступности важное значение имеют и меры общесоциальной профилактики, функция которой последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Она связана с наиболее продолжительными и масштабными видами деятельности, значительными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, укрепления культуры и морали и законности, социальной защищенности населения. Эти мероприятия имеют более масштабные цели, чем борьба с преступностью и предупреждение преступности - и таким образом общесоциальная профилактика преступлений выходит не только за рамки предупреждения (профилактики) преступлений, но и борьбы с преступностью.
Все эти виды деятельности имеют важный криминологический аспект. Как отмечалось выше, они служат основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам. Справедливо на эту особенность обратил внимание А.Э. Жалинский, который отметил, что «было бы одинаково неверно как исключать общесоциальные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступлений, так и считать их все профилактикой. Это - социальные мероприятия, которые дают профилактический эффект»44. Такой подход, на его взгляд, подчеркивает:
- роль общесоциальных мер в устранении криминогенных факторов;
- их отличие от специальных мер;
- компетенцию криминологов в сфере их исследования и практического использования.
В данном контексте нельзя не согласиться и с мнением Ю.М. Антоняна, утверждающего, что нельзя надеяться на снижение уровня преступности, если не будут решены вопросы снабжения населения необходимыми товарами и услугами, если не будет значительно улучшена воспитательная работа и не снижена социальная напряженность в обществе.
Общесоциальное предупреждение преступности подробно рассмотрено в криминологической литературе. Однако нельзя не отметить, что не все ученые разделяют вышеизложенный подход. Так, С. Герасимов - директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (ныне заместитель Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу) в своем докладе в Институте государства и права Российской академии наук в декабре 2001 г. сказал: «Вопреки традиционному и общепринятому в отечественной криминологии тезису полагаю, что отсутствуют основания для выделения так называемого общесоциального уровня предупреждения преступности, под которым понимается прогрессивное развитие общества: рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности людей. Это является не самим предупреждением, а его необходимой предпосылкой. В самом деле, разве можно, например, без оговорок утверждать, что рост материальной обеспеченности людей сам по себе является в чистом виде антикриминальным фактором, во всех случаях способствует если не снижению, то хотя бы ограничению преступности? По-видимому, нет»45. И далее автор указывает, что в странах с самым высоким уровнем жизни высокий (намного выше, чем в России) уровень преступности. Названные составляющие общесоциального уровня, по его мнению, несут в себе как позитивный (антикриминогенный), так и негативный (криминогенный) заряды. И говорить о том, что они по самой своей природе и значению противостоят преступности - грешить против истины. Но главное в том, отмечает автор, что трактовка прогрессивного развития общества в качестве общесоциального уровня предупреждения преступности сопряжена с идеологическим или социально-психологическим эффектом, который можно расценивать как расхолаживающий, демобилизующий.
«Интерпретация того, что фактически является предпосылками предупреждения преступности, как одного из его уровней, а именно - общесоциального, может породить (и уже породила) отнюдь не безвредную иллюзию, будто многое в данной области может быть решено как бы само собой, без активных целенаправленных усилий в рамках социального управления. Между тем то, что традиционно относится к общесоциальному уровню, само по себе, объективно существует лишь как возможность превентивного противодействия ей. Абстрактная или реальная, но возможность, которая может быть превращена в действительность, а может быть - нет. И это ни в коей мере не связано с принижением антикриминальной роли того, что названо предпосылками. Вопрос в том, как можно их использовать, ими распорядиться46.
Не вступая в полемику по данной проблеме, выскажем мнение академика Д.С. Лихачева, который пять лет назад в «Российской газете» сказал: «Нужно ясно осознавать, что к преступности ведут отсутствие нормальной жизни в семье, нищета а соседстве с окружающим богатством, плохая постановка начального и среднего образования, неуважение к закону, вызванное существующей зависимостью его от власти и денег. Поэтому, я убежден, с преступностью нужно бороться не только судебными решениями, но частично меняя уклад нашей жизни»47. Безусловно, что без общесоциальных мер сделать это невозможно.
Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.
Таким образом, основными направлениями предупреждения насильственной преступности станут:
I. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным правоохранительным ведомствам, как это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.
II. Пересмотр системы характера наказаний и мер изоляции
1. Целесообразно инициировать отмену моратория на применение смертной казни. Это наказание должно применяться в отношении виновных в умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, но только по соображениям справедливого возмездия в случае совершения наиболее тяжких преступлений.
Информация о работе Статистико-криминологический анализ насильственной преступности