Статистико-экономический анализ цен реализации зерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление факторов, влияющих на уровень цены одного центнера зерна, как положительных, так и отрицательных, путей уменьшения влияния неблагоприятных факторов. При этом чтобы более точно определить закономерности, складывающиеся в развитии уровня цены, проведем анализ при помощи динамических рядов. Это нам даст возможность определить тенденцию развития цены. Для выявления тенденции воспользуемся аналитическим методом. Как уже говорилось, на цену влияет множество факторов. Для выявления их влияния применим регрессионно-корреляционный анализ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….……3
1. Теоретические вопросы изучения статистики цен ………………….………4
1.1 Понятие и виды цен ………………………………………………………….4
1.2 Характеристика системы показателей статистики цен …………...………10
2. Статистико-экономический анализ цен реализации отдельного вида продукции ……………………………….……13
2.1 Метод группировок в статистико-экономическом анализе цен реализации ………………………………….13
2.2 Факторный анализ цен реализации отдельного вида продукции ……… 20
2.3 Анализ динамики цен ……………………………………………………….29
3. Прогнозирование уровня цен ………………………………………….……36
Заключение ……………………………………………………………..……….37
Список использованных источников ………………………….…….………...39
Приложение ……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая статистика.doc

— 471.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

 

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа  и аудита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СТАТИСТИКЕ

 

на тему «Статистико-экономический  анализ цен реализации зерна»

(№№ предприятий 10-40)

 

                                               

 

Выполнила студентка 3 курса

факультета заочного и ДО

специальность «Финансы и кредит»

 

                                                           Выполнила   _Алексеева Е. В.

                                                                                              (Ф.И.О.)

                                                                          Проверила       Попова В. Б.

                                                                               (Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

 

МИЧУРИНСК – 2010

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Теоретические вопросы изучения  статистики цен ………………….………4

1.1 Понятие и виды цен ………………………………………………………….4

1.2 Характеристика системы показателей статистики цен …………...………10

2. Статистико-экономический анализ  цен реализации отдельного                      вида продукции …………………………………………………………….……13

2.1 Метод группировок  в статистико-экономическом анализе  цен   реализации ……………………………………………………………………….13

2.2 Факторный анализ  цен реализации отдельного вида  продукции ……… 20

2.3 Анализ динамики  цен ……………………………………………………….29

3. Прогнозирование уровня  цен ………………………………………….……36

Заключение ……………………………………………………………..……….37

Список использованных источников ………………………….…….………...39

Приложение ……………………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Целью данной курсовой работы является выявление факторов, влияющих на уровень цены одного центнера зерна, как положительных, так и отрицательных, путей уменьшения влияния неблагоприятных  факторов. При этом чтобы более точно определить закономерности, складывающиеся в развитии уровня цены, проведем анализ при помощи динамических рядов. Это нам даст возможность определить тенденцию развития цены. Для выявления тенденции воспользуемся аналитическим методом. Как уже говорилось, на цену влияет множество факторов. Для выявления их влияния применим регрессионно-корреляционный анализ.

 

 

 

  1. Теоретические вопросы изучения статистики цен

 

  • 1.1 Понятие и виды цен
  •  

    Статистика цен является составной частью социально-экономической статистики, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.

    Цена является выражением стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики, на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т. д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

    Один из способов проникновения  в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую  цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового  механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа. Рассмотрим основные функции цен. 

       В рыночной экономике цена реализует свою учетную функцию. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, минералов и т. д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшении его качества, производители – в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того, чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, так как в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

    Цена выполняет также  стимулирующую функцию. Роль  этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

    Государством широко используется распределительная функция  цены, которая предполагает возможность  распределения и перераспределения  произведенной стоимости между  отдельными отраслями и секторами  экономики, различными регионами, социальными  группами населения и т. д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.

    Еще одной из функций  цены является функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат  к состоянию равновесия может быть достигнут за счет изменения цен или объемов производства.

    Роль и значение функции  цены как инструмента рационального  размещения и производства возрастет  по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

    Отметим, что функции цены действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии. В тесной взаимосвязи существуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которую можно классифицировать. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские цены. Кроме того, цены можно распределять в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, уровня регулирования цен и т. д. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

    В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие  основные виды:

    - оптовые цены на  продукцию промышленности;

    - цены на строительную  продукцию;

    - закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

    - тарифы грузового  и пассажирского транспорта;

    - розничные цены;

    - тарифы на коммунальные  и бытовые услуги, оказываемые  населению;

    - цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот.

    Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании.

    Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

      • оптовая цена предприятия;
      • оптовая цена промышленности.

    Оптовая цена предприятия  – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

    Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия  и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям.

    Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

      1. сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
      2. прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
      3. договорная цена.

    Закупочные  цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены- свободные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

    Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

     Состав розничной  цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

    Цены на бытовые и  коммунальные услуги – это плата  за различного рода услуги, оказываемые  населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

    В зависимости от признака степени свободы цен от воздействия  государства при их определении  различают следующие виды цен:

    1) Свободные цены –  свободно складываются на рынке  под воздействием спроса и  предложения независимо от какого  бы то ни было прямого влияния  государственных органов

    2) Регулируемые цены  – складываются под влиянием  спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

    3) Фиксированные цены  – прямо устанавливаются государством  в лице каких-либо органов власти  и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях.

    Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

      1. отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;
      2. находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

    Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров  и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных товарных рынков.

      Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цены играют важную роль не только в экономике  в целом, но и в предпринимательской  деятельности отдельных предприятий, так как от  их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определение объемов инвестиций.

    Информация о работе Статистико-экономический анализ цен реализации зерна