Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление факторов, влияющих на уровень цены одного центнера зерна, как положительных, так и отрицательных, путей уменьшения влияния неблагоприятных факторов. При этом чтобы более точно определить закономерности, складывающиеся в развитии уровня цены, проведем анализ при помощи динамических рядов. Это нам даст возможность определить тенденцию развития цены. Для выявления тенденции воспользуемся аналитическим методом. Как уже говорилось, на цену влияет множество факторов. Для выявления их влияния применим регрессионно-корреляционный анализ.
Введение …………………………………………………………………….……3
1. Теоретические вопросы изучения статистики цен ………………….………4
1.1 Понятие и виды цен ………………………………………………………….4
1.2 Характеристика системы показателей статистики цен …………...………10
2. Статистико-экономический анализ цен реализации отдельного вида продукции ……………………………….……13
2.1 Метод группировок в статистико-экономическом анализе цен реализации ………………………………….13
2.2 Факторный анализ цен реализации отдельного вида продукции ……… 20
2.3 Анализ динамики цен ……………………………………………………….29
3. Прогнозирование уровня цен ………………………………………….……36
Заключение ……………………………………………………………..……….37
Список использованных источников ………………………….…….………...39
Приложение ……………………………………………………………………..40
1.2 Характеристика
системы показателей
Цены – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, различным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений, должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражение в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статистике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
Таблица 1 – Система показателей статистики цен
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели |
1 |
2 |
3 |
Уровень цен |
Индивидуальный уровень |
Моментная цена товарного вида |
Средний уровень |
Средняя цена на дату и за период: по товарной группе; по территории; по субрынкам; по группе покупателей | |
Обобщающий уровень |
Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней, обобщающей цены к доходу | |
Структура цены |
Себестоимость, наценки, скидки, налоги |
Удельный вес каждого
элемента в конечной цене товара; удельный
вес валового дохода в товарообороте;
соотношение оптовых и |
Соотношение цен |
Коэффициент соотношения цен регионов, субрынков, товаров |
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношения цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Вариация цен |
Показатели вариации цен в пространстве и во времени |
Распределение цен в пределах товарной группы; уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике; уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальной группе населения |
Динамика цен |
Показатели динамики отдельных товаров, представителей товарных групп, всех товаров |
Индивидуальные индексы цен; общий индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товаров и мнениям покупателей |
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен |
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
1 |
2 |
3 |
Эластичность |
Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов; зависимости цен одних товаров от цен других |
Эмпирический коэффициент эластичности; теоретический коэффициент эластичности |
В системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. Поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров.
2. Статистико-экономический
анализ цен реализации
2.1 Метод группировок в статистико-экономическом анализе цен реализации
Первым этапом статистического исследования является сбор массовых данных о каждой единице изучаемой совокупности. Например, о каждом гражданине при переписи населения, каждом колхозе или совхозе при изучении эффективности производства и т. д. Эти данные надо обработать таким образом, чтобы скрытые в них важные связи и закономерности выступили наружу и позволили сделать правильные теоретические и практические выводы.
Эта задача решается с помощью статистической группировки, представляющей собой метод расчленения сложного общественного явления на существенно отличные группы для всесторонней характеристики их состояния, развития и взаимосвязей.
Статистическая группировка позволяет решить следующие основные задачи:
Статистические группировки делятся на типологические, структурные и аналитические.
Типологическая группировка – это разделение исследуемой совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с изучаемыми признаками.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Явления общественной жизни и отражающие их признаки тесно взаимосвязаны. Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется аналитической группировкой.
Особенности аналитической
группировки состоят в
Объекты характеризуются многими различными признаками. При этом группировка их может быть проведена по одному или нескольким. Если группы образуются по одному признаку, то группировка называется простой. Если же для выделения групп берутся два или более признаков в сочетании, т. е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные подгруппы подразделяются еще на подгруппы и т. д., то подобные группировки называются комбинированными.
Особо в статистике выделяют ряды распределения, которыми называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному варьирующему признаку. Ряды распределения – это первый и наиболее простой способ обобщения статистических данных.
В данной курсовой работе группировочным признаком является цена одного центнера зерна.
выручка от реализации
Цена 1 ц = валовой сбор
По имеющимся данным в приложении составим ранжированный ряд.
Таблица 2 - Ранжированный ряд распределения предприятий по цене 1 ц.
№ предприятия |
Цена 1 ц, руб. |
23 |
4,5 |
39 |
25,5 |
20 |
35,9 |
26 |
56,7 |
30 |
66,8 |
29 |
68,1 |
40 |
69,1 |
16 |
70,3 |
25 |
74,4 |
32 |
75,4 |
35 |
76,6 |
17 |
77,2 |
12 |
80,1 |
27 |
80,4 |
22 |
80,9 |
28 |
84,8 |
13 |
86,4 |
24 |
86,9 |
33 |
89,3 |
31 |
92,4 |
37 |
97,4 |
36 |
99,4 |
14 |
100,2 |
34 |
106,0 |
19 |
106,3 |
11 |
108,5 |
15 |
110,8 |
38 |
111,9 |
18 |
125,3 |
21 |
143,5 |
Рисунок 1 - Основа распределения предприятий по цене 1 ц. зерна
Используя метод равных интервалов составим 3 группы предприятий в зависимости от цены одного центнера.
Величина интервала = (143,5 - 4,5) / 3 = 46,3 руб.
Таким образом группы имеют следующие интервалы:
1-ая группа 4,5 – 50,8 руб.
2-ая группа 50,9 – 97,8 руб.
3-я группа 97,3 – 143,6 руб.
Как предприятия распределяются по данным группам показано на рис. 2 и в таблице 3.
Таблица 3 – Интервальный ряд распределения предприятий по цене 1 ц зерна
№ группы |
Интервал |
№№ предприятий |
Число предприятий в группе |
Удельный вес группы предприятий в общей массе совокупности, % | |
I |
4,5 |
50,8 |
23, 39, 20, 26 |
4 |
14 |
II |
50,9 |
97,2 |
30, 29, 40, 16, 25, 32, 35, 17, 12, 27, 22, 28, 13, 24, 33, 31 |
16 |
53 |
III |
97,3 |
143,6 |
37, 36, 14, 34, 19, 11, 15, 38, 18, 21 |
10 |
33 |
Итого |
– |
– |
30 |
30 |
100 |
Рисунок 2 - График интервального ряда распределения предприятий по группам в зависимости то цены 1 ц.
Для нахождения показателей
экономической эффективности
Таблица 4 – Вспомогательная
таблица для определения
Интер-вал |
№ пред-приятия |
Посеяно, га |
Полная себесто-имость, тыс. руб. |
Цена 1 ц, руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Валовой сбор |
Затраты труда, ч/ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4,5 – 50,8 |
23 |
1976 |
180 |
4,5 |
230 |
50613 |
52 |
39 |
1340 |
510 |
25,5 |
520 |
20390 |
17 | |
20 |
3660 |
2550 |
35,9 |
2840 |
79071 |
40 | |
26 |
2000 |
1120 |
56,7 |
1970 |
34765 |
25 | |
Всего |
- |
8976 |
4360 |
122,6 |
5560 |
184839 |
134 |
50,9 – 97,2 |
30 |
5848 |
5170 |
66,8 |
5440 |
81403 |
40 |
29 |
4180 |
3260 |
68,1 |
5990 |
87905 |
52 | |
40 |
5635 |
3590 |
69,1 |
7880 |
114062 |
92 | |
16 |
4771 |
2890 |
70,3 |
4270 |
60728 |
37 | |
25 |
593 |
430 |
74,4 |
1190 |
16005 |
11 | |
32 |
1674 |
1430 |
75,4 |
2020 |
26801 |
13 | |
35 |
1297 |
1640 |
76,6 |
2360 |
30818 |
23 | |
17 |
760 |
950 |
77,2 |
1560 |
20195 |
12 | |
12 |
5300 |
4440 |
80,1 |
5360 |
66897 |
67 | |
27 |
6950 |
4330 |
80,4 |
7990 |
99369 |
70 | |
22 |
4610 |
6080 |
80,9 |
9760 |
120703 |
85 | |
28 |
2842 |
2560 |
84,8 |
3620 |
42704 |
17 | |
13 |
3900 |
4510 |
86,4 |
5140 |
59490 |
59 | |
24 |
4000 |
6670 |
86,9 |
8480 |
97713 |
123 | |
33 |
5100 |
6510 |
89,3 |
8150 |
91306 |
83 | |
31 |
4810 |
5600 |
92,4 |
9440 |
102185 |
124 | |
Всего |
- |
62269 |
60060 |
1259,1 |
88650 |
1118264 |
908 |
97,3 – 143,6 |
37 |
1242 |
1090 |
97,4 |
2220 |
22785 |
13 |
36 |
2919 |
3590 |
99,4 |
3970 |
39922 |
32 | |
14 |
3800 |
4810 |
100,2 |
9550 |
95293 |
62 | |
34 |
5774 |
5060 |
106,0 |
8500 |
80195 |
55 | |
19 |
2960 |
3780 |
106,3 |
5950 |
55991 |
30 | |
11 |
5500 |
7570 |
108,5 |
13700 |
126279 |
95 | |
15 |
5247 |
4380 |
110,8 |
11130 |
100461 |
88 | |
38 |
1550 |
1720 |
111,9 |
3290 |
29392 |
31 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
18 |
970 |
1080 |
125,3 |
2500 |
19960 |
16 | |
21 |
761 |
1360 |
143,5 |
3180 |
22160 |
18 | |
Всего |
- |
30723 |
34440 |
1109,3 |
63990 |
592438 |
440 |
Итого по 3 гр. |
- |
101968 |
98860 |
2491 |
158200 |
1895561 |
1482 |
Рассчитаем следующие показатели по каждой группе (по суммам из таблицы 3):
Себестоимость одного ц, руб. = полная себестоимость, руб. / валовой сбор, ц;
Затраты труда на один ц, чел/часов = общие затраты труда, чел/часов / валовой сбор, ц;
Прибыль на один га, руб. = (выручка от реализации – полная себестоимость) / посевная площадь, га;
Прибыль на один ц, руб. = (выручка от реализации – полная себестоимость) / валовой сбор, ц;
Уровень рентабельности, % = ((выручка от реализации – полная себестоимость) / полная себестоимость) * 100 %
Результаты занесем в таблицу 4.
Таблица 5 – Экономическая эффективность зерновых в зависимости от цены 1 ц
№ гру-ппы |
Число предп-риятий в группе |
Средняя | |||||
Цена 1 ц зерна руб. |
Себесто-имость 1 ц зерна, руб. |
Затраты труда на 1 ц, чел/часов |
При-быль на 1 га, руб. |
При-быль на 1 ц зерна, руб. |
Уровень рентабе-льности, % | ||
I |
4 |
30,7 |
23,6 |
07, |
133,7 |
6,5 |
27,5 |
II |
16 |
78,7 |
53,7 |
0,8 |
459,1 |
25,6 |
47,6 |
III |
10 |
110,9 |
58,1 |
0,7 |
961,8 |
49,9 |
85,8 |
По совокупности |
83,0 |
52,2 |
0,8 |
581,9 |
31,3 |
60,0 |
По данной таблице
можно сделать следующие
В среднем цена 1 ц зерна в изучаемых предприятиях составляет 83 руб. и в целом производство зерна является прибыльной отраслью сельского хозяйства.
2.2 Факторный
анализ цен реализации
Информация о работе Статистико-экономический анализ цен реализации зерна