Статистико-экономический анализ земельных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы провести статистико-экономический анализ земельного фонда Тамбовской области.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть классификацию земельного фонда;
- провести анализ размера и состава земель;
- проанализировать состояние и использование земельных угодий;
- осуществить анализ посевных площадей.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические вопросы статистического изучения земельного фонда 5
1.1.Понятие и классификация земельного фонда 5
1.2.Статистические показатели земельного фонда 10
2.Статистико-экономический анализ земельного фонда Тамбовской области 14
2.1.Анализ размера и состава земельного фонда 14
2.2. Анализ состояния и использования земельных угодий 18
2.3.Анализ посевных площадей 23
3 Расчет размера и показателей состояния и использования земельных угодий Тамбовской области на перспективу 30
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_selskogo_khozyaystva_Rossyskoy_Fed.docx

— 113.87 Кб (Скачать)

 

Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СТАТИСТИКЕ

 

 

на тему: «Статистико-экономический анализ земельных фондов

 

 

Выполнила:

студентка II курса

 

 

 

Содержание.  
Введение                                                                                                                   3 
1.Теоретические вопросы статистического изучения земельного фонда          5 
1.1.Понятие и классификация земельного фонда                                                 5 
1.2.Статистические показатели земельного фонда                                            10 
2.Статистико-экономический анализ земельного                                         фонда Тамбовской области                                                                                  14 
2.1.Анализ размера и состава земельного фонда                                               14 
2.2. Анализ состояния  и использования земельных угодий                             18 
2.3.Анализ посевных площадей                                                                           23 
3 Расчет размера и показателей состояния и использования земельных угодий Тамбовской области на перспективу                                                                   30 
Заключение                                                                                                             36 
Список использованных источников                                                                  38  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

  

 

Введение.  
 
    С ростом населения все большие  территории превращаются в пахотные земли и пастбища. Исчезают леса, луга, гибнут звери и птицы. Для  сохранения планеты очень важно определить, при каком способе продуктов питания наиболее экономично используется земля.  
    Население планеты растет, поэтому сельское хозяйство должно увеличивать объем  продукции, а ресурсы земли ограничены. 
    В сельском хозяйстве земля - главное средство производства, функционирующее одновременно как предмет труда и как средство труда. Земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без неё не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии. Результаты сельскохозяйственного производства зависят не только от размеров и местоположения земельного участка, а в главной степени от эффективности использования земельных ресурсов.  
    Городские земли обладают правовым режимом, отличным от режима прочих категорий земель. Земли за пределами городской черты служат резервом для расширения территории города и выполняют защитную и санитарно-гигиеническую роль. Они могут использоваться и как место отдыха населения. Эти территории выделяются в пригородную и зеленую зоны города, подлежащие особой охране.  
    На  современном этапе формируется  многоукладная система, которая  призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех субъектов  общества, начиная от государства, предприятий  и кончая гражданами. Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. 
    В Тамбовской  области с её разнообразными природными и климатическими условиями  почти нет земель, которые бы в  настоящее время не нуждались в улучшении, в повышении уровня эффективного плодородия. Площади пашни и других сельскохозяйственных угодий ежегодно сокращаются за счет строительства автодорог, заводов и других несельскохозяйственных объектов. 
    Незаменимость, ограниченность земли, повышение ее значения по мере роста плотности населения и ухудшения окружающей среды, ценность земли как недвижимого имущества и капитала вызывают острую потребность ее статистического изучения. Сложность земли как объекта статистического исследования приводит к тому, что ее изучают органы государственной статистики, органы Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, а также научно-производственные системы Минсельхоза РФ, органы хозяйственного управления и научные учреждения.  
    Наиболее важными задачами анализа на всех уровнях управления является контроль состояния и использования земель.  
    При изучении земли, как важнейшего условия  производства, статистика решает ряд  общих задач: изучает ее размеры, состав, состояние, движение, использование, соотношение с другими факторами. Специфическими для данного вида ресурсов являются задачи учета возможностей и фактического проведения коренных улучшений земель, превращения угодий одних видов в другие, более продуктивные, а также оценки плодородия почв, получение статистических показателей их качества. 
    Цель  данной курсовой работы провести статистико-экономический  анализ земельного фонда Тамбовской области. 
    Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи: 
- рассмотреть  классификацию земельного фонда; 
- провести  анализ размера и состава земель; 
- проанализировать  состояние и использование земельных  угодий; 
- осуществить  анализ посевных площадей.  
  
  

1 Теоретические вопросы статистического  изучения земельного фонда. 
     1.1 Понятие и классификация земельного фонда.  
     Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для  удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.). 
    Земельные ресурсы – сдерживающий (лимитирующий) или стимулирующий фактор развития региона – это некое пространственное вместилище общественной жизни. 
    Земельные ресурсы следует рассматривать как объект природы, объект хозяйствования, объект собственности. Эта многоплановость земельных ресурсов негативно сказывается на разработке земельных отношений и их регулирования. В стране до сих пор нет научно-обоснованной классификации земель, что сказывается и на оценке последней, особенно на стоимости земли.  
    Земельный фонд региона – это все земли  региона, независимо от назначения и  форм собственности на них. Общая площадь земельного фонда в административных границах Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года составила 3446,2 тысячи гектаров. 
    По  формам собственности, определяемым действующим  законодательством, выделяются земли, находящиеся в государственной собственности (федеральной и субъектов федерации), муниципальной, частной в разных ее формах (индивидуальной, кооперативной, акционерной, коллективной совместной, коллективно-долевой и др .), смешанной. Земли государственной и муниципальной собственности могут находится в постоянном, краткосрочном (до трех лет) и долгосрочном пользовании отдельных  землепользователей. Земли всех форм собственности могут находиться также в аренде.  
    В общем плане структура земельного фонда формируется следующими категориями  земель: 
        1. Земли сельскохозяйственного  назначения:

Пахотные; 
Сенокосные; 
Пастбищные; 
Под многолетними насаждениями и кустарниками.

Лесохозяйственные земли:

Природоохранные; 
Защитные: водозащитные, полосы вдоль транспортных магистралей, санитарно-гигиенические, промысловые; 
Лесопромышленные;

Земли населенных пунктов (земли поселений):

Городские; 
Земли пригородной зоны; 
Поселково-сельские; 
Дачные кооперативные.

Водохозяйственные (земли водного фонда):

Морских акваторий; 
Речных артерий; 
Озерные; 
Водохранилищ и прудов.

Промышленные:

Земли под промышленными застройками; 
Производственно-инфраструктурные; 
Горнопромышленные.

Транспортные:

Автодорожные; 
Железнодорожные;

Трубопроводные; 
Электроэнергетические.

 

              7.Земли запаса и фонда  перераспределения. 
              8.Земли особо охраняемых территорий:

 

               8.1. Национально-парковые;

 

               8.1.Заповедные;

 

               8.2. Заказниковые;

 

               8.3. Земли памятников природы;

 

               8.4. Земли дендрологических, ботанических, экологических садов  и парков.

 

     Можно также  выделять дополнительно следующие категории земель: 
                9. Рекреационные:

 

                9.1.Санаторно-курортные;

 

                9.2 Пляжно-оздоровительные;

 

                9.3. Парковые;

 

                9.4. Горно-оздоровительные;

 

             10. Природно-восстановительные  земли:

 

               10.1. Насаждения вдоль  транспортных магистралей;

 

               10.2. Водоохранные насаждения;

 

               10.3. Рекультивируемые земли;

 

               10.4. Санитарно-гигиенические  зеленые насаждения;

 

               10.5. Земли запретных полос.

 

    Каждая  из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового  режима, установленного земельным законодательством.  
    Основную  часть земельного фонда составляют земли сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйственного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.). Площадь земель  данной категории в 2010 году составила 2829,2 тысяч гектаров. Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С учетом экономической и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т. д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. 
    Все остальные категории земель имеют  несельскохозяйственное назначение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для развертывания хозяйственной деятельности людей. Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим определяется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развитием производительных сил, лесного и водного хозяйства. 
    Земли населенных пунктов представляют собой  все земли в пределах городской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. Площадь земель, отнесенных к данной категории, составляет 215,8 тыс. га. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, сооружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения - улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами. Всего на территории области расположено 307 муниципальных образований, из них:7 городских округов, 23 муниципальных района, 13 городских поселений, 264 сельских поселений. 
    Земли промышленности, транспорта и другого  несельскохозяйственного назначения - это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач: строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют землями специального несельскохозяйственного назначения. На землях этой категории расположено 695 объектов различного назначения на площади 49,3 тысячи гектаров. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприятий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий связи и электропередачи и др.). 
    К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения относятся  земли заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, истории и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др. Площади этой категории земель не изменились и составляют 10,7 тысяч гектаров. Всего в области имеется 92 объекта особо охраняемых территорий. Правовой режим указанных земель отличается тем, что они полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается. 
    Правовой  режим земель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда - это земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав которого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ. Площадь данной категории составляет 340,6 тыс. гектаров.     

Землями водного фонда являются земли, занятые  водными объектами (реками, озерами, ледниками и т. д.), а также прилегающие  к водоемам земли, связанные с использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На правовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодательства. Площадь земель водного фонда составляет 7,7 тысяч гектаров. Территория фонда представлена реками Цна, Ворона, Воронеж, а также крупными озерами и водохранилищами. 
    Землями запаса являются все земли, не предоставленные  каким-либо субъектам или в отношении  которых право пользования прекращено. Площадь земель запаса составляет 2,9 тыс. га.  Эти земли не закреплены за гражданами и юридическими лицами и находятся в ведении районных органов местного самоуправления.   
 
     

 

 

 

 

 

1.2 Статистические показатели земельного  фонда  
 
    Наличие земель учитывается в физическом (натуральном) выражении ее площади в виде моментных уровней по состоянию на 1 января. Поступление и выбытие земель за период характеризуется интервальными уровнями. Средние размеры определяются в зависимости от задач анализа за определенный момент или за период. 
    Статистика  изучает использование земельного фонда в сельскохозяйственном производстве с помощью ряда показателей. Показателями использования являются размеры площади сельскохозяйственных угодий по отдельным видам и результаты соотношения отдельных видов угодий между собой. К показателям использования сельскохозяйственных угодий относится результат сравнения наиболее продуктивной части пашни с общей площадью сельскохозяйственных угодий. Прямыми показателями уровня использования сельскохозяйственных угодий служат размеры продукции в натуральном и стоимостном выражении на 100 га соответствующей площади. 
    Условно-натуральные  показатели используют для характеристики общего размера сельскохозяйственных угодий при разном их составе и плодородии. Условная пашня определяется путем умножения площади многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей на коэффициент их продуктивности по отношению пашне, принятый за 1. 
    Сопоставимые  сельскохозяйственные угодья определяются для целей планирования умножением физической их площади коэффициенты, отражающие уровень обеспеченности хозяйств или районов экономическими ресурсами по сравнению с эталоном: 
    S сопост. = S физич. * I фондообеспеченности и трудообеспеченности. 
Одним из показателей, характеризующих фактическое  состояние и степень использования  земли, является структура земельных  угодий. По такому показателю  можно определить, насколько эффективно используются земельные угодья и какие имеются резервы дальнейшего освоения земель.  
    Земельный фонд изучается не только в количественном измерении, но и с учетом качества почв, бонитировки и экономической оценки земель с позиции их производительной способности. Под бонитировкой понимается сравнительная оценка пригодности почвы по основным факторам плодородия для возделывания сельскохозяйственных культур (обеспеченность гумусом, содержание питательных веществ и др.).  
  
  
  
  
 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Статистико-экономический  анализ земельного фонда Тамбовской  области 
     2.1 Анализ размера и состава земельного  фонда  
     Размер земель изучается по стране и территориям в целом, а также по формам собственности, целевому назначению, землепользователям и видам угодий. Наличие абсолютных показателей в этих разрезах позволяет получать простые и сложные ряды показателей структуры и относительные показатели координации, характеризующие состав земель. При сохранении общей площади области движение земель происходит между формами собственности, категориями земель, землепользователями, видами угодий, отдельными территориями и административными подразделениями. 
      По  данным годовых отчетов определим  показатели структуры земельного фонда по категориям земель, за последние 2 года. 
    По  данным нижеприведенной таблицы исследуем динамику состава земельного фонда по категориям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 1 - Распределение земельного фонда Тамбовской области по категориям.

Категория земель

2009 г.

2010 г.

площадь, тыс. га

%

площадь, тыс. га

%

Земли сельскохозяйственного  назначения

2821,4

81,9

2829,2

81,8

Земли населенных пунктов

215,6

6,3

215,6

6,3

Земли промышленности транспорта, связи и иного  назначения

49,3

1,4

49,3

1,4

Земли особо охраняемых территорий

10,7

0,3

10,7

0,3

Земли лесного фонда

338,6

9,8

340,6

9,9

Земли водного фонда

7,7

0,2

7,7

0,2

Земли запаса

2,9

0,1

2,9

0,1

Итого

3446,2

100

3456,2

100


 

 

Можем сделать вывод, что общая земельная площадь Тамбовской области за 2009-2010 годы не изменилась. За два года в структуре земельной площади наибольший удельный вес занимают земли сельскохозяйственного назначения. В среднем эти земли занимают 81,9 % от всего земельного фонда. За отчетный период площадь земель сельскохозяйственного назначения  уменьшилась на 7,8 тысяч гектаров. Площадь земель населенных пунктов не изменилась. Земли лесного фонда увеличились на 2,0 тысяч гектаров.   
     Площадь земель особо охраняемых территорий не изменились и составляют 10,7 тысяч гектаров. Площадь лесного фонда уменьшилась на 2 тыс. гектаров за счет перевода лесных площадей находящихся в придорожной полосе железной дороги в земли промышленности и иного специального назначения и составила  340,6  тыс. гектаров. Площадь земель водного фонда осталась без изменений. За отчетный период площадь земель запаса не изменилась и составляет 2,9 тыс. га 
     Изменения структуры земельного фонда за 2 года не происходили. Это связано с тем, что общая площадь Тамбовской области за 2 года оставалась прежней и составляет 3446,2 га, а изменения абсолютных показателей земель по категориям были не значительны.  
 
Рисунок 1 - Структура земельной площади Тамбовской области в 2010 году.

Информация о работе Статистико-экономический анализ земельных фондов