Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:18, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Закона об ОРД.5 Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД, которые рассматривались выше.
В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД.
После Конституции РФ, главная роль в правовом регулировании ОРД по праву принадлежит Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", принятому Государственной Думой 5 июля и вступившему в силу 12 августа 1995 г. Первоначальная редакция Закона об ОРД 1995 г. претерпела ряд изменений и дополнений. В частности, Федеральный закон от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ уточнил в п. 4 ч. 1 ст. 13 название одного из субъектов ОРД – Федеральных органов государственной охраны.
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ включил в перечень органов, осуществляющих ОРД, (ст. 13) подразделения Министерства юстиции в связи с передачей в его ведение уголовно-исполнительной системы, которая прежде находилась в подчинении МВД России.
Федеральный закон от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ внес изменения и дополнения, обусловленные, прежде всего, присоединением Российской Федерации к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и необходимостью в связи с этим совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан в ходе ОРД.
Внесение
поправок в закон, кроме того, преследовало
цель повышения эффективности
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ внес дополнения в ст.ст. 5 и 8, уточняющие основания и процедуру прослушивания телефонных переговоров.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ внес изменения и дополнения в ст.ст. 6 и 13, обусловленные созданием Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упразднением федеральных органов налоговой полиции. Таким образом, Закон об ОРД находится в состоянии постоянного совершенствования, а наиболее радикальные предложения специалистов сводятся к необходимости разработки и принятия новой редакции этого закона.
Правовую основу ОРД, кроме указанного закона, составляют довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
–
устанавливающие общие
– регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
– регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
К законодательным актам, устанавливающим общие положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.
Уголовный кодекс определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является согласно ст. 7 Закона об ОРД основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может.6
В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ раскрывает понятие тяжкого преступления, признаки которого, согласно ст. 8 Закона об ОРД, являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Институт деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) лежит в основе реализации одной из важных норм Закона об ОРД, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами. Установление целого ряда уголовно-правовых запретов (ст.ст. 137-139, 283, 286, 293, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
К
законодательным актам, устанавливающим
общие положения оперативно-
Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании преступлений (ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150), что, согласно ст. 8 Закона об ОРД, является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), виды доказательств (ст. ст. 74-81 УПК), способы их собирания, проверки и оценки (ст. ст. 86-88 УПК), понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (п. 36(прим) ст. 5) и их использование в доказывании (ст. 89 УПК), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.
Одним из составных элементов правовой базы ОРД являются законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД. Они закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:
– Закон Российской Федерации "О полиции" от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ, который в числе прав полиции, перечисленных в ст. 11, закрепил возможность осуществления оперативно-розыскных мер для выполнения возложенных на нее обязанностей; получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок и документов; безвозмездного получения от предприятий, организаций и учреждений информации, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения и другие полномочия, используемые для осуществления ОРД;
– Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г., Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июня 1995 г., а также Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, которые закрепили за учреждениями уголовно-исполнительной системы право осуществления оперативно-розыскной деятельности для решения возложенных задач и оказания содействия другим оперативным службам в предупреждении и раскрытии преступлений;
– Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г. (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ), который в ст. 10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и др.);
– Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г., который в ст. 408 закрепил право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях решения возложенных на них задач и обеспечение собственной безопасности, а в главе 42 регламентировал использование контролируемых поставок в целях пресечения незаконного оборота наркотических средств и других контрабандных предметов;
– Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г., который наряду с другими функциями наделил органы внешней разведки правом осуществления предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной безопасности;
– Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., указавший в ст. 30 на возможность осуществления органами пограничной службы оперативно-розыскной деятельности для обеспечения собственной безопасности;
– Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г., закрепивший в ст. 15 право федеральных органов государственной охраны на осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах решения возложенных на них задач, в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
– Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г., определивший полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести следующие законы:
– Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах от 8 января 1998 г., в котором разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 36), а органы, осуществляющие ОРД, наделяются правом на проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с их незаконным оборотом (ст. 49);
–
Закон Российской Федерации "О
государственной тайне" от 21 июля
1993 г., который определил перечень
сведений в области оперативно-
К этой же группе можно отнести законодательные акты, регламентирующие процедуры получения сведений, составляющих тайну частной жизни граждан:
– Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г., запретивший в ст. 11 сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан, а равно информации, нарушающей личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений без судебного решения;
– Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепивший в ст. 139 понятие служебной и коммерческой тайны, а в ст. 857 – понятие банковской тайны;
– Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г., установивший в ст. 26 процедуру получения сведений о счетах и вкладах физических и юридических лиц, составляющих банковскую тайну;
– Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г., установивший обязанность редакции средства массовой информации сохранять в тайне источник опубликованных ею сведений, а также некоторые другие законодательные акты.
К правовой основе ОРД, согласно ч. 1 ст. 3 Закона об ОРД, относятся также иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
К
нормативным правовым актам федеральных
органов государственной
– Указы Президента Российской Федерации;
– Постановления Правительства Российской Федерации;
– Акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства с точки зрения их конституционности.