Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:18, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ Закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища. Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 8 и 9 Закона об ОРД.
Вместе с тем следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и некоторые другие. 3
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 Закона об ОРД. В части 1 данной статьи закреплена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдение прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Следует отметить, что оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать указанных конституционных прав личности. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью в полной мере соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).
Под обеспечением соблюдения прав граждан следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Закона об ОРД, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение при этом условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение этих прав.
Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится или пользующиеся им на законном основании, т.е. имеющие соответствующие правоустанавливающие документы (договор аренды, найма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.). Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища допускается только на основании судебного решения.
Сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" (ст. 13) вправе беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление.
Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи. Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения.
В ст. 5 Закона об ОРД, кроме того, заложен механизм реализации конституционной нормы о праве граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ); регламентируется порядок судебной защиты нарушенных прав граждан; устанавливаются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.
Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных принципов. Конспирация – основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью.
Принцип конспирации означает необходимость, и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.
Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации.
В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в ст.ст. 17 и 18 Закона об ОРД.
Оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности, в связи, с чем осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина.
Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.
Порядок
и правила конспирации
Принцип конспирации ОРД проявляется в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен довольно обширный перечень информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ. Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами ограниченного доступа, с которыми могут ознакомиться должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
В этих нормативных актах принцип конспирации получил наиболее детальную конкретизацию.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение самой оперативно-розыскной деятельности.
Данный
принцип означает тесную взаимосвязь
оперативно-розыскной и
Сочетание
гласных и негласных методов
позволяет проверять
Кроме перечисленных в ст. 3, Закон об ОРД содержит еще ряд принципов, базирующихся на Конституции РФ и являющихся основополагающими началами всей оперативно-розыскной деятельности.
Принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, нашел отражение в ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД, где говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
Принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля.
Судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Парламентский контроль за ОРД осуществляется постоянными комитетами и комиссиями в составе палат Федерального Собрания.
Прокурорский надзор за ОРД осуществляется на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. и в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД.
Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 Закона об ОРД.
Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью означает, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно. Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья статьи 55 Конституции РФ гласит, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно производство предварительного расследования.
Принцип наступательности является весьма характерным для оперативно-розыскной деятельности. Он состоит в направленности оперативно-розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступной деятельности и выявление неизвестных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно-розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть направлены на предупреждение и пресечение преступлений.
Принцип разделения полномочий имеет важное значение в организации оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.