Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:18, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.
В
законодательном перечне
Вместе
с этим нельзя не отметить, что в
перечне оперативно-розыскных
Некоторые
оперативно-розыскные
Однако
указанные оперативно-
Вместе
с этим целый ряд оперативно-
Примером, наглядно иллюстрирующим регулирование правоотношений между гражданином и органом, полномочным к проведению ОРД, может служить Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №1148-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Семена Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 6, 7 и 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"1
В
указанном определении
По
мнению заявителя, нормы неконституционны,
поскольку позволяют провести без
судебного решения оперативно-
КС
РФ отклонил указанные доводы и разъяснил
следующее.
По смыслу Закона об оперативно-розыскной
деятельности технические средства, в
т.ч. средства аудио- и видеозаписи, применяются
в соответствии с общим порядком проведения
оперативно-розыскных мероприятий для
фиксации их хода и результатов. Применение
технических средств фиксации наблюдаемых
событий само по себе не предопределяет
необходимости вынесения об этом специального
судебного решения. Такое решение суда
признается обязательным условием для
проведения отдельных оперативно-розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные
права человека и гражданина.
«Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №1148-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чередниченко Семена Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 6, 7 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина С.В.Чередниченко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1.
В своей жалобе в
2. Конституционный Суд РФ, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
По смыслу Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», применение технических средств, в том числе средств аудио- и видеозаписи, осуществляется в соответствии с общим порядком проведения оперативно-розыскных мероприятий для фиксации их хода и результатов. Применение технических средств фиксации наблюдаемых событий само по себе не предопределяет необходимость вынесения о том специального судебного решения, которое признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006года №268-О, от 16 ноября 2006года №454-О, от 20 марта 2007года №178-О-О, от 17 июля 2007года №597-О-О и от 21 октября 2008года №862-О-О).
Таким образом, оспариваемые заявителем статьи его конституционные права не нарушают, а потому его жалоба, как не отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята им к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь ч.2 ст.40, п.2 ч.1 ст.43, ч.1 ст.79, ст.ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1.
Отказать в принятии к
2.
Определение Конституционного
Оперативно-розыскная деятельность основывается на соблюдении определенных принципов. Под принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.
Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.
В ст. 3 Закона об ОРД закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.
Принципы
законности, уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина
традиционно относятся к
Принципы
конспирации и сочетания
Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.
С момента принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"2 оперативно-розыскная деятельность всех правоохранительных служб России может осуществляться только на основании закона.
Закон об ОРД сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах).
Принцип законности получил закрепление не только в ст. 3 Закона об ОРД, но и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.
Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось ранее, – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.
Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные права граждан (ст.ст. 8 и 9 Закона об ОРД), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, указанный принцип материализуется также в ряде статей закона.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в п. 7 своего определения от 14 июля 1998 г. указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на лиц, вступающих в контакты с объектом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.
Особо важное значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. Законодатель наделяет их дополнительными правами: правом на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую защиту (ч. 2 ст. 18), физическую защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности (ч. 3 ст. 18); правом на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав.