Оперативно-розыскная деятельность. Предмет и метод Оперативно-розыскная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.

Файлы: 1 файл

ОРД. Предмет и метод ОРД июнь 2011 2.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     К первой группе этих нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие Указы Президента Российской Федерации:

     – "Об упорядочении организации и  проведения оперативно-розыскных мероприятий  с использованием технических средств" от 12 июля 1995 г.;

     – "Перечень сведений, отнесенных к  государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. и некоторые другие.

     Ко  второй группе иных нормативных правовых актов можно отнести следующие Постановления Правительства Российской Федерации:

     – "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" от 4 сентября 1995 г.;

     – "Об утверждении положения о  лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" от 11 июля 1996 г. и некоторые другие.

     К последней группе иных нормативных  правовых актов, входящих в правовую основу ОРД, относятся следующие:

     – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых  вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г.;

     – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых  вопросах применения судами Конституции  Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г.;

     – Определение Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о  проверке конституционности отдельных  положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой" от 14 июля 1998 г. и целый ряд других постановлений и определений.

     К этой же группе нормативных правовых актов можно отнести ведомственные правовые документы, принимаемые отдельными федеральными органами исполнительной власти, не являющимися субъектами ОРД. К числу таковых, в частности, можно отнести приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 25 июля 2000 г. № 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования".

     Перечисленные нормативные правовые акты являются основными в регулировании ОРД. Однако ими не исчерпываются источники правового регулирования данного вида государственной правоохранительной деятельности.

     Часть 2 статьи 3 Закона об ОРД закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

     В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 нормативные правовые акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты издавать не могут.

     Нормативный правовой акт может быть издан  совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или  одним из них по согласованию с другими. Акты утверждаются руководителем органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

     Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После регистрации такие нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

     Порядок организации и осуществления  ведомственного нормотворчества в органах внутренних дел регламентирован Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484.

     Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных  мероприятий согласно ст. 12 Закона об ОРД отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с грифами "секретно" и "совершенно секретно", а их содержание в открытой печати не публикуется.

     Доступ  к таким нормативным актам  имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также иные должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

     Однако  некоторые вопросы, связанные с  осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых необходимо в первую очередь отнести следующие нормативные акты:

     – Межведомственная инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, МО РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/ 481/32/184/97/147. В этом нормативном акте сформулировано понятие и перечислены основные виды документов, отражающих результаты ОРД; требования, предъявляемые к ним; закреплена единая процедура представления результатов ОРД, а также механизм защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечения безопасности ее участников;

     – Инструкция об основах организации  и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, утвержденная совместным приказом Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Службы безопасности Президента, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19 июня 1996 г.;

     – Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденная приказом МВД России от 20 июня 1996 г. № 334, в которой регламентирован порядок взаимодействия следователей с оперативными аппаратами при реализации материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организация работы следственно-оперативных групп и некоторые другие нормативные акты.

     В правовую основу ОРД законодатель не включил международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя ч. 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы.

     Анализ  содержания Закона об ОРД позволяет  заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД.7

     В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД  рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.

     К числу международных правовых актов, на которых основываются наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести следующие:

     – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст. 12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции и некоторые другие, в том числе международные правовые акты, принятые государствами-членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом Российской Федерации от 4 августа 1994г.

     Вышеизложенное  позволяет сделать вывод, что  правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием успешного ее осуществления. В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.8

3. Соотношение ОРД  и уголовного процесса

 

     Оперативно-розыскная  деятельность тесно взаимосвязана  с уголовно-процессуальной. При решении  задачи раскрытия преступлений ОРД  играет вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к уголовно-процессуальной деятельности, поскольку направлена на выявление лиц, причастных к их совершению.

     Различия  между уголовно-процессуальной деятельностью  и ОРД обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.

     Во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на Законе об ОРД.

     Во-вторых, различны пределы их осуществления: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.

     В-третьих, ОРД осуществляется в непроцессуальной форме, поскольку отсутствует строгая правовая регламентация процедур общего порядка и отдельных действий. В-четвертых, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства, оперативно-розыскных мероприятий, – как правило, лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством после их закрепления процессуальным путем.

     Оперативно-розыскную  деятельность не следует смешивать  с некоторыми схожими с ней видами правоохранительной деятельности: частной детективной, контрразведывательной и разведывательной.

     Так, предусмотренные Законом РФ "О  частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действия частных детективов определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется, и они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные Законом об ОРД исключительно к компетенции государственных органов. Главной целью частных детективов, в отличие от государственных правоохранительных органов, является получение дохода, а не обеспечение законности в государстве.

     Контрразведывательная деятельность, в отличие от ОРД, направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации посредством противодействия разведывательно-подрывной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами в ущерб ее национальным интересам. Таким образом, у этих видов деятельности различны объекты воздействия.

     Разведывательная  деятельность, в отличие от оперативно-розыскной, осуществляется преимущественно за территорией России в отношении  иностранных государств или их представителей, потенциально угрожающих государственной безопасности.

 

Заключение

 

     Социально-экономические  преобразования в России привели к росту числа преступлений во всех сферах общественных отношений. Требуется более прочное и скоординированное объединение усилий следователей и оперативно-розыскных подразделений для успешного расследования преступных посягательств.

      Методы  выявления, предупреждения и раскрытия  преступлений разрабатываются теорией ОРД, уголовным процессом, криминалистикой, криминологией и другими юридическими науками. Их развитие и дифференциация происходили за счет не только более четкого определения той социальной практики, которую они удовлетворяют, но и формулирования тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность. Предмет и метод Оперативно-розыскная деятельность