Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:18, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.
Содержание
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.
С
принятием в 1992 г. первого закона
"Об оперативно-розыскной
Это дало новый мощный импульс для развития теории оперативно-розыскной деятельности.
Эффективность
противодействия различным
Актуальность
данной темы определяется тем, что в
последнее время часто
ОРД можно рассматривать в двух аспектах: как объект научного познания и как практическую деятельность оперативного работника по установлению обстоятельств преступления.
Теория
ОРД исследует такие
Объектом исследования является содержание предмета и методологии ОРД.
Предметом исследования являются положения теории ОРД в части определения содержания, задач и методов.
Целью данного исследования является раскрытие общих, наиболее важных положений теории ОРД.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
В данной работе были использованы диалектический метод познания, общенаучные методы системного анализа и обобщения, а также исторический, сравнительно-правовой, социологический.
Теоретической базой исследования послужили научные труды в области общей теории права, уголовно-процессуального права и теории оперативно-розыскной деятельности.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года и другие правовые акты, имеющие отношение к данной тематике.
Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями.
История российских правоохранительных органов и мировой опыт борьбы с преступностью показывают, что оперативно-розыскная деятельность является одной из обязательных государственно-правовых форм борьбы с преступностью, к числу которых также относятся: административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная формы. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства и методы решения правоохранительных задач.
Теория
ОРД сложилась как
Диалектическая связь существует между способами действий преступников по подготовке, совершению преступлений, сокрытию следов противоправных действий и тактическими приемами их выявления и раскрытия. Однако методы выявления, предупреждения и раскрытия преступлений разрабатываются не только теорией ОРД, но и уголовным процессом, криминалистикой, криминологией и другими юридическими науками. Развитие и дифференциация происходили за счет не только более четкого определения той социальной практики, которую они удовлетворяют, но и формулирования тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы.
Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено А.И. Алексеевым и Г.К. Синиловым (1973 г.) как включающего три составных части: 1) характеристика системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов; 2) исследование правовой основы ОРД; 3) изучение системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе.
Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.
Необходимость
использования негласных
Не менее важной отличительной чертой ОРД является то, что она может осуществляться лишь специально уполномоченными субъектами. К таким субъектам относятся оперативные подразделения государственных правоохранительных органов, перечень которых закреплен в ст. 13 Закона об ОРД. Этот перечень включает в себя органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, службу внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, а также вновь созданные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следует отметить, что любое реформирование структуры правоохранительных органов влечет за собой изменение законодательного перечня субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, Федеральным законом от 23 июля 2003 г. №o 86-ФЗ в него были включены органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль) и одновременно исключены органы федеральной службы налоговой полиции и органы пограничной службы, которые были упразднены Указами Президента Российской Федерации как самостоятельные органы исполнительной власти.
Руководители указанных выше государственных органов своими нормативными актами определяют ведомственный перечень оперативных подразделений (оперативных служб), наделенных правом на осуществление ОРД, их полномочия и структуру. Таким образом, субъектами ОРД могут выступать не любые представители указанных в законе органов, а только сотрудники их оперативно-розыскных подразделений.
Каждый субъект ОРД наделен кругом своих полномочий, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов зависят, прежде всего, от их уголовно-правовой компетенции, т.е. перечня преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.
Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О полиции", основными задачами криминальной полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и без вести пропавших граждан. При этом если в круг полномочий подразделений уголовного розыска входит предупреждение и раскрытие преступлений против личности, собственности, общественного порядка и ряда других, то уголовно-правовая компетенция Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям включает в себя иной перечень преступлений. Своя уголовно-правовая компетенция – у подразделений по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Весьма специфичны полномочия службы собственной безопасности, которые наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников ОВД, подозреваемых в противоправной деятельности.
Полномочия оперативных подразделений ФСБ, ФОГО, ГТК, СВР, Минюста России и Госнаркоконтроля определяются соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Пределы полномочий оперативных подразделений субъектов ОРД более детально регламентируются ведомственными нормативными актами, при этом часть служб в зависимости от решаемых задач может наделяться правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в полном объеме, а часть – лишь в ограниченном.
Специфика ОРД заключается в том, что она осуществляется посредством проведения специальных действий (операций) – оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Перечень этих мероприятий, составляющих содержание ОРД, закреплен в ст. 6 Закона об ОРД. Однако содержание ОРД не ограничивается только проведением ОРМ. Субъекты ОРД уполномочены, кроме того, устанавливать отношения сотрудничества с отдельными гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе; использовать технические и иные средства; создавать предприятия и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность, а также применять иные специфические средства и приемы, которые характеризуют содержательную сторону оперативно-розыскной деятельности.
Перечисленные выше признаки ОРД нашли отражение в ее законодательной дефиниции. Статья 1 Закона об ОРД определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Кроме
упомянутых в законодательном определении,
ОРД имеет еще ряд
Целью ОРД, как видно из законодательного определения, является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства.
Таким образом, приоритет в целях законодатель отдает правам и свободам личности.
Обеспечение защиты личности от преступных посягательств как реализация одной из целей ОРД предполагает создание условий, препятствующих совершению любых преступлений против жизни и здоровья человека, его прав и свобод и обеспечивающих неприкосновенность личности со стороны правонарушителей.