Оперативно-розыскная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:35, доклад

Краткое описание

Таможенные органы Российской Федерации как органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.

Файлы: 1 файл

оперативно - розыскная деятельность.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Оперативно  – розыскная деятельность ТО

     Таможенные  органы Российской Федерации как  органы правоохранительные наделены правом осуществления оперативно-розыскной  деятельности в целях выявления  лиц, подготавливающих, совершающих  или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенному делу.

     Оперативно-розыскная  деятельность (ОРД) таможенных органов  представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ОРД базируется на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетании гласных и негласных начал.

     Практика  осуществления оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов определяет следующие направления ее развития:

     1. оперативно-розыскная деятельность в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

     2. оперативно-розыскная деятельность в целях обеспечения безопасности таможенных органов, их должностных лиц и членов их семей. 

     При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудникам таможенных органов запрещается действовать в интересах какой-либо политической партии, общественного объединения или религиозной организации.

Содержание оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов составляют оперативно-розыскные мероприятия: действия оперативно-розыскных отделов (их должностных лиц) по сбору информации, имеющей значение для решения задач, определенных для них законом.

     Основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

     1.наличие возбужденного уголовного дела;

     2.информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

     3.поручение следователя, указание прокурора или определение суда;

запросы международных  правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. 

     В соответствии с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» при осуществлении  ОРД таможенные органы имеют право:

     1.проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;

     2.сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать таможенным органам;

     3.использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

     4.использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

     5.создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач. 

     К проводимым таможенными органами оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

В значительной мере организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также возможностей оперативно-розыскного подразделения. 

Помимо прав, таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной  деятельности имеют и определенные обязанности. Таковыми обязанностями  в силу закона являются:

соблюдение мер  по защите конституционных прав и  свобод человека и гражданина, собственности  и обеспечению безопасности общества и государства;

исполнение письменных поручений органов дознания и  предварительного следствия, указания прокурора и решений суда о  проведении оперативно-розыскных мероприятий;

выполнение на основе договоров о правовой помощи запросов соответствующих международных правоохранительных организаций (Интерпола и др.);

соблюдение правил конспирации.

Соблюдение правил конспирации является важнейшим  и неукоснительным условием для  обеспечения результативности оперативно-розыскной  деятельности, поскольку, во-первых, тайным способам совершения преступления должна противопоставляется тайная методика противодействия, а во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц. 

Кроме того, конспиративность создает также и условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к оперативно-розыскной деятельности. 

В конспиративности кроется и принципиальное отличие  в деятельности сотрудников оперативно-розыскных  отделов таможен и деятельности дознавателей. Дознаватели действуют открыто, официально, от имени государства, а сотрудники оперативных подразделений, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность. Поэтому и характер отношений между ними является неправовым, неофициальным. Кроме того, информация, добытая оперативным путем, не всегда получает процессуальное оформление, хотя оперативный сотрудник должен стремиться, как можно быстрее, трансформировать оперативные данные в процессуальные доказательства.

Как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно только на основании судеб-ного решения. 

Лицо, полагающее, что действия таможенного органа, осуществляющего ОРД, привели к  нарушению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд. 

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, вправе истребовать от таможенного органа, осуществляющего  ОРД, сведения о полученной о нем  информации, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе предоставить вышеуказанные сведения лицо может обжаловать эти действия в судебном порядке. 

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Глава 1 "Общие  положения" 
 
 
 

Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов 

  

1. Таможенные  органы государств - членов таможенного  союза являются органами дознания  по делам о контрабанде, об  уклонении от уплаты таможенных  платежей и иных преступлениях,  производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. 

2. Таможенные  органы государств - членов таможенного  союза осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления  лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. 

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется таможенными  органами государств - членов таможенного  союза в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности. 

3. Таможенные  органы государств - членов таможенного  союза ведут административный  процесс (осуществляют производство) по делам об административных  правонарушениях и привлекают  лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность