Психология оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

В преступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправных деяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперативных работников. А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно определить с каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективно заданной искусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологические следы" (или иначе собрав психологические источники доказательств и психологически переиграв преступника).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............5
1.1 Правовые основы оперативно–розыскной деятельности…………………..5
1.2 Психологический контакт……………………………………………………7
1.3 Использование психологии в получении информации…………….............8
1.4 Психологическое воздействие на личность………………………..............12
Заключение……………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............16

Файлы: 1 файл

юридическая психология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............5

1.1 Правовые основы оперативно–розыскной деятельности…………………..5

1.2 Психологический контакт……………………………………………………7

1.3 Использование психологии в получении информации…………….............8

1.4 Психологическое воздействие на личность………………………..............12

Заключение……………………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.

Знание психических  закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Все больше осознается, что  психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и  сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.

Без знания психических  закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.

Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности - разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические  аспекты раскрытия и расследования  преступлений, а также разрабатываются  психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

В связи с тем, что  профессия следователя и оперативного работника по ведущим характеристикам является профессией типа “человек-человек”, знание психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализации психологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия может существенно влиять на эффективность профессиональной деятельности данных категорий сотрудников правоохранительных органов.

В преступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправных деяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперативных работников. А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно определить с каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективно заданной искусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологические следы" (или иначе собрав психологические источники доказательств и психологически переиграв преступника).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

1.1 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

 

Федеральный Закон «Об  оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Закон указывает, что этот специфический вид деятельности в интересах борьбы с преступностью осуществляется в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно.

Все действия оперативного работника должны отвечать требованиям Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствовать положениям морально-этического кодекса оперативного работника. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника, на первый взгляд не касающихся его служебной деятельности, в частности, связанные с взаимоотношениями оперативного работника с руководством отдела, с прокурором, судьей, следователем, сослуживцами. Также невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника.

Общепризнанно, что принципами оперативно-розыскной деятельности являются законность, конспирация, сочетание  гласных и негласных методов  и средств, используемых в оперативно-розыскной  деятельности. Поэтому одно из непременных  условий оперативно-розыскной тактики производство всех действий, мероприятий, комбинаций, операций и т.п. на основе строжайшего соблюдения требований закона. Принцип законности наряду с другими общеправовыми принципами (уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина) тесно увязывается со специальными принципами (конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств достижения цели).

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности», к оперативно-розыскным  мероприятиям относятся:

- опрос граждан;

- наведение справок;

- изъятие образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- съем информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной  деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

 

1.2   Психологический контакт

 

Психологический контакт — это  процесс установления и поддержания  взаимного тяготения общающихся лиц.1 Развитие контакта между людьми, как правило, происходит в три стадии: взаимное оценивание, взаимная заинтересованность, обособление в диаду.

Процесс общения, как правило, начинается со знакомства.

Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного  процесса. При планировании учитываются  индивидуально-психологические особенности  объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения.

Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень  большую роль в установлении и  развитии контакта с объектом. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи. Психологические особенности интересующего лица, безусловно, накладывает свой отпечаток на этот процесс. Внешний вид: рост, телосложение, пол, цвет кожи — вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. В формировании первого впечатления большую роль играет привычный для объекта стереотип внешнего облика. Несмотря на тот факт, что, в конечном счете, в действие вступает аналитико-синтетическая деятельность людей, стереотипы все же дают знать о себе очень сильно. Нужно научиться подходить под эти стереотипы, исходя из особенностей культуры, реальной обстановки и психологии объекта нашего интереса.

Проявление интереса к конкретному  человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия.

Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделенную определенными ценными качествами. Когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему.

Симпатия объекта к сотруднику возникает на основе действия закона реципроксности2; в частности, действие одного человека порождает ответную реакцию другого. В данном случае ответная реакция выступает в виде сложного, психологического образования. Интенсивность этой реакции во многом зависит от личности того, на кого она направлена, то есть от конкретного сотрудника.

Доверие и доброжелательность со стороны  объекта - это самые существенные условия в развитии отношений. В  связи с этим формирование доверительности и доброжелательности как фазы общения должно быть предметом особого внимания сотрудника. Практически доверительность начинает формироваться с заведения знакомства и устанавливается при обособлении объекта и данного сотрудника в диаду.

 

1.3  Использование психологии в получении информации

 

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется  для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче информации в той или иной форме сотруднику. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Исходя из общих теоретических  положений и практического опыта, выработанного человечеством можно  выделить два основных способа получения необходимой информации.

Первый - это побуждение субъекта к  непроизвольным высказываниям фактов, представляющих интерес для сотрудников.

Второй - побуждение интересующего  лица к непроизвольным физическим и  экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов выделяется ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой правоохранительным органам информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность  вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов.

Использование чувства  значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить  и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника.

Обращение к чувству  собственного достоинства. Этот прием  предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми.

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у  собеседника наблюдается большое  желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре  известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две  разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия.

Информация о работе Психология оперативно-розыскной деятельности