Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:45, контрольная работа
В преступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправных деяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперативных работников. А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно определить с каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективно заданной искусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологические следы" (или иначе собрав психологические источники доказательств и психологически переиграв преступника).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............5
1.1 Правовые основы оперативно–розыскной деятельности…………………..5
1.2 Психологический контакт……………………………………………………7
1.3 Использование психологии в получении информации…………….............8
1.4 Психологическое воздействие на личность………………………..............12
Заключение……………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............16
Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую сотрудника информацию.
Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам.
Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается.
К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:
1. Демонстрация конкретных
предметов, связанных с
2. Создание кратковременных
психологически острых
Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.
Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе.
Интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.
1.4 Психологическое воздействие на личность
Деятельность сотрудников право
Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия.
При помощи психологических
методов воздействия в процессе
оперативно-розыскной
1) полного установления
истины в процессе оперативно-
2) изменения отношения
подозреваемого к своему
3) воспитания и возможного
перевоспитания лиц, у которых
выявляются отрицательные привы
4) активизация действий
всех лиц, принимающих участие
в оперативно-розыскной
Существует несколько методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности: метод передачи информации, метод убеждения, метод принуждения, запрещения, категорического требования, предупреждения, угрозы, метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач. Каждый из методов может применяться как в отдельности, так и в совокупности, что будет приносить в определенных случаях желаемый результат при работе в оперативно-розыскной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперативными работниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).
При проведении дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:
1) воздействие должно
осуществляться всегда с
2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должен заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;
3) положительное восприятие
воздействия обязательно
4) воздействие во всех
случаях должно строго
5) при воздействии
обязательно учитываются те
6) воздействие должно
осуществляться с учетом
7) воздействие всегда
должно быть комбинированным,
реализовываться с учетом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон
«Об оперативно-розыскной
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2006.
3. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
6. Бандурка А.М., Горбачев А.В., Оперативно-розыскная деятельность: правовой анализ, Киев: РИО МВД Украины, 2004.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
8. Басков В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Бек», 2007.
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 2001.
10. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.
11. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1982.
12. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998
13. Ю.В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд. Проспект, Москва 2006
14. Ю.В. Чуфаровский, Юридическая психология, Изд. Проспект, 2005
1 Ю.В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, изд. Проспект,
Москва 2006, стр. 37
2 Ю.В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, изд. Проспект,
Москва 2006, стр. 46
Информация о работе Психология оперативно-розыскной деятельности