Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3
1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5
1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9
1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики
................................................................................................. 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана
2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в
Республике Казахстан
2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах
развития индустрии туризма
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения
3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике
Казахстан
3.3 Про прорывные проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Создание
современной индустрии туризма невозможно
без научного изучения проблем развития
отрасли, структуры, механизма и закономерностей
развития рынка туризма, а также создания
систем научного обеспечения развития
отрасли. Тем не менее, в Казахстане
эти вопросы практически остались нетронутой
"целиной" для исследователей экономики
туризма. Туризм до сих пор не воспринимается
в теории национальной экономики как полноправная
отрасль и предмет научного анализа. Неслучайно
в республике по данной тематике крайне
мало выпускается научной литературы.
К тому же, еще с советских времен понятие
"туризм" чаше ассоциируется в Казахстане
со спортом и укреплением здоровья, чем
с отраслью экономики, приносящей значительные
доходы. Прежде всего, необходимо организовать
работу по инвентаризации и мониторингу
рекреационных ресурсов Республики Казахстан.
Для научного обеспечения туризма как
отрасли экономики, его прогнозирования
и развития нужны соответствующие научные
структуры. В качестве возможного решения
проблемы предполагается организация
научно-исследовательского института
туризма. Назрела необходимость включения
в перечень научных специальностей Высшего
аттестационного комитета Министерства
образования Республики Казахстан (ВАК)
Республики Казахстан новых научных направлений:
"География туризма", "Педагогика
и психология туризма", "Правовые
основы туризма". Это позволит создать
в республике контингент ученых и охватить
научным изучением весь комплекс вопросов
и проблем развития, организации туризма
и управления им. Следует унифицировать
название специальностей как в номенклатуре
ВАКа, так и в классификаторе Министерства
образования и науки Республики Казахстан,
что будет способствовать усилению стройности
в проведении научных исследований и подготовке
кадров для таких исследований. Необходимо
также привести в соответствие туристскую
специальность и специализации с тарификационными
справочниками Министерства труда и социальной
защиты Республики Казахстан [35, 38].
3.2 Проблемы организации
туристского движения в
В Казахстане, для которого одной из реальных и действенных мер стабилизации экономики является интеграция в мировое хозяйство, в числе наиболее важных представляются задачи активного использования преимуществ международного разделения труда, достижений мировой науки и техники, опыта управления и организации производства. В данном контексте не только возрастает необходимость усиления процесса развития рынка туристских услуг, оно становится одним из звеньев общенациональной экономической политики.
Международный туризм, играя все большую роль в становлении и развитии нового механизма внешнеэкономической деятельности Казахстана, решает еще целый ряд проблем: во-первых, привлекает в экономику иностранные финансовые средства; во-вторых, выполняет роль важного источника доходов в твердой валюте либо за счет экспорта своей продукции, либо за счет предоставления различных услуг; в-третьих, решает задачу проникновения на внешние рынки; в-четвертых, снимает напряженность в вопросе обеспечения занятости населения.
В этой связи представляется весьма актуальной проблема изучения процесса развития рынка туристских услуг и исследования его экономических механизмов в республике.
Начало развитию туризма в новых экономический условиях положил принятый в 1992 году Закон Республики Казахстан «О туризме», на основании которого было введено лицензирование туристских организаций, а также со вступлением страны в 1993 году во Всемирную туристскую организацию.
В связи с появлением возможного свободного выезда за рубеж в этот период развивается в основном выездной туризм. На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации («Профтур», «Интурист», «Спутник»), в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций. Выездные туристские потоки были сориентированы на Польшу, КНР (шоптуры) и Болгарию (отдых).
В указанный период было заключено 7 международных соглашений о сотрудничестве в области туризма.
17 апреля 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан № 2200, имеющий силу Закона, «О лицензировании», в котором туристская деятельность не была включена в перечень лицензируемых видов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1996 года № 918 «О лицензировании туристской деятельности в Республике Казахстан» лицензирование было возобновлено.
В вузах республики была начата подготовка специалистов для туристской отрасли.
В 1997 году в качестве технической помощи экспертами ВТО при содействии ПРООН проведено предварительное исследование туристского потенциала страны - обзор туристского сектора и исследование потребностей технической помощи по развитию туризма в Казахстане.
На туристском рынке сохранилась тенденция развития выездного туризма. На этот период наблюдается бурное развитие шоп-туризма.
Выездные туристские потоки были сориентированы на Египет, КНР, Польшу, Иран, Индию, Пакистан, Турцию, ОАЭ и Германию.
В 1997 году Казахстан впервые принял участие в крупнейшей в мире ежегодной Международной туристской бирже "1ТВ-ВегПп", на заседаниях Генеральной Ассамблеи ВТО .
27 февраля 1998 года принят Указ Президента Республики Казахстан № 3850 «О государственной программе Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культуры тюрко-язычных государств, развитие инфраструктуры туризма». Создана Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан». 19 мая 1999 года проведена Учредительная конференция Казахстанского Туристского союза, в работе которой принял участие Президент Республики Казахстан.
В то же время
дефицит услуг в
В январе 1999 года государственное управление туризмом было передано в ведение Министерства транспорта, коммуникаций и туризма в РК.
В сентябре того же года Министерством транспорта, коммуникаций и призма совместно с Министерством иностранных дел РК принята межведомственная «Программа деятельности посольств РК по вопросам развития отношений в сфере туризма», нацеленная на привлечение инвестиций (сферу туризма, увеличение туристского потока, а также на защиту интересов и прав казахстанских туристов за рубежом. В октябре 1999 года государственное управление туризмом было передано е ведение вновь созданного Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту.
Общее число обслуженных туристов в 2000 году снизилось на 27,4% по сравнению с 1999 годом. Такой результат в первую очередь возник вследствие уменьшения въезда нерезидентов (26058) Республики Казахстан из-за границы. В целях продвижения отечественного продукта на мировой туристский рынок за счет средств ВТО в Интернет-сайте размещена информация о туристском потенциале Казахстана.
30-31 октября 2000
года состоялся визит
Разработан план мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000 - 2003 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1604 от 26.10. 2000 года.
В целях упрощения
визовых формальностей для
Департамент Туризма разработал двухлетнюю программу формирования в Алматы центра туризма по Республике Казахстан.
Программа декларирует, что через 2 года сфера туристского обслуживания вырастет до мировых стандартов. Ежегодно будут проходить фестивали «Интерспорт - Интертур: «Шелковый путь - Казахстан», будет воздвигнут музей под открытым небом «Казахский аул». Будет организована сеть малых предприятий, призванных заполнить магазины сувенирными изделиями.
Одной из серьезных проблем на сегодняшний день остается преимущественное развитие выездного туризма. Так, ежегодно Казахстан посещают 50 тысяч зарубежных туристов, а из республики выезжают 300 тысяч. Для увеличения притока туристов в республику впервые в этом году в бюджете заложена статья на развитие отрасли, а также создан Координационный совет по туризму при премьер-министре и межведомственная рабочая группа по обеспечению безопасности туристов. На сегодняшний день в Казахстане работает около 713 туристских фирм, 494 из них находится в Алматы. Среди зарегистрированных фирм лишь пять процентов занимаются обслуживанием иностранных граждан. В результате государство теряет огромные деньги. Один турист, прибывающий в страну, в среднем за одну свою поездку оставляет там, около 1000 долларов.
Чтобы качественно обслужить одного иностранного туриста, необходимо создать 9 рабочих мест. В странах, где развит этот вид бизнеса, экономика получает мощный стимул. К примеру, в маленькой Венгрии почти половину валового внутреннего продукта дает туристская отрасль. Впервые за последние 10 лет в Казахстане принимаются меры, которые должны способствовать привлечению иностранных туристов. Речь идет о стабилизации ценовой политики на этом рынке и создании необходимой инфраструктуры. Правительство сегодня идет навстречу предпринимателям. К примеру, для тех агентств, которые практикуют въездной туризм, введена нулевая ставка НДС в идеале, как считает председатель Казахстанской Туристской Ассоциации, необходимо добиться того же для авиаперевозчиков и владельцев гостиниц. Чтобы рынок развился, стоимость всего комплекса услуг должна быть оптимальной. К примеру, за одни сутки проживания в алматинском 5-звездочном отеле иностранному гражданину приходится платить 200 долларов. По сравнению с европейскими стандартами это очень дорого. В настоящее время в Казахстане проводится эксперимент по упрощению визовых процедур для иностранных туристов. Предполагается снизить стоимость въездного документа с 75 до 30 долларов. Совместно с правоохранительными органами правительство решает вопрос об открытии в Алматы специальной телефонной линии. Воспользовавшись ею, иностранный гражданин в любой момент может обратиться за помощью. Об этом сообщает ИС Казахстан Пресс.
Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения