Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3

1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5

1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9

1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики

................................................................................................. 11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана

2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в

Республике Казахстан

2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах

развития индустрии туризма

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения

3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике

Казахстан

3.3 Про прорывные проекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломн._.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

     На  начальной стадии активного развития туризма государственные органы управления играют роль инициаторов  его развития, так как это связано с необходимостью больших финансовых вложений в создание первичной инфраструктуры туристской отрасли. По мере того как в стране будет создана высокоразвитая и конкурентоспособная отрасль туризма, приносящая доход государству, государственные органы управления могут постепенно переходить в основном к роли координатора развития туризма.

     Неотъемлемой  характеристикой турпродуктов является их  «бесшовность», поэтому осуществление  таких проектов предполагает определенное организационное обеспечение (упрощение пограничных и таможенных формальностей, выработка оптимальных транспортных условий).

     Большое значение имеет создание в Казахстане благоприятного информационного поля о возможностях курортно-рекреационного комплекса, рекламы отечественных  курортов, создание и продвижения единого национального бренда курортов Казахстана, как на внутреннем, так и на международном рынке. Все страны, являющиеся известными в мире туристскими центрами и обладающие развитыми курортами (Италия, Франция, Швейцария, Турция, Египет, Тунис и многое другие). Одной из главных задач считают проведение рекламно-пропагандистской деятельности, продвижение национальной марки. Следует отметить, что в государственном бюджете 2004 года на развитие туризма, в том числе и на рекламу, выделено всего 32 млн. тенге (4,5 млн. долларов США). Для сравнения: общий рекламный бюджет Турции в 2003 г. составил 65 млн. долларов [4].

    В статье 1 Всемирной хартии «Об устойчивом туризме» под устойчивым туризмом понимается такое развитие туризма, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, социально и этнически сбалансированным для местных общин. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения нашего природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны.

    Туристская  политика - необходимое условие для развития туризма. Не обойтись нам без определения термина «туризм», в его широком смысле, как большой экономической системе с разнообразными связями между отельным элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом. Справедливости ради необходимо отметить, что сам термин «туризм» также не имеет четкого определения. В современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

    Манипуляции понятиями туризма в его «широком»  и «узком» смыслах умаляют проблемы туризма, сводя их зачастую к решению чиновниками насущных проблем большого турбизнеса. Сам термин «туризм» должен восприниматься обществом как благо для страны, для территорий, где он развит, поскольку главная его функция — оживление жизни в регионах, востребованность большого количества рабочих рук в сфере услуг, перспектива развития для целого ряда ныне депрессивных районов страны, собственный, реальный заработок для жителей этих районов.

    Являясь по существу межотраслевым комплексом, туризм может динамично развиваться только тогда, когда все составляющие этого комплекса присутствуют и эффективно функционируют. Для определения качества всех элементов этой системы необходима инвентаризация всех туристских ресурсов страны, оценка их состояния через призму туристской ценности, выработка стратегий развития туризма, основываясь на мировых краткосрочных и долгосрочных политических и экономических прогнозах, анализе экономического состояния национальной экономики, международном опыте развития туризма. Только тогда можно с уверенностью сказать — отдавать ли приоритет государственной поддержки туризму на деле, а не декларативно, в каких регионах это сегодняшний день, а в каких сфера приложения сил для наших внуков и правнуков.

    Невозможно  представить туризм в отрыве от экономического состояния государства и отдельных его территорий. Состояние туризма отражает уровень экономического развития региона и его хозяйственного потенциала, которые являются определяющим фактором развития туристской деятельности [22].

    Туризм  представляет собой одну из форм межрегиональной и международной торговли услугами, поэтому уровень его развития в регионе является также индикатором состояния региональной экономики. Индикатором туризм будет столь долго, пока не займет своего прочного места в экономике страны, республики, области, конкретного муниципального образования. Никогда не займет он этого места, если оно для него не предусмотрено в долгосрочных программах регионального развития. Процессы экономического и социального планирования и прогнозирования должны быть сопряжены с туристским планированием.  

     3.1 Проблемы развития  туристской отрасли  Казахстана и механизм  ее решения 

    Развитие  туризма в любой стране зависит  от множества факторов. Для этого  очень важна реклама региона как туристского объекта. И правовая поддержка туристской отрасли играет немаловажную роль. Таможенные формальности государства и его международные отношения с другими странами во многом определяют уровень развития туризма в стране. И конечно же нельзя не сделать акцент на состоянии инфраструктуры туризма, ведь степень развития инфраструктуры является показателем привлекательности региона. Так же рост числа туристов зависит и от политической ситуации в регионе, потому что не многие отдыхающие сейчас рискнут поехать в государство, где нестабильная политическая обстановка. Но все же определяющую роль в развитии государства как привлекательного объекта для путешественников играют рекреационные ресурсы региона и туристский продукт, который она может предложить.

    Республика  Казахстан как и любое другое государство в Средней Азии обладает хорошим туристским потенциалом. Эта  страна может предложить туристам различные  виды туризма. Любой из нас может  выбрать по желанию либо паломнический  туризм, либо эко-приключенческий. Туристский продукт Казахстана обладает своей особенностью он, как и турпродукт многих соседних стран обладает сезонным характером, что тоже относится к недостаткам развития туризма в этой стране. Наряду с этим слабо развита реклама этого государства как туристского объекта за рубежом, в большинстве случаев туристы или едут к своим родственникам или просто едут туда по работе. Государственная поддержка туристской отрасли в Республике Казахстан тоже оставляет желать лучшего, законодательная база не проработана должным образом. Также тормозом для привлечения большего числа туристов в данное государство является паспортно-визовый режим государства и трудности при прохождении регистрации иностранных граждан на территории страны. Еще один фактор, тормозящий развитие туризма в республике это уровень развития инфраструктуры. Так как государство только начинает поддерживать сферу туризма как перспективную отрасль для страны, то инфраструктура находится на том уровне, который был заложен еще во время Советского Союза. При таком слабом развитии инфраструктуры цены значительно завышаются, наверно с целью получить большую выгоду от минимального числа туристов.

    Итак, при анализе развития туризма  были выявлены следующие факторы, тормозящие развитие туризма как самостоятельной отрасли в Республике Казахстан:

    - уровень развития инфраструктуры туризма в стране;

    - правовое обеспечение туристской отрасли в Казахстане;

    - паспортно-визовые формальности пересечения государственной границы государства;

    - недостаточная реклама Республики Казахстан иностранным туристам;

    - несоответствующая качеству услуг стоимость туристского продукта.

    Остановимся подробно на каждом факторе и опишем каким образом тот или иной фактор тормозит развитие отрасли в  Казахстане.

    Одним из самых серьезных ограничительных факторов в туристском бизнесе являются низкие возможности материальной базы индустрии туризма. Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах иностранным туристам является отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная база изношена на 80%, так как большинство гостиниц было построено еще в 60-х годах прошлого столетия. С начала 90-х годов было ликвидировано около 600 гостиниц и уже в начале 2000-х годов общее число гостиниц составляло 300, загруженность средств размещения при этом составляла всего лишь 15%. На начало 2003 года гостиниц, которыми владело государство, было 7,3% от всего числа. Частные лица обладали 85,8% всех гостиниц. И 6,9% гостиниц принадлежало иностранцам. Более значительная часть всех гостиниц в данное время располагается в городской черте это 94%, остальные 6% располагаются в сельской местности, что характеризует неразвитость сельских регионов. Самые привлекательные средства размещения для туристов это гостиницы Алматы(50,7%), Атырауской области (13,7%), Астаны (8,1%), Костанайской области (6,9%) и Западно-Казахстанской области (5,4%). Средняя вместимость номеров составляет 2 человека, что свидетельствует о том, что предприятия размещения туристов могут предоставлять качественные услуги туристам [32].

    Стандартная комплектация любого номера казахстанской  средней гостиницы включает в  себя двух комнатный номер с ванной туалетом, двумя односпальными кроватями, телевизором, тумбой, журнальным столиком и шкафом. Конечно, гостиничные номера повышенной комфортности располагают мягким уголком, телефоном, Интернетом, холодильником, мини-баром и как минимум гостиной, кабинетом и спальней. Но таких гостиниц очень мало. Большинство гостиниц рассчитаны на своих, казахстанских туристов, которым достаточно и стандартного номера.

    Наряду  с состоянием средств размещения желает оставлять лучшего и состояние  транспорта, которым обеспечивают большинство  туров по стране. Основной массе  туристов предлагается перемещение  на автобусах междугороднего сообщения, которые порой не очень комфортабельны. А если и есть в автотранспортной базе предприятия комфортабельные автобусы, то они в большинстве своем приобретены за границей после долгой эксплуатации. Исходя из чего, можно сделать соответствующие выводы о степени пригодности к эксплуатации этих автобусов. А средств на приобретение совершенно новых автобусов для перевозки туристов ни туристские компании, ни государство не имеют. А если денежные средства и выделяются, то, как у нас принято мы лучше купим больше, но дешевле. Соответственно из такой экономии и складывается качество предоставляемых услуг.

    Если  же транспортное обеспечение туров  идет с помощью железнодорожного транспорта, то бедным туристам не позавидуешь. При сравнении уровня развития автобусной базы с уровнем развития железнодорожной, то можно сказать: «Лучше поехать на автобусе». Чтобы было понятно, почему сделан такой вывод, опишем состояние железнодорожного транспорта. У железнодорожного транспорта есть следующие недостатки:

    Большинство поездов находятся в эксплуатации больше 20 лет.

    По  многим направлениям едут так называемые «шоп-туристы» из Алматы, что предоставляет  массу неудобств, когда везде  и всюду располагается бесконечное  число «баулов».

    Уровень подготовки обслуживающего персонала  в поездах далек от европейских  стандартов.

    Состояние вагонов не позволяет чувствовать  себя комфортно во время поездки  на таких поездах, что значительно  сокращает число туристов, пользующихся железнодорожным транспортом.

    Но, не смотря на эти недостатки, туристы, отдыхающие в Республике Казахстан как иностранные гости, все же чаще выбирают путешествие поездом, чем путешествие на автобусе. К примеру, иностранные туристы чаще всего пользуются услугами воздушного транспорта – это 94,7% от всего числа иностранных туристов. Железнодорожный транспорт предпочитают использовать 3,3% туристов. На автобусе путешествуют около 0,4% туристов и остальные 1,6% для передвижения во время путешествия используют иные сухопутные средства. Что же касается казахстанских туристов, то у них на первом месте стоит воздушный транспорт (74,4%), затем междугородние автобусы(14,8%), на третьем месте железнодорожный транспорт (9,9%) и на последнем месте прочие сухопутные средства (0,9%). Основной железнодорожный перевозчик – Республиканское государственное предприятие «Казакстан темiр жолы» совершает пассажироперевозки по 14 направлениям [28].

    Если  говорить о воздушном транспорте, то можно сказать, что это единственная составляющая инфраструктуры туристской отрасли страны, которая находится  на должном уровне. Сегодня международные авиалинии республики позволяют осуществлять полеты в Германию, Индию, ОАЭ, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Тайланд. Основной авиаперевозчик – это «Эйр-Казахстан». Воздушный транспорт в республике необходимо только поддерживать на должном уровне для привлекательности страны для иностранных туристов, а не развивать до должного уровня, как нужно развивать остальные классы средств передвижения.

    Говоря  о состоянии инфраструктуры туристской отрасли в стране нельзя не сказать  о подготовке профессиональных кадров в сфере сервиса и туризма, уровень образования которых зачастую задерживается на окончании общеобразовательной школы. Речь идет не только о менеджерах по туризму, но и об обслуживающем персонале. Почти по всему Казахстану работу администратора выполняет не квалифицированный работник, который имеет образование совершенно другой направленности. Отсюда и не знание основ этики и психологии, неумение общаться с людьми, отсутствие знания иностранных языков, что очень важно при обслуживании зарубежных гостей. В настоящее время в Казахстане насчитывается 28 вузов, которые ведут подготовку менеджеров туризма. Несмотря на то, что подготовка специалистов началась еще в 90-е годы прошлого столетия Казахстан испытывает серьезную недостаточность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. Основная причина недостаточный уровень знаний у преподавательского состава вузов о туристском потенциале Казахстана и отсутствие опыта работы в туристской индустрии. Как правило в них ведется обучение без учета рекреационных особенностей страны, в результате чего большинство выпускников не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.

    А что уж говорить про сферу общественного  питания. Квалифицированные в этой сфере только повара, а стать официантом или барменом может стать любой выпускник школы, которому не обязательно проходить профессиональную подготовку в среднеспециальных образовательных учреждениях. Отсюда и можно сделать вывод об уровне обслуживания и в сфере общественного питания.

    Без внимания невозможно оставить и состояние природных объектов привлекательных для туризма. Все предприятия занимающиеся обслуживанием туристов только используют рекреационные ресурсы страны, но мало кто поддерживает природные объекты в чистоте и следит за их правильной эксплуатацией. Сейчас в правительстве республике есть различные программы по поддержке охраны природы, но не все из них несут в себе именно то предназначение, которое возложило на них правительство. К примеру, в данное время правительство разработало программу под названием «Чистая вода», по которой любой желающий берет в аренду какой-либо водоем и в любом банке может получить деньги, выделенные государством на поддержание водоемов в чистоте, взамен обязуется поддерживать чистоту водного объекта и обеспечивать полноценное развитие обитателей водоемов. Естественно, большинство денежных средств уходит далеко не на содержание озер и прудов, можно даже сказать, что все деньги уходят совсем в другом направлении, а озера как находились в плохом состоянии, так и остаются на этом же уровне. Но так называемые владельцы водоемов еще и успевают брать плату с желающих половить рыбу и отдохнуть на берегу водоема.

Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения