Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3

1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5

1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9

1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики

................................................................................................. 11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана

2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в

Республике Казахстан

2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах

развития индустрии туризма

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения

3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике

Казахстан

3.3 Про прорывные проекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломн._.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

     Республика  Казахстан, опираясь на свой природно-рекреационный  и экономический потенциал, должна прилагать усилия для активизации  именно въездного (иностранного) туризма. 

    Развивая  иностранный туризм, необходимо будет  изучить также и последствия  от его воздействия. Конечно, на сегодняшний  момент нельзя сказать, что в Казахстане ощущаются какие – либо воздействия  от развития иностранного туризма, скорее наоборот, нет особенных воздействий ни в экономическом, ни в социальном отношениях. Может быть только влияние интуристов на окружающую среду, хотя вероятнее всего экологическая ситуация у нас будет являться отталкивающим фактором для нерезидентов. Несмотря на это, приведем общепринятые позиции воздействий иностранного туризма. Н. Ю. Малашенко выделяет общие экономические, социальные и экологические последствия развития всего туризма в развивающихся странах. Нашими учеными приводятся только экономические последствия, которые считают, присущи больше иностранному туризму, нежели туризму в целом (Таблица 8). 

    Таблица 8

      Экономические последствия развития иностранного

      туризма в развивающихся  странах [3]

Польза Ущерб
1 2
Расширение  участия в международном разделении труда

Использование местных ресурсов

Привлечение иностранного капитала и твердой валюты

Рост делового местного оборота 

Структурные сдвиги в национальном производстве товаров  и услуг

Повышение численности  занятых 

Рост личных доходов

Сбалансирование региональных диспропорций

Создание экономического имиджа страны за границей

Утечка твердой  валюты

Рост  импорта

Отток из традиционных сфер занятости

Угроза безработицы 

Сезонная занятость

Инфляция

Узурпация власти иностранными компаниями

Зависимость от политической ситуации, международной экономической конъюнктуры, моды

Возникновение экономических кризисов и несбалансированность развития

      * Составлено автором 

      Данная  таблица отражает влияние иностранного туризма в развивающихся странах. Одной из особенностью развития туризма в развивающихся странах заключается в том, что национальный (внутренний) туризм отсутствует, а существующая здесь индустрия туризма с самого начала направлена на удовлетворение внешнего спроса. Эта особенность, в какой – то степени проявляется и в Казахстане. Но у нас идет обратный процесс удовлетворения внешнего спроса не на въезжающих (иностранных) туристов, а на выезжающих (резидентов). Так в 1999 г. 22 % туристов приходилось на нерезидентов. Все эти факты, анализ положения на въездном рынке туристских услуг Казахстана свидетельствует о недостаточном охвате законодательством всех проблем туризма, о жестком налогообложении, завышенных тарифах, слабой туристской инфраструктуре, об отсутствии элементарной рекламы и пропаганды туризма, природных красот нашей республики за рубежом [3].

     Опираясь  на данные Национального агентства  по статистике, автор сделал свои графики по следующим показателям:  

      История туризма и его начало уходят в  далекое прошлое, но в своем настоящем  состоянии, он возник и оформился в конце XIX века. Интенсивное развитие он получил лишь во второй половине XX века, именно в век стремительного развития техники, технологий и общественных отношений. Сегодня туризм – мощная мировая отрасль, занимающая до 11% мирового валового продукта, в которой задействована огромная масса трудовых ресурсов, основных средств и привлечены крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика глобального уровня.

      Нужно отметить, что туризм входит в число  трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. И в свою очередь он является самой рентабельной и динамичной сферой мирового хозяйства [16].

      Роль  туризма в современной экономике  Казахстана постоянно растет. Только за последний 2003 год количество обслуженных туристов в стране составило 229 014 человек. К сожалению, приходиться констатировать, что туризм в Казахстане пока еще малоэффективен. Так, наибольшее количество обслуженных туристов приходится на выездной туризм – 94 692 человек. Внутренний туризм составил – 89 332 человек. Самый низкий показатель составляет въездной туризм – 44 990 человек. [14]. Рассмотрев это в процентах, доля выездного туризма равна – 48%, тогда как доля въездного туризма всего лишь поднялась до отметки 19%. Цифры показывают большую разницу между въездным и выездным туризмом, что в свою очередь доказывает о необходимости развития въездного туризма в Казахстане. На данный момент существует большая проблема развития индустрии туризма Республики Казахстан. Не создана элементарная система или сфера туризма. Что же говорить о целой индустрии? Общество должно говорить о проблеме и поднимать вопрос до высокого уровня.

      Современный туризм, являясь экономическим явлением, имеет индустриальную форму, в котором зачастую выступает главным катализатором развития национальной экономики, создавая новые рабочие места, способствуя росту национального дохода, развитию инфраструктуры страны и росту уровня жизни населения. Индустрия туризма па примере лидирующих зарубежных стран в области туризма, характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью вкладываемых в нее инвестиций. То есть туризм способен оказывать благотворное влияние на экономику страны, в которой он развивается.

      У Казахстана существуют все предпосылки  развития многочисленных видов туризма на территории страны. Так, историческими предпосылками являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало которого датируется третьим тысячелетием д.н.э. По природно-климатическим предпосылкам Казахстан богат рекреационными ресурсами, живописными уникальными памятниками природы и славится бесценным культурным наследием, переданное предками казахской степи.

      Страна, обладая значительным туристско-ресурсным потенциалом, разнообразной природной средой и животным миром, имеет большие возможности для развития экологического туризма. Развитие экотуризма будет способствовать успешному развитию всего природохозяйственного комплекса республики, а также достижению главной социально-экономической цели страны – обеспечения населения благоприятными условиями окружающей среды для здорового образа жизни [22].

      В настоящее время за рубежом темпы развития набирает и космический туризм, как один из новых видов туризма, относящийся к экстремальному и экзотическому виду. Казахстан ничуть не уступает космическим возможностям зарубежных стран, так как именно на его территории находится знаменитый космодром «Байконур». При правильном подходе и развитии данного вида туризма, Казахстан приумножил бы свои богатства, а получаемую прибыль направлял бы на природоохранные мероприятия и решение экологических проблем.

      Туризм  в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. Одна из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является непризнание туристской деятельности приоритетным со стороны местных органов управления на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет. С обретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа, которая руководствуется законами Республики Казахстан о туристской деятельности и т.д. [4]. Тем самым принятые законы, указы и постановления должны в действительности служить народу. Тот же самый Закон «О туристской деятельности в РК», многочисленные пункты которого требуют коренных поправок, не охватывает все стороны туристской деятельности и лишь сведен к регулированию финансовых, лицензионных отношений, основным правам и обязанностям туристов. Таким образом, па наш взгляд для создания цельной индустрии туризма, необходимо укрепить нормативно-законодательную базу туристской деятельности. Туристский рынок Казахстана не является конкурентоспособным по мировым и международным стандартам. Предлагаемый турпродукт местных рекреационных и оздоровительных предприятий, учреждений и турагентств, не сможет удовлетворить желания среднего обеспеченного иностранного туриста. Здесь необходимо внедрение, на государственном уровне, целой программы развития индустрии туризма в Республике Казахстан и обеспечение четкого контроля, исполнения задач и достижения целей, поставленных этой программой. А именно опираясь на большой потенциал страны приложить усилия для активизации въездного туризма. Так как он является тем «Клондайком» туристской индустрии, который выступает формирующим звеном во всей цепи туризма.

      На  данный момент в Республике Казахстан  функционируют 713 туристских фирм и агентств. Из них 706 фирм и агентств, с начала 2004 года, обслужили 107,2 тыс. туристов и экскурсантов. Доход от их деятельности составил 1 млрд. 156,8 млн. тенге и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1.6 раза [16]. В графике 1 показана динамика въезда в Казахстан иностранных туристов и выезда за границу граждан Казахстана.

 
 

Рисунок 6. Въезд иностранных  граждан в Казахстан  и выезд граждан  Казахстана за границу.*

*Составлено  автором по материалам Агентства  РК по статистике

    Согласно  данному графику, количество прибывших  иностранных туристов в Казахстан  в 2001 году составило 2 692 590 человек. Самый высокий пик въезда туристов наблюдается в 2002 году. За последний 2003 год мы можем увидеть спад в динамике прибытия иностранных туристов в нашу республику. Таким образом, по сравнению с 2001 годом, в 2002 году количество прибывших туристов возрастает на 1 млн. человек, и в свою очередь в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, уменьшается на полмиллиона человек. Такая динамика объясняется тем, что в целом, в мировой практике 2001 год был трудным годом для туризма. Так как большим событием явился 11 сентября, террористический акт в США, который оказал свое влияние всему миру и не обошел стороной Казахстан, который относится мусульманскому миру и азиатской стране. Напротив, 2002 год стал благоприятным для Казахстана в области туризма, потому что мы можем наблюдать самое большое количество туристов, посетивших нашу страну. Это связано с повышением социально-экономического уровня и стабильностью в политическом отношении. Однако, несмотря на это, наблюдается тенденция спада прибывающих туристов в Казахстан. Причиной этому служит уменьшение сфер деловых контактов с зарубежными странами. Интерес к Казахстану, куда прибывает с деловыми и профессиональными целями 62.4% туристов, постепенно падает. Также в стране отсутствует широкая рекламная деятельность в пропаганде туристских объектов и уникальных достопримечательностей Казахстана за рубежом. Туризм Казахстана нуждается в организации туристских представительств и тур центров в многочисленных странах мира и в проведении широкомасштабной работы по продвижению казахстанского турпродукта на мировой рынок.

    В Казахстане растет число желающих выехать  за границу. Если в 2001 году количество резидентов было всего 229 378 человек, что составило 5%, то в 2002 году составило 47% выезжающих сограждан. И в 2003 году эта цифра поднялась до 48%, то есть количество резидентов достигло 2 374 021 человек (см. рис. 6). Такая динамика свидетельствует о повышении благосостояния наших сограждан. Они больше интересуются турпродуктом зарубежных стран, нежели природными объектами своей страны. Это в свою очередь объясняется низким уровнем развития инфраструктуры в Казахстане и высококлассным сервисом за рубежом. Так, наиболее посещаемыми странами казахстанцев являются Китай - 30 105 человек, Турция - 21 682 чел, Германия - 11 736 чел, ОАЭ - 5 465 чел, Литва - 2 879 чел, Таиланд - 1 759 чел, Франция - 1 420 чел, Египет - 1 046 человек и т.д [14].

    В настоящее время наблюдаются  какие-то сдвиги в сфере туризма  Казахстана, но значительного улучшения развития туризма мы не можем увидеть. Хотя каждый год проводятся ярмарки и мероприятия, привлекающие иностранных туристов. Но это только капля в море. К этой проблеме нужно подходить со всех сторон и комплексно. В частности, решать вопросы развития туризма на высоком государственном уровне и создавать все условия для дальнейшего ее продвижения.

   Таким образом, мы предлагаем следующие критерии и функции, придерживаясь которых можно развить систему туризма

  • Обеспечение поддержкой государства и заинтересованности правительства в развитии туризма
  • Укрепление    законодательной    и   нормативно-правовой    базы,    обеспечение    четкого контроля при исполнении задач, достижения целей, указанных законом
  • Максимальное финансирование данной отрасли, в частности, повышение материально-технической базы
  • Совершенствование    финансово-кредитной    системы    для    стимулирования    притока инвестиций в туризм
  • Развитие туристской инфраструктуры до уровня международных стандартов
  • Создание тур центров и представительств в зарубежных странах, посредством посольств и консульств, с полной  информацией о нашей  стране.  Именно широкое освещение, реклама и пропаганда природных, культурно-исторических этнографических достопримечательностей Казахстана в СМИ, INTERNET
  • Профессиональная  подготовка высококвалифицированных  кадров,  как  залог  успеха казахстанского туризма в будущем
  • Развитие организационных и инновационных основ для формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма
  • Развитие и применение маркетинга и менеджмента в индустрии туризма Казахстана
  • Формирование туристского имиджа страны, как приоритетного сектора экономики.

    В настоящее время индустрия туризма  в Казахстане на стадии формирования, поэтому подвергается ряду существенных изменений. Во всех сферах туристской деятельности идет поиск новых форм организации работы, характеризующихся разделением труда, специализацией и кооперацией работы туристских фирм.

    Перспектива развития туризма в Казахстане, становление  его как самостоятельной индустрии, динамичное развитие экономики регионов, увеличение валютных поступлений и являющего одним из направлений в стабилизации социально-экономического положения страны – требует формирования новых подходов исследования в вопросах изучения рынка туризма.

Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения