Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3
1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5
1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9
1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики
................................................................................................. 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана
2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в
Республике Казахстан
2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах
развития индустрии туризма
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения
3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике
Казахстан
3.3 Про прорывные проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Республика Казахстан, опираясь на свой природно-рекреационный и экономический потенциал, должна прилагать усилия для активизации именно въездного (иностранного) туризма.
Развивая
иностранный туризм, необходимо будет
изучить также и последствия
от его воздействия. Конечно, на сегодняшний
момент нельзя сказать, что в Казахстане
ощущаются какие – либо воздействия
от развития иностранного туризма, скорее
наоборот, нет особенных воздействий ни
в экономическом, ни в социальном отношениях.
Может быть только влияние интуристов
на окружающую среду, хотя вероятнее всего
экологическая ситуация у нас будет являться
отталкивающим фактором для нерезидентов.
Несмотря на это, приведем общепринятые
позиции воздействий иностранного туризма.
Н. Ю. Малашенко выделяет общие экономические,
социальные и экологические последствия
развития всего туризма в развивающихся
странах. Нашими учеными приводятся только
экономические последствия, которые считают,
присущи больше иностранному туризму,
нежели туризму в целом (Таблица 8).
Таблица 8
Экономические последствия развития иностранного
туризма в развивающихся странах [3]
Польза | Ущерб |
1 | 2 |
Расширение
участия в международном Использование местных ресурсов Привлечение иностранного капитала и твердой валюты Рост делового местного оборота Структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг Повышение численности занятых Рост личных доходов Сбалансирование региональных диспропорций Создание экономического имиджа страны за границей |
Утечка твердой
валюты
Рост импортаОтток из традиционных сфер занятости Угроза безработицы Сезонная занятость Инфляция Узурпация власти иностранными компаниями Зависимость от политической ситуации, международной экономической конъюнктуры, моды Возникновение экономических кризисов и несбалансированность развития |
* Составлено автором
Данная
таблица отражает влияние иностранного
туризма в развивающихся
Опираясь на данные Национального агентства по статистике, автор сделал свои графики по следующим показателям:
История туризма и его начало уходят в далекое прошлое, но в своем настоящем состоянии, он возник и оформился в конце XIX века. Интенсивное развитие он получил лишь во второй половине XX века, именно в век стремительного развития техники, технологий и общественных отношений. Сегодня туризм – мощная мировая отрасль, занимающая до 11% мирового валового продукта, в которой задействована огромная масса трудовых ресурсов, основных средств и привлечены крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика глобального уровня.
Нужно отметить, что туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. И в свою очередь он является самой рентабельной и динамичной сферой мирового хозяйства [16].
Роль
туризма в современной
Современный
туризм, являясь экономическим
У Казахстана существуют все предпосылки развития многочисленных видов туризма на территории страны. Так, историческими предпосылками являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало которого датируется третьим тысячелетием д.н.э. По природно-климатическим предпосылкам Казахстан богат рекреационными ресурсами, живописными уникальными памятниками природы и славится бесценным культурным наследием, переданное предками казахской степи.
Страна, обладая значительным туристско-ресурсным потенциалом, разнообразной природной средой и животным миром, имеет большие возможности для развития экологического туризма. Развитие экотуризма будет способствовать успешному развитию всего природохозяйственного комплекса республики, а также достижению главной социально-экономической цели страны – обеспечения населения благоприятными условиями окружающей среды для здорового образа жизни [22].
В настоящее время за рубежом темпы развития набирает и космический туризм, как один из новых видов туризма, относящийся к экстремальному и экзотическому виду. Казахстан ничуть не уступает космическим возможностям зарубежных стран, так как именно на его территории находится знаменитый космодром «Байконур». При правильном подходе и развитии данного вида туризма, Казахстан приумножил бы свои богатства, а получаемую прибыль направлял бы на природоохранные мероприятия и решение экологических проблем.
Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. Одна из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является непризнание туристской деятельности приоритетным со стороны местных органов управления на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет. С обретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа, которая руководствуется законами Республики Казахстан о туристской деятельности и т.д. [4]. Тем самым принятые законы, указы и постановления должны в действительности служить народу. Тот же самый Закон «О туристской деятельности в РК», многочисленные пункты которого требуют коренных поправок, не охватывает все стороны туристской деятельности и лишь сведен к регулированию финансовых, лицензионных отношений, основным правам и обязанностям туристов. Таким образом, па наш взгляд для создания цельной индустрии туризма, необходимо укрепить нормативно-законодательную базу туристской деятельности. Туристский рынок Казахстана не является конкурентоспособным по мировым и международным стандартам. Предлагаемый турпродукт местных рекреационных и оздоровительных предприятий, учреждений и турагентств, не сможет удовлетворить желания среднего обеспеченного иностранного туриста. Здесь необходимо внедрение, на государственном уровне, целой программы развития индустрии туризма в Республике Казахстан и обеспечение четкого контроля, исполнения задач и достижения целей, поставленных этой программой. А именно опираясь на большой потенциал страны приложить усилия для активизации въездного туризма. Так как он является тем «Клондайком» туристской индустрии, который выступает формирующим звеном во всей цепи туризма.
На данный момент в Республике Казахстан функционируют 713 туристских фирм и агентств. Из них 706 фирм и агентств, с начала 2004 года, обслужили 107,2 тыс. туристов и экскурсантов. Доход от их деятельности составил 1 млрд. 156,8 млн. тенге и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1.6 раза [16]. В графике 1 показана динамика въезда в Казахстан иностранных туристов и выезда за границу граждан Казахстана.
Рисунок 6. Въезд иностранных граждан в Казахстан и выезд граждан Казахстана за границу.*
*Составлено
автором по материалам
Согласно данному графику, количество прибывших иностранных туристов в Казахстан в 2001 году составило 2 692 590 человек. Самый высокий пик въезда туристов наблюдается в 2002 году. За последний 2003 год мы можем увидеть спад в динамике прибытия иностранных туристов в нашу республику. Таким образом, по сравнению с 2001 годом, в 2002 году количество прибывших туристов возрастает на 1 млн. человек, и в свою очередь в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, уменьшается на полмиллиона человек. Такая динамика объясняется тем, что в целом, в мировой практике 2001 год был трудным годом для туризма. Так как большим событием явился 11 сентября, террористический акт в США, который оказал свое влияние всему миру и не обошел стороной Казахстан, который относится мусульманскому миру и азиатской стране. Напротив, 2002 год стал благоприятным для Казахстана в области туризма, потому что мы можем наблюдать самое большое количество туристов, посетивших нашу страну. Это связано с повышением социально-экономического уровня и стабильностью в политическом отношении. Однако, несмотря на это, наблюдается тенденция спада прибывающих туристов в Казахстан. Причиной этому служит уменьшение сфер деловых контактов с зарубежными странами. Интерес к Казахстану, куда прибывает с деловыми и профессиональными целями 62.4% туристов, постепенно падает. Также в стране отсутствует широкая рекламная деятельность в пропаганде туристских объектов и уникальных достопримечательностей Казахстана за рубежом. Туризм Казахстана нуждается в организации туристских представительств и тур центров в многочисленных странах мира и в проведении широкомасштабной работы по продвижению казахстанского турпродукта на мировой рынок.
В Казахстане растет число желающих выехать за границу. Если в 2001 году количество резидентов было всего 229 378 человек, что составило 5%, то в 2002 году составило 47% выезжающих сограждан. И в 2003 году эта цифра поднялась до 48%, то есть количество резидентов достигло 2 374 021 человек (см. рис. 6). Такая динамика свидетельствует о повышении благосостояния наших сограждан. Они больше интересуются турпродуктом зарубежных стран, нежели природными объектами своей страны. Это в свою очередь объясняется низким уровнем развития инфраструктуры в Казахстане и высококлассным сервисом за рубежом. Так, наиболее посещаемыми странами казахстанцев являются Китай - 30 105 человек, Турция - 21 682 чел, Германия - 11 736 чел, ОАЭ - 5 465 чел, Литва - 2 879 чел, Таиланд - 1 759 чел, Франция - 1 420 чел, Египет - 1 046 человек и т.д [14].
В настоящее время наблюдаются какие-то сдвиги в сфере туризма Казахстана, но значительного улучшения развития туризма мы не можем увидеть. Хотя каждый год проводятся ярмарки и мероприятия, привлекающие иностранных туристов. Но это только капля в море. К этой проблеме нужно подходить со всех сторон и комплексно. В частности, решать вопросы развития туризма на высоком государственном уровне и создавать все условия для дальнейшего ее продвижения.
Таким образом, мы предлагаем следующие критерии и функции, придерживаясь которых можно развить систему туризма
В
настоящее время индустрия
Перспектива
развития туризма в Казахстане, становление
его как самостоятельной
Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения