Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3

1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5

1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9

1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики

................................................................................................. 11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана

2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в

Республике Казахстан

2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах

развития индустрии туризма

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения

3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике

Казахстан

3.3 Про прорывные проекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломн._.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

    Туризм  представляет собой одну из форм межрегиональной и международной торговли услугами, поэтому уровень его развития в регионе является также индикатором состояния региональной экономики. Индикатором туризм будет столь долго, пока не займет своего прочного места в экономике страны, республики, области, конкретного муниципального образования. Никогда не займет он этого места, если оно для него не предусмотрено в долгосрочных программах регионального развития. Процессы экономического и социального планирования и прогнозирования должны быть сопряжены с туристским планированием [1].

    Индустрия туризма с научной точки зрения в комплексе пока рассмотрена  слабо. Как самостоятельная отрасль  экономики индустрия туризма  в условиях плановой экономики фактически не существовала. Понятия «туризм» и «индустрия туризма», на первый взгляд, кажутся идентичными и имеющими одинаковое значение. В частности, трактовки термина «индустрия туризма» различны и выражают неоднозначный смысл. Это ведет к тому, что само понятие «индустрия туризма» весьма емкое и сложное. Одним из первых во времена СССР попытался дать определение П.Г.Олдак: «Индустрия туризма характеризует предприятия сферы обслуживания, специализирующиеся на создании и продаже услуг туризма» или как «отдельная отрасль экономики, специализирующаяся на удовлетворении платежеспособного спроса туристов».

    С.Р.Ердавлетов считает, что туристская индустрия  определяет хозяйственный ранг туризма, отвечающий на пространствах с развитой туристской функцией эффекту, какой в индустриальных регионах связывается с развитой промышленностью. 

    «Индустрия  туризма» - категория по своей сути чисто экономическая. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов  определили индустрию туризма как  самостоятельное звено хозяйственной  структуры; экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющего спроса на различные виды отдыха и развлечений. Аналогичного определения «индустрии туризма» придерживаются многие другие исследователи. По мнению ученого Дуйсена Г.М.: «индустрия туризма» - это сложная, многогранная система хозяйственной, производственной и социальной деятельности, опирающаяся на природно-рекреационный потенциал страны, включающая в себя все формы инфраструктуры сервиса, способная удовлетворить спрос общества на отдых и развлечения. Он считает, что трактовка и определение понятий «туризм» и «индустрия туризма» должна быть несколько иным, чем общепринятые. Отличие заключается в теоретическом подходе с позиции географии к термину «туризм» и с позиции экономики к термину «индустрия туризма». В этом отношении не может быть дискуссий, так как «туризм» есть путешествие, а само путешествие – понятие, складывающееся веками, в нем заложены географические открытия, сделанные путешественниками-географами. Поэтому «туризм» - как понятие остается чисто географическим, и его однокоренное значение только подтверждает мысль ученого в этом ключе [3].

    В настоящее время разработка структуры  индустрии туризма Казахстана предложено кандидатом экономических наук Дуйсеном Г.М. (Рисунок 1). 
 
 

       

 
 
 
 
 

    Рисунок 1. Структура индустрии туризма Казахстана [3] 

    Основным  отличием этого варианта является включение  природно-рекреационного потенциала и  объединение смежных по значимости элементов. Природно-рекреационный потенциал не может изменяться в пространстве, пребывает в статичном состоянии. Для Казахстана фактор природно-рекреационного потенциала не имеет себе равных по масштабности,  разнообразности и неповторимости. На данном этапе развития экономики Казахстана, когда не имеется значительных средств для вложения в индустрию туризма, этот фактор может и должен стать доминирующим элементом ее структуры. Приведенная структура отражает современное деление индустрии туризма и может быть взята за основу в формировании туристской политики Республики Казахстан [3].

    Изучив  и проанализировав литературные источники, также  руководствуясь данной схемой, автор предлагает свой вариант  структуры индустрии туризма. Рисунок  1 составлен в более широком и развернутом виде. Ключевым в этой схеме выступает инфраструктура туризма, так как без инфраструктуры не будет развита индустрия туризма. Индустрия туризма включает в себя туристские фирмы и агентства, гостиницы, рестораны, посольства, рекламные учреждения, транспорт, но в свою очередь не может обойтись без природного потенциала и поддержки государства. Тем самым, развивая инфраструктуру туризма, поднимая ее до международных стандартов, мы сможем развить индустрию туризма. По нашему мнению, существование и развитие индустрии туризма, как отдельной отрасли, скорее будет дело будущего.  

    1.2 Экономико-географические предпосылки развития индустрии

    туризма в Республике Казахстан

    Факторы, влияющие на развитие туризма в целом  разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток.

    Что касается нашей страны, у необъятного  Казахстана есть все предпосылки  для развития индустрии туризма, создания инфраструктуры и достижения высокой оценки в мировой общественности.

    По  природно-климатическим факторам Казахстан  располагает разнообразными природными зонами и климатическими поясами. Север  Казахстана начинается с лесной и  лесостепной зоны, где находятся многочисленное количество озер, лугов с богатейшим животным миром. Юг Казахстана богат барханами и песками. Природа Западного Казахстана отличается от природы Восточного Казахстана, то же самое и с другими районами нашей республики. Мы нигде не встретим одинаковых мест, повторяющихся пейзажей. Каждая область или регион по своему прекрасны и может многое поведать о себе. 

    Анализ  природных условий Республики Казахстан  позволяет сделать вывод о  чрезвычайной контрастности местных  ландшафтов. Многие из них – представляют большой интерес для развития туризма и организации полноценного отдыха населения.  В физико-географическом отношении территорию республики составляют пустыни – 40%, полупустыни – 23%, степи – 20%, лесостепи – 7%, горы – 10%. С севера на юг последовательно сменяются четыре природные зоны: лесостепная, степная, полупустынная, пустынная. На крайнем юге и юго-востоке большую площадь занимают горы Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая и Алтая, где хорошо выражена вертикальная поясность.

    В Казахстане встречаются почти все  типы климата, которые наблюдаются  на земном шаре, за исключением тропического и экваториального. В республике солнечных дней обычно больше, чем  на Южном берегу Крыма и на Черноморском побережье Кавказа. Продолжительность солнечного сияния в течение года на севере составляют свыше 2000 часов, на юге – почти 3000 часов. Леса, степи, горы, долины и воды Казахстана отличаются богатством и пестротой животного мира. Здесь сохранились многие редкие млекопитающие, сюда прилетает на зимовку огромное количество птиц из лесостепной полосы, тайги и тундры. Фауна Казахстана насчитывает почти 16 видов млекопитающих, 485 видов птиц, около 150 видов рыб.

    Казахстан богат подлинными памятниками природы, образовавшимися в результате деятельности воды, ветра и ледников, пещерами, водопадами,  местами обитания редких видов животных.

    Важнейшие ландшафтные памятники неживой  природы в Казахстане – экзотические скалы «Окжетпес», «Сфинкс», «Верблюд»  в горах Кокшетау, гранитные останцы «Каменная голова», «Баба-яга» в Баянаульских горах, знаменитый «Поющий бархан» в долине реки Или, захоронение третичной фауны «Гусиный перелет» на реке Иртыш, захоронения ископаемой флоры и фауны в долине реки Тургай. К числу одних из самых живописных природных урочищ относится каньон реки Чарын, левого притока Или. Это удивительное зрелище! Каньон напоминает знаменитый Большой каньон Колорадо в США, но только в миниатюре. Высота отвесных склонов каньона достигает 300 метров. Глядя на них, можно представить себе профили людей и животных, древний полуразрушенный гигантский город. Чарынская ясеневая роща занимает площадь в 4855 га, на ее территории произрастает в основном ясень согдианский, лесной массив которого является единственным в СНГ.

    Очень редкий феноменальный ландшафтный памятник расположен на правом берегу реки Или, в 182 км от Алматы. Это «Поющие барханы». Звучание песка, напоминающее органную музыку, происходит при движении по песчаной поверхности бархана. Осыпание мелких коричнево-серых песчаных частиц вниз по склону гряды вызывает необычный и впечатляющий звуковой эффект. Звучание обычно происходит в сухую погоду при западном ветре.

    Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования, которого относится к третьему тысячелетию до н.э. На территории нашей страны находятся древние исторические города и многочисленные ненайденные археологические раскопки, которые в свою очередь приведут туристскому буму.

    В экономическом плане республика развивается быстрыми темпами, планируя в ближайшие годы вступления во Всемирную торговую организацию, повышая социальный уровень населения и преследуя многочисленные социально-экономические цели. Ежегодно из бюджета страны выделяются средства на строительство дорог и улучшение транспорта, на строительство гостиниц, средств размещения и мест проживания, происходит кредитование малого и среднего бизнеса, тем самым, поднимая уровень сферы услуг в общественном питании и в целом, оказывая большое влияние на инфраструктуру страны. Проводится широкомасштабная работа культурных центров, музеев, парков культуры и отдыха.

    В политическом отношении Казахстан  является стабильным государством. Несмотря на то, что в республике проживают  представители более 100 национальностей, проблема межнациональной розни у нас отсутствует. Это благодаря руководству нашего президента Н.А. Назарбаеву. Весь центрально-азиатский регион и страны, принадлежащие исламскому миру, внушают большой страх не только близлежащим государствам, но и всему миру, ассоциируя терроризм и экстремизм. Но наша страна является «стабильным государством в нестабильном регионе». 

    1.3 Международный туризм как стратегический фактор

    развития  экономики

    Международный туризм, являющийся одним из направлений внешнеэкономических связей, во многом определяется законами геополитики.  Геополитические отношения  и процессы между странами обуславливают развитие туризма в мировом масштабе.

    Происходящие  геополитические процессы в экономике, политике той или иной страны находят отражение и в туризме. Политическая и экономическая нестабильность в стране оказывает большое влияние на уменьшение туристского потока. Напротив, при политической стабильности и экономическом росте наблюдается увеличение прибытия туристов в страну и рост доходов в государственную казну. Принятые законы и решения, международные соглашения по вопросам национальной безопасности и оказание всяческой поддержки туризма со стороны государства – все это способствует дальнейшему продвижению туризма на мировом рынке в качестве специального вида услуг.

    На  рубеже XX и XXI вв. значительно возрастает интерес к геополитическим концепциям, представлениям и прогнозным оценкам. Это объясняется многими факторами, но, прежде всего существенной интенсификацией  геополитических процессов в мире, возникновением новых государств, новых политических и экономических стран-объединений, ростом интеграционных процессов и тенденций глобализации. Такое происходящее явление, в свою очередь, оказывает большое влияние на процесс развития международного туризма.

    Итак, геополитические процессы связанны с изменением государственных границ отдельных стран, военно-политических и экономических блоков государств и географических (пространственных) сфер их влияния. Происходящие геополитические процессы вызваны пересечением, а иногда и слиянием геополитических интересов ведущих игроков мира. Отсюда вытекают геополитические интересы, которые правомерно рассматриваются как устойчивое стремление государств, во-первых, в сохранении своей территории, во-вторых, в расширении географической (пространственной) сферы своего влияния. Геополитические интересы государства проявляются в его постоянном стремлении влиять, в той или иной мере контролировать, а в конечном итоге использовать часть территории или акватории другой страны. Такие интересы возникают у многих государств и преследуют разные цели – от стремления долгосрочно использовать какую-то часть другой страны в качестве устойчивого рыночного пространства до желания присоединить к себе часть территории или акватории другой страны [8].

    Изменение политической карты мира, произошедшее в конце 80 – начале 90 годов, а именно изменение государственных границ и их делимитация существенно  повлияло на развитие туризма. Обрушение  так называемого «железного занавеса», присутствующего при СССР, образование суверенных независимых государств и завоевание ими места на международной арене предопределили колоссальные изменения в туристской индустрии бывшего Советского союза. Открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ и Восточной Европы повлекло за собой увеличение туристских потоков из этих стран на Запад, как следствие активизации интегрированных связей. Тем самым, многие страны Восточной Европы стали ведущими по приему гостей, например, Венгрия и Чехия [19].

    Международный туризм является динамичным сектором мировой экономики. В основе туризма, в первую очередь, заключены экономические  интересы. Высокое развитие экономики  в стране способствует увеличению туристского  потока, что приносит колоссальную прибыль в государственный бюджет страны. Тому пример страны Европы, которые занимают лидирующее положение в мире и в области туризма (Таблица 1).  

Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения