Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3
1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5
1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9
1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики
................................................................................................. 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана
2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в
Республике Казахстан
2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах
развития индустрии туризма
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения
3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике
Казахстан
3.3 Про прорывные проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итак, грамотная политика государства и гибкая стратегия развития туризма обеспечивают залог успеха и экономического роста страны.
Индустрия туризма в Казахстане постепенно набирает темпы. И, естественно, выбор наиболее эффективных путей ее развития становится насущной задачей.
Для
определения вариантов
В современных условиях в наибольшей мере отработаны модели рекреационного природопользования через критерии оптимальности рекреационной системы. Что касается туризма, то наиболее апробирована модель развития туризма в рекреационной системе Крыма в работе В.А.Дарга, О.А.Щербины. В.И.Донским и О.А.Щербиной сделана попытка оценки аттрактивности рекреационных ресурсов посредством использования методов экспертных оценок и теории распознавания образов. Методологическое обоснование рационального использования природно-рекреационных ресурсов путем применения гравитационной модели рекреационного взаимодействия приводится в работе В.М.Кривошеева, И.В.Зорина и А.В.Живицкого.
На наш взгляд, именно модель В.А.Дарги и О.А.Щербины отражает суммарную рекреационную ценность туристских маршрутов в регионе.
Авторы модели признают недостаточную полноту экономического критерия народнохозяйственной эффективности развития туризма. Модель для экономических расчетов неудобна тем, что в ней присутствует некоторая субъективность полученных экспертным путем характеристик рекреационной ценности туристских маршрутов. Кроме того, в модели отсутствуют экономические ограничения. В настоящее время при моделировании туризма нельзя указать ни одного количественного показателя, который отражал бы многочисленные аспекты функционирования рекреационной системы. Для этого модель развития туризма должна быть многокритериальной. Многокритериальная модель системы туризма представлена в монографии Е.К. Трушиньша «Рекреация и градостроительство: опыт системного моделирования». По нашему мнению, система туризма в указанной работе наиболее полно отражает все аспекты туризма. Представлены они в виде дерева целей системы туризма, основные ветви которого представляют собой повышение качества процесса туризма (повышение привлекательности туристских маршрутов, целенаправленная комплектация групп туристов); увеличение пропускной способности системы (увеличение емкости турбаз и гостиниц, увеличение количества маршрутов, повышение интенсивности потоков туристов на маршрутах, освоение новых туристских объектов и т.д.).
В указанной работе делается попытка построения и имитационной модели рекреационной системы, которая строится на таких основных принципах как:
-
учет всех существующих
- разбивка на несколько уровней в зависимости от связей ее элементов с рекреантами;
- построение модели учитывающей структуру реальной системы, закономерности изменения ее параметров в пространстве и во времени.
Имитационная модель основывается на системе факторов, что собственно и делает этот метод достаточно применимым.
Любая экономико-математическая модель имеет прямое назначение - прогноз показателей. Для индустрии туризма главным является увеличение числа туристов-нерезидентов, приносящих в ВВП страны определенную долю денежных доходов. Пока же для Казахстана основную долю туризма - нерезидентов (97,9%) составляют служебные поездки. Туризм нерезидентов с целью получения культурно-познавательной информации, отдыха, лечения, турпоходов и т.д. составляет мизерную величину - 2,1%. Неполная статистическая информация не позволяет использовать имеющиеся экономико-математические модели. В силу объективно существующих сложностей мы ограничились выявлением факторов (при их минимальном наборе), от которых в наибольшей степени зависит приезд туристов-нерезидентов в страну. Из всего арсенала существующих факторов нами отобраны такие как: число гостиниц, мотелей, общежитии для приезжих; единовременная вместимость средств размещения (койко-мест); стоимость одной путевки (в тыс. тенге). Зависимость между признаком-фактором у (независимой переменной) и х - значением коррелируемого с фактором признака (зависимой переменной) определялась по общеизвестной формуле парной корреляции.
Полученные данные выявили четкую взаимозависимость приезда туристов-нерезидентов от числа гостиниц и гостиничных предприятий и от единовременной вместимости средств размещения. Коэффициент корреляции между числом гостиниц и гостиничных предприятий и числом туристов-нерезидентов составил 0,718, между единовременной вместимостью и количеством туристов-нерезидентов - 0,818. Коэффициент корреляции между числом приезжающих туристов-нерезидентов и стоимостью проданных путевок составляет 0,393, а между числом туристов-нерезидентов и количеством ресторанов, кафе, баров - минус 0,035. Для туристов-нерезидентов не является решающим фактором наличие в стране ресторанов, кафе, баров, даже стоимость путевок (при условии, если они приемлемы для широких слоев населения), зато важен для них весь комплекс аттрактивности туристских объектов.
Индустрия туризма
будущего складывается из элементов, часть
которых уже существует в настоящем,
другая изменяет свою величину по мере
совершенствования общественных условий
жизни. Первая группа представляет собой
экономические и социальные показатели
жизненного уровня; вторая - ожидаемое
число туристов-нерезидентов и туристов-резидентов.
Все эти элементы в сочетании и образуют
определенный тип индустрии туризма, который,
если принять предлагаемые ниже гипотезы,
сложится в перспективе [17].
2.3
Законодательство и
политика Республики
Казахстан в вопросах
развития индустрии
туризма
Туризм и туристская деятельность Республики Казахстан регулируется следующими законами и указами:
Была
впервые принята Программа
Приняты законы:
Вместе с тем в прошлом году была утверждена Программа развития туризма г. Алматы на 2004-2010 годы [19, 20, 21].
По мнению многих специалистов, в нашей стране устойчивое место должна занять туристская политика. Она в свою очередь должна стать необходимым условием для развития туризма.
К сожалению, в общественном сознании туризм – это либо «рюкзак и палатка», либо «Греция, Турция, Кипр …». Другими словами, «туризм» ассоциируется с отдыхом и развлечениями, а значит, сегодня не актуально для основной массы населения, которая едва может обеспечить себе лишь самым необходимым. Представьте себе сегодня политика, который всерьез рассуждает о роли индустрии отдыха и развлечений в экономике страны, … скорее всего он не сделает эту тему коньком своей предвыборной программы – есть темы более актуальные.
Но
формирование общественного мнения
по поводу того или иного вопроса,
привлечение внимания к проблемам
туризма, разъяснение будущих
Не надо приводить много доказательств в пользу такой политики, которая будет способствовать не вывозить деньги из нашей страны, а напротив, привлекать их в нее. Следовательно, въездной и внутренний туризм – вот тот объект, на который в первую очередь должна быть направлена туристская политика государства, политика поддержки, а точнее создание условий для его развития.
Для разъяснения той идеологии туризму сегодня нужны свои туристские политики, если хотите, идеологии, свои стратегии и тактики, которые отведут туризму ту роль и то место, которое он по достоинству должен занять в современном Казахстане. Эта задача должна решаться сообща, в конструктивном диалоге органов представительной, законодательной, исполнительной власти, науки и бизнеса, регионов и центра. Сегодня все, кто думает о будущем туризма, должны объединиться, эти ряды не та уж и многочисленны, а разобщившись, туристское сообщество рискует быть никогда не услышанным. Для маленькой туристской индустрии революции в сознании общества необходимо, чтобы все движущиеся силы на этом этапе объединились для достижения главной цели – признания истинной важности туризма для страны. И если сформулировать кратко сущность туристской политики, то это есть содействие развитию туризма с учетом его места в экономике и характера самой индустрии.
Главная же цель туристской политики – создание в Казахстане современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности, для удовлетворения потребностей казахстанских и зарубежных граждан в туристских услугах, с другой – значительный вклад в развитие экономики, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в местный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия [36, 37].
Функции туристской политики состоит главным образом в том, чтобы обеспечить рациональность в развитии отечественного туризма, проводя анализ и прогнозирование развития туризма, выбрать из множества вариантов развития туризма наиболее эффективный, отвечающий как потребностям самого туризма, так и всего общества в целом.
Большинство государства СНГ и Европы имеют специальные законы о туризме и культурах.
Законы о туристской деятельности в странах СНГ имеют схожую структуру. Они носят, как правило, комплексный (межотраслевой) характер и содержат нормы публичного и частного права. Как правило, они включают в себя следующие вопросы:
Например, статья 7 закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» содержит важную норму, направленную на поддержку въездного туризма в республике. Согласно данной статье оказание туристских услуг, связанных с организацией въездного туризма на территорию нашей страны, является экспортом туристских услуг. Эта норма позволяет освободить туристскую деятельность по приему иностранных туристов от уплаты налогов.
Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения