Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.
ВВЕДЕНИЕ
1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3
1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5
1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9
1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики
................................................................................................. 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана
2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в
Республике Казахстан
2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах
развития индустрии туризма
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения
3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике
Казахстан
3.3 Про прорывные проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Казахстанский туристский поток и его потенциал. Туризм как отрасль народного хозяйства производит продукт, который должен соответствовать рыночным категориям спроса и предложения. В этом отношении следует разграничить международный рынок, ориентированный на зарубежного потребителя и внутренний рынок, предназначенный для граждан Казахстана. Международный туристский рынок сегодня представляет собой гигантский механизм с многомиллиардным оборотом и ожесточенной конкурентной борьбой, поэтому первоочередной задачей становится определение туристского продукта (далее – турпродукт), который имеет присущие только Казахстану особенности и будет востребован. От этого зависит, в каких сегментах рынка казахстанский турпродукт будет иметь наилучшие перспективы. На основе проведенного анализа с учетом рекомендаций ВТО можно выделить два базовых компонента казахстанского турпродукта: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический и традиционный) и тесно связанный с ним эко-приключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитологический, треккниг, альпинизм, охота, рыбалка). В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. В соответствии с указанными приоритетами определены следующие районы и опорные центры первоочередного освоения:
1. Заилийский (г.Алматы, с.Тургень, г. Есик, г.Талгар, г. Каскелен, с. Узунагач, г. Капчагай).
2. Северо-Тяньшанский (с. Кеген, с. Нарынкол, с. Жаланаш, с. Чунджа, с. Кольжат).
3. Жаркент-Талдыкорганский (г. Жаркент, с. Коктал, с. Басчи, г. Текели, г. Талдыкорган, курорт Жаркент-Арасан).
4. Балхашский (оз. Балхаш, с. Прибалхашье).
5. Северо-Жунгарский (с. Дружба, р-н оз. Алаколь, с. Лепсинск, р-н р. Лепсы, с. Жаркулак, с. Коктума, г. Сарканд, курорт Арасан-Капал).
6. Жамбылский (г.Тараз, с.Мерке, р-н Мойынкум).
7. Туркестанский (г. Туркестан, с. Турбат, с. Отрар, с. Шаульдер. с. Баба-Ата, г. Кентау, с. Шаян).
8. Сайрам-Шымкентский (г. Шымкент, с. Сайрам, г. Арысь, г. Чардара, г. Сары-Агаш, г. Ленгер, с. Ванновка).
9. Верхне-Бухтарминский (с. Катон-Карагай, с. Берель, курорт Рахмановские ключи, р-н оз. Маркаколь).
10. Мангыстауский (с. Фетисово, г. Актау, р.п. Ералиев-Курык).
Кроме того, высокой степенью привлекательности ландшафтов, доступностью, освоенностью территории в плане организации туризма характеризуются – государственные национальные природные парки (ГНПП), существующие и намечаемые к созданию, которые также следует отнести к объектам приоритетного освоения: ГНПП «Иле-Алатау». ГНПП «Алтын-Емель» (Алматинская область), ГНПП «Аксу-Джабаглы» (Южно-Казахстанская область), ГНПП «Баян-Аул» (Павлодарская область). ГНПП «Каркаралинский» (Карагандинская область), ГНПП «Бурабай» и «Кокшетау» на базе Щучинско-Боровской курортной зоны, Государственный природный заповедник «Коргалжынский» (Акмолинская область). Необходимо учитывать специфику туризма в центрально-азиатском регионе. В сегментах Шелкового пути и приключенческого туризма основной поток зарубежных туристов нацелен на постоянное передвижение, причем в пределах всего указанного региона: Казахстан, Синьцзян-Уйгурский автономный округ (КНР), Кыргызстан, Узбекистан. Туркменистан. Таким образом, казахстанский турпродукт может быть эффективно представлен на рынке только в составе комплексного центрально-азиатского турпродукта, из чего вытекает следующие:
1. Институциональные элементы турпродукта должны быть согласованы на межправительственном уровне.
2. Казахстанский турпродукт не должен уступать (по крайней мере, в соотношении цена/качество) турпродуктам наших соседей по региону [3].
Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в не сезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней. Определенные перспективы Казахстан имеет в сегменте бизнес туризма. Это, прежде всего города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того, на территории близлежащей городу и радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма [5].
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2003 г. наибольший процент среди обслуженных туристов приходится на выездной туризм – 48 %, тогда как на долю въездного туризма – 19 %.
Если же проследить
соотношение стран СНГ и
Таблица 6
видам туризма (2000 г.) [3]
Виды туризма | Обслужено туристов | ||
человек | в % | в % | |
Всего: | 146915 | к видам туризма | по странам |
Въездной туризм | 23868 | 16,2 | 100 |
СНГ | 3266 | 13,7 | |
Остальной мир | 20602 | 86,3 | |
Выездной туризм | 67360 | 45,9 | 100 |
СНГ | 8027 | 11,9 | |
Остальной мир | 59333 | 88,1 | |
Внутренний туризм | 55687 | 37,9 |
* Составлено автором по данным Агенства РК по статистике
фирм (2000 г.) [3]
Всего получено средств туристскими фирмами, агентствами | Доля
дохода въездного и выездного
туризма,
в % | |||
тыс. тенге | тыс. долл. США | от тенге | от долл. США | |
Всего: | 1882684,7 | 623,4 | ||
Въездной туризм | 269591,1 | 290,0 | 14,3 | 46,5 |
СНГ | 24556,2 | 30,2 | ||
Остальной мир | 237495,9 | 259,8 | ||
Выездной туризм | 1401220,9 | 333,4 | 74,4 | 53,5 |
СНГ | -32952,7 | |||
Остальной мир | 1165649,4 | 333,4 | ||
Внутренний туризм | 211872,7 | 11,3 |
* Составлено автором по данным Агенства РК по статистике
Доля дохода от нерезидентов в разрезе областей следующая: на г. Алматы приходится 82,7 %, Астану – 2,2 %, Алматинскую область – 7,6 %, Актюбинскую – 3,5 %, Жамбылскую – 1,6 %, Восточно-Казахстанскую – 1,8 %, Карагандинскую – 0,6 % в тенге.
В долларах США доход от нерезидентов составляет: Алматы – 70,2 %, Алматинская область – 21,0 %, Жамбылская – 8,8 %.
Доля дохода от резидентов приходится: на г. Алматы – 60,5 %, Астана – 20,0 %, Карагандинскую область – 6,9 %, Мангистауская – 5,5 %, Жамбылская – 2,8 %, Павлодарская область – 2,0 %, Актюбинская – 1,7 %, Алматинская область – 0,2 % и т.д. Доля доходов от резидентов в долларах США: Жамбылская – 82,5 %, Алматинская – 17,5 %.
Таким образом, анализ региональной структуры прибытий и доходов позволяет выявить следующее:
-
наибольшее число обслуженных
туристов приходится на г.
- в 2000 г. сравнительно большие доходы получены от нерезидентов, посетивших районы с уникальными рекреационными ресурсами и экзотикой (г. Алматы, Алматинская, Восточно-Казахстанская и Жамбылская области), а также новый административный центр и бурно развивающиеся промышленные регионы страны (г. Астана, Актюбинская, Карагандинская области);
-
по внутреннему туризму
За период 1998-1999 гг. Казахстан посетили представители более 100 стран мира. Интересен факт доминирования определенных стран– поставщиков туристов из всего контингента нерезидентов, посетивших Казахстан [3].
Первое место среди стран, поставляющих туристов в Казахстан, занимает Германия – 21 596 человек. Вторую позицию в течение занимает Китай – 3 649 человек, затем следуют США – 2 745, Великобритания – 1 837, Россия – 1 824, Турция - 1004, Италия - 946, Франция - 837, Литва – 820 и т.д. [14].
Анализ вышеприведенных показателей о превалирование граждан Германии объясняется наличием крупной немецкой диаспоры в Казахстане; граждан Китая, как соседствующая страна и партнера в экономическом и политическом отношении. А также Россия, несмотря на снижение доли в общей структуре туристского прибытия, твердо занимает пятое место. Здесь сказывается такой фактор, как географическая близость и традиционные давние связи между нашими странами. Турция с третьего места переходит на шестой. Это можно объяснить общими историческими корнями, языком, культурой, а также интересом предпринимательских кругов Турции к Казахстану. США и Великобритания заинтересованы в Казахстане, в основном, с экономических позиций.
Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения