Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, магистерская работа

Краткое описание

Целью магистерской диссертации является комплексный анализ социально-экономических, экологических и геополитических факторов развития и формирования индустрии туризма в Республике Казахстан. И определение роли, места и значении туризма в структуре народного хозяйства Республики Казахстан с учетом всех предпосылок развития туризма в РК (природных, исторических, политических и т.д.), а также определение географических, экономических и социальных аспектов в анализе и прогнозе его дальнейшего развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Стратегия развития казахстанского туризма .................... 3

1.1. Роль и место туризма в системе отраслей народного хозяйства 5

1.2. Экономико-географические предпосылки развития индустрии туризма в Республике Казахстан .............................................................. 9

1.3. Международный туризм как стратегический фактор развития экономики

................................................................................................. 11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 История формирования индустрии туризма Казахстана

2.2 Особенности, уровень и тенденции развития индустрии туризма в

Республике Казахстан

2.3 Законодательство и политика Республики Казахстан в вопросах

развития индустрии туризма

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1 Проблемы развития туристской отрасли Казахстана и механизм ее решения

3.2 Проблемы организации туристского движения в Республике

Казахстан

3.3 Про прорывные проекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

дипломн._.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

    Одной из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

    С приобретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа.

    На  сегодня развитие туризма в Республике Казахстан обеспечивается Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан" от 13 июня 2001 года N  211, Указами Президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859 [34, 38].

    Принятие  этих документов положительно сказалось  на развитии казахстанского рынка туризма.

    Одним из шагов к развитию международных  отношении в сфере туризма  стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена в Всемирную Туристскую Организацию, заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. Следует отметить, что ряд соглашений инициируется правительствами иностранных государств, находя Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом.

    По  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике в 1999 году в стране функционировало  425 туристских организаций, из них 6 предприятий ?государственной, 405 - частной формы собственности и 14 иностранных туристских агентств. Казахстанскими предприятиями установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 4 алматинских и 13 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 8 государств.

    Наиболее  развитой является сеть туристских фирм в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88 процентов туристов и экскурсантов ежегодно.

    В целом предприятиями всех форм собственности  в 1999 год было реализовано продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 2410,5 млн. тенге, в том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 57,3 млн. тенге, частными - 2298,5 млн. тенге, иностранными фирмами - 54,7 млн. тенге.

    Доля  налогов и сборов от туристской деятельности в общих поступлениях в бюджет республики составила в 1998 году 0,1%.

    В 1999 году форма статистического учета не предусматривает сбор этих данных. В 1999 году наблюдается тенденция роста удельного веса туризма в ВВП страны по сравнению с 1998 годом, который составил 1,1%.

    Всего за 1999 год туристскими организациями было обслужено 228,3 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 55,9 тыс. иностранных граждан, что на 20,9 тыс. или 60% больше по сравнению с 1998 годом. В 1999 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила 45%, на внутренний туризм пришлось 30%, на прием иностранных туристов - 24%, экскурсионное обслуживание - 1 %.

    Наиболее  посещаемые туристами Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Республику Казахстан  чаще всего посещают граждане России, Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана, Польши, Турции.

    Анализ  туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство  турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 1999 году 57,1 миллионов долларов США  было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Он вызвал в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших, из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров, только посреднические услуги между туристами и "чартеродержателями". "Челночный" бизнес на одну четверть наполняет товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 150 тысяч человек. Ежегодно объем "челночной" торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.

    В то же время шоп-туризм оказывает  негативное влияние, прежде всего, на бюджет страны. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса  не оказал существенного влияния  на повышение уровня туристского обслуживания.

    Весь  цивилизованный мир старается привлечь основные туристские потоки, поскольку  туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части  бюджета государства. Поэтому Казахстану необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, что, в первую очередь, зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.

    Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. При этом, рост туризма часто происходит за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости.

    Исходя  из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства.

    Историческими предпосылками туризма в Казахстане является становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию  до н.э.

    В советский период в Казахстане, в основном развивался внутренний туризм. Доля международного туризма была не значительной. Следует отметить что, туризм в Советском Союзе представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. При этом прибыль получаемая Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям ежегодно возрастала вплоть до 80-х годов прошлого века.

    С началом государственной независимости  Республике Казахстан туристская отрасль  не получила принципиальных структурных  и содержательных изменений. Не уделялось  внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. К тому же, на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказалась систематическая реорганизация органов государственного управления, отвечавших за развитие туризма и сокращение финансирования на их содержание. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

    Только  в последние два года были приняты  кардинальные меры для формирования эффективной индустрии туризма  Республики Казахстан. Целями реформирования туристской отрасли является:

    - превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный туристский продукт для международного туристского рынка;

    - развитие туристской инфраструктуры;

    - сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;

    - обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;

    - повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма;

    - развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

    Для реализации поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

    - активизация государственной политики в области туризма;

    - совершенствование системы регулирования туристской деятельностью;

    - дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;

    - защита туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;

    - обеспечение безопасности туристов;

    - формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского рынка;

    - совершенствование системы информационного обеспечения;

    - углубление научных исследований в области туризма;

    - приведение методики статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами;

    - стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;

    - улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности;

    - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; развитие международного сотрудничества в области туризма;

    - обеспечение мер по охране окружающей среды и сохранение культурного наследия.

    Начало  независимости Республики Казахстан  характеризуется быстрым развитием  международного туризма. В связи  с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается  преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые.

    Выездные  туристские потоки сориентированы на Польшу. КНР (шоп-туры) и Болгарию (отдых). Странами, генерирующими туристские потоки в Казахстан в этот период были Великобритания, ФРГ, КНР, США.

    Удельный  вес туризма в ВВП в этот период составлял: в 1991 году - 0,3%, в 1992 году - 0,09%, в 1993 году - 0,06%, в 1994 году - 0,08% .

    В вузах республики была начата подготовка специалистов для туристской отрасли.

    Благодаря гранту Конвеншн-бюро г.Туссон (штат Аризона, США) 13-16 ноября 2000 года впервые на туристской ярмарке Wог1d Тrаvе1 Магket в Лондоне была представлена Казахстанская Туристская Ассоциация.

    Информация  по заключенным международным и  двусторонним соглашениям в области туризма, поддерживающим развитие туризма, и общие данные, характеризующие место туризма в экономике страны, включены в третье издание инвестиционного путеводителя по Казахстану «Investor's guide-2000», представленного участникам экономического саммита «Евразия 2000».

    В настоящее реализуется план мероприятий  по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан № 1604 от 26.10.2000 года.

    Во  исполнение данного постановления Агентством погашена задолженность перед 1ТВ за 1997-1998 гг., и казахстанская делегация с 3 по 7 марта 2001 года приняла участие в Международной Берлинской туристской бирже 1ТВ-Вег1in.

    В целях привлечения иностранных  и отечественных инвестиций в  отрасль, увеличения въездного туризма в республику, поддержания имиджа Казахстана как государства располагающего уникальным туристским продуктом принято постановление Правительства Республики Казахстан № 1763 от 27.11.2000г. «Об организации ежегодного международного фестиваля Шелковый путь — Казахстан в городе Алматы». Первый туристский фестиваль — ярмарка прошел в сентябре-октябре 2001 года, в котором помимо стран-участниц проекта «Шелковый путь», приняли участие туроператоры из разных стран мира.

Информация о работе Туризм Казахстана: ключевые проблемы и пути их решения