Традиции русского гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Появление первых гостиниц берет свои истоки в далеком прошлом, само слово «гостеприимство» от английского «Hospitality» получило свое название от слова «хоспис» – староприемный дом.
Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Русские традиции гостеприимства.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

Глава 1. Традиции русского гостеприимства

1.1 Развитие гостеприимства  в России     

Появление первых гостиниц берет свои истоки в далеком прошлом, само слово  «гостеприимство» от английского «Hospitality»  получило свое название от слова «хоспис» – староприемный дом.     

Возникновение и развитие гостиничного хозяйства  тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации. [4]     

В более позднюю эпоху римляне  строили специальные здания, отведенные для путешествующих по государственным надобностям. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразами постоялых дворов. [5]     

Так называемые гостиницы, в то время – гостиные дома давали ночлег, пищу, а также предоставляли все условия для лошадей. В основном, первые дворы появлялись при церкви, так как церковь была основным убежищем для путников и паломников. [4]     

Огромную  роль в появлении предприятий  гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым двигались караваны с товаром. [5]     

Отличием  гостиных дворов на Руси было то, что  в них располагались различные лавочники, купцы, где можно было торговать. Такой гостиный двор существовал в 12 веке в Великом Новгороде. За деятельностью таких гостиниц следил свод правил. Закон под названием «скрой». Этот закон послужил основой предоставления гостиничных услуг, которые уже в то время были направлены на безопасность, правила поведения и правила торговли в гостиных дворах. В это же время гостиницы появляются и в Европе, но с достаточно низким и примитивным уровнем обслуживания. [4]     

На  Руси постоялые дворы появились  в XII—-XI11 вв.; тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода. [5] Ямы были построены таким образом, чтобы конный переход благоприятно отражался над лошадьми. В каждой стране первые гостиницы назывались по-разному, но выглядели они одинаково. Такой гостиничный комплекс состоял из 2-х этажей: внизу располагался кабак или таверна, загон для конюшни, а на втором гостиничные номера. Массовое развитие гостиниц начинается после окончания Второй Мировой Войны, именно послевоенный период дает толчок к массовому туризму, начинается рост торговли и укрепление международных отношений. Строятся новые гостиницы, мотели (мини-отели). В общей сложности по России к этому времени их насчитывалось более 4000 тысяч, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.      

Наряду  со строительством крупных гостиниц значительное внимание уделялось также  строительству небольших типовых  гостиничных проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком. Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо.  Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.      

Единых  тарифов на услуги гостиниц до этого  не было. И только Постановление  Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в гостиницах" № 687 от 27.07.1934 г. установило единую методику исчисления тарифа для всей республики.      

Годы  второй и третьей пятилеток характеризуются  развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера.     

К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной  войны был нанесен огромный ущерб  всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.     

В послевоенные годы развернулись большие  работы по восстановлению, реконструкции  и строительству новых гостиниц. В освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали  гостиничный фонд. Ряд гостиниц во время войны были переоборудованы в госпитали. Появились нормативные документы, целью которых было улучшить работу гостиничных предприятий, повысить их рентабельность. В послевоенный период много гостиниц было построено в разных городах страны: в Ленинграде, Киеве, Риге, Курске, Орле, Воронеже, Вольске и др.     

Гостиничный бум начался с развитием авиационной  и автомобильной индустрии в 1945-1955 годах. Гостиницы превращаются в  полный комплекс по предоставлению разнообразных  услуг, включающие в себя питание, размещение, развлечения, отдых, досуг и т.д. Гостиницы начинают разделяться по целевому назначению: курортные дома, пансионаты, конкресс-отели, кемпинги и т.д. Основным направлением всех гостиниц является повышение качества услуг. В связи с этим возрастает объединения гостиниц в ассоциации и гостиничные цепи.      

В соответствии с общей направленностью  послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. Это предопределило использование во внутренней отделке дорогостоящих материалов и изделий, значительно удорожавших строительство гостиниц. К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.     

Дальнейший  рост материальной и технической  гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.     

В РСФСР за годы десятой пятилетки  построено 158 гостиничных предприятий  на 30 тыс. мест. Построены высотные, оснащенные современной техникой и  оборудованием гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая.     

Наряду  с гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство  ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических  баз и лагерей.      

Интенсивно  развивалось гостиничное хозяйство  с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано  подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр.

В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное  хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных  гостиниц. Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс "Измайлово", рассчитанный на 10 тыс. мест.     

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической  и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х  гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931. [1]  
  
 

1.2 Роль культуры в  формировании туристского интереса      

Существуют  самые разные мотивы к путешествию  и причины, вызывающие интерес к конкретному туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.    

Изобразительное искусство – один из важных элементов  культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона. Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.     

В некоторых странах музыка выступает  как основной фактор привлечения  туристов. Известные музыкальные  фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы  знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Этнические танцы – характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.     

Народные  промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о стране.    

История. Культурный потенциал региона выражен  в его историческом наследии. Большинство  туристских направлений бережно  относится к своей истории  как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами  – сильнейший побудительный туристский мотив.    

Литература  – литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.     

Религия. Паломничество – древнейший вид  путешествий, известный    

человеку  не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, совершение культовых обрядов и т.д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека.    

Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Туристские организации могут оказывать различные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, беспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.) К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т.д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов.     

Национальная  кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например, ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора. Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставляет след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.    

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.[3]

1.3 Российские традиции  приема гостей. История    

В семнадцатом веке, каждый, уважающий  себя горожанин и тем более  если он к тому же зажиточный не мог  обойтись без проведения праздничных  пиров, ведь это входило в их жизненный  уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня – особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца, которые так бережно хранились для этого дня.     

А почётное место руководителя всего  этого ответственного процесса, как  и за закупкой и приготовлением праздничных  мероприятий, следила хозяйка дома.     

На  хозяина же ложилась не менее важная обязанность – приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.     

Гости по очереди подходили к хозяйке  дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных.     

Сама  трапеза начиналась из того, что  хозяин дома отрезал и подавал  каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какое-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему. А когда слуга передавал это своеобразное гастрономическое послание от своего хозяина, как правило говорил: "Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье".     

Информация о работе Традиции русского гостеприимства