Традиции белорусского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:48, реферат

Краткое описание

Традиции каждого народа складываются веками, тысячелетиями и передаются из поколения в поколение как неотъемлемая часть образа жизни человека, которая скорей всего во многом и обозначает этот образ. Во все времена всё, что касается понятия «традиционное» свято хранится в народе как самое дорогое наследие, но любая традиция в первую очередь удовлетворяет духовный вкус и потребности человека. Именно это обстоятельство способствовало великой функциональности национальных традиций каждого этноса, его обрядов и обычаев. И именно поэтому до нашего времени в белорусской традиционной культуре сохранились лучшие элементы хронологически разных культурных пластов и эпох: язычества и христианства, матриархального и патриархального общества, праславянской и возникшего позже на её основе восточнославянского культурного наследия.

Файлы: 1 файл

Ведение.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

    Ведение. 

    Традиции  каждого народа складываются веками, тысячелетиями и передаются из поколения  в поколение как неотъемлемая часть образа жизни человека, которая  скорей всего во многом и обозначает этот образ. Во все времена всё, что  касается понятия «традиционное» свято хранится в народе как самое дорогое наследие, но любая традиция в первую очередь удовлетворяет духовный вкус и потребности человека. Именно это обстоятельство способствовало великой функциональности национальных традиций каждого этноса, его обрядов и обычаев. И именно поэтому до нашего времени в белорусской традиционной культуре сохранились лучшие элементы хронологически разных культурных пластов и эпох: язычества и христианства, матриархального и патриархального общества, праславянской и возникшего позже на её основе восточнославянского культурного наследия.

     На становление и развитие белоруской традиционной обрядности на протяжении последнего тысячелетия оказали значимое влияние различные религиозные вероучения, которые, утверждая свои позиции в нашем краю, не редко стремились отвергнуть вековые местные обряды, обычаи, верования и т.д., подменяя их аналогичными нововведениями либо подделками, которые основывались на собственной мировоззренческой основе.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор. А сейчас мы рассмотрим, как же проводятся различные праздники, опишем их характеристику и перечислим главные атрибуты 
 
 
 

      Основная часть.

      Коляды.

Коляды  – главный зимний праздник, связанный  с днем зимнего солнцестояния, с  началом нового солнечного, а значит и аграрного года. На этот языческий  обряд наслоился христианский праздник рождения Иисуса Христа. По старому  календарю Коляды отмечались с 25 декабря по 6 января. Обычаи и обряды празднования имели локальные отличия. К Колядкам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду. В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью – кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье. По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными. Под конец первого праздничного ужина остатки кутьи подкидывали вверх, до потолка, чтобы высоким рос лен и быстрей рос и становился сильным скот. После этого недоеденную кутью отдавали курам, чтобы хорошо неслись, а сено, которым был устлан стол, относили в хлев скоту, чтобы он целый год был здоровым и плодовитым. Второй день Коляд (день святого Степана) считался годовым термином найма работников. Хозяева и работники расплачивались в этот день, высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан». С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (кобылу, аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5–15 человек. В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Таким образом, постепенно создавалась атмосфера хаоса. Когда колядующие ходили со звездой, их выступление было разграничено на две части: сначала исполнялись костельные песни, а затем начинались шуточные сценки переодетых и «всякие глупости». Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории. Обрядное переодевание держалось на общераспространенном веровании, что маска разрешает делать много того, чего нельзя делать в повседневной жизни, а также, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние семьи на весь год. В некоторых регионах выбирали «шчодрую» – самую красивую и полную девушку. В городах на Коляды устраивали ярмарки и праздничные гулянья, выступления скоморохов. Для знатных горожан устраивались балы, танцы. На протяжении всех Коляд для детей устраивались спектакли, танцы, елка. Жители городов принимали у себя священника, который совершал праздничный обход прихожан. Вечерами ходили в гости или принимали у себя друзей и родственников. Пожилых людей угощали водкой, колбасой, жареной птицей или поросенком, а молодых женщин и молодежь – орехами, пряниками, семечками. Накануне Нового года повсеместно девушки гадали о будущем браке, о характере будущего мужа, о семейной жизни. Реже гаданием занимались юноши. На протяжении Коляд было три обрядовых вечера (кутьи). Накануне Рождества семья собиралась на праздничный ужин, называвшийся кутьей. Ужин носил и более точное название – первая, или великая кутья. Стол был постным. Вторая – проводилась вечером перед Новым годом и называлась богатой, щедрой, так как на стол подавалось много мясных блюд: сало, мясо, жареные колбасы, холодец и прочее, сама кутья тоже готовилась на сале или масле. Хождение по гостям было главной забавой для жителей среднего и старшего возраста. По вечерам нельзя было работать, прясть и ткать. На третью, последнюю кутью, которая была постной, водяной, совершался обряд «запісвання каляд». Хозяин рисовал мелом кресты на воротах, дверях, чтобы сберечь свой дом от нечистой силы. Накануне Крещения в церкви проводилось освящение воды, и каждая городская семья приносила домой освещенную воду. Воду святили по всей Беларуси. После, обмакнув в нее ржаные колоски, кропили свяченой водой дом и все строения, чтобы оберечь их от нечистой силы. С переходом на григорианский календарь вместо юлианского, соответственно переместились и даты календарных праздников. Во время войны Коляды не отмечались.                                                                                          В 1950–1960 гг. в деревнях началось их возрождение, как тогда было принято говорить «на новой основе». На первое место выставлялась атеистическая функция обрядности. Аналогичная тенденция продолжалась и в 1970-е гг. Большой популярностью у населения пользовались карнавалы, особенно в городах.                                                                                                                        Многие обрядовые традиции продолжают существовать в 1970–1990 гг. при праздновании Старого Нового года в ночь с 13 до 14 января. Молодежь устраивала вечеринку в клубе или на квартире. Очень популярны были гадания.                                                                                                                                         С 1990-х г. постепенно по всей Беларуси Коляды начали возрождаться в той или иной форме, в первую очередь колядование с участием переодетых людей. Ходят колядовать в основном в ночь с 7 на 8 января у православных и с 26 на 27 декабря у белорусов-католиков.                                                                             Новый год теперь отмечают 1 января как католики, так и православные. Этот день является выходным днем. Также выходными днями являются 25 декабря и 7 января (католическое Рождество Христово и православное Рождество Христово).                                                                                  Колядующие, как и в прошлом, получают дары от хозяев дома, в который они заходят, и колядование заканчивается вечеринкой. На второй день после вечерне-ночного колядования молодежи колядовать ходят дети, которые переодеваются в карнавальные костюмы. И в современное время распространено верование, что приход ряженых приносит счастье, здоровье, благосостояние семьи на весь год.                                                                  Белорусские девушки перед «шчодрым» вечером гадают на свою будущую судьбу, однако все это происходит в виде праздничного шутливого розыгрыша.                                                                                                                       Для детей устраивают елки с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки.                                                                                                                  Для современной Колядной обрядности характерно сосуществование народно-бытовых и христианских элементов. Многие жители республики ходят во время праздника в церковь (костел), водят туда детей, для которых устраиваются елки и колядные представления.

Рождество Христово.  

      Рождество Христово  — один из самых заметных и важных праздников христианского календаря, равным образом католического и православного. В Беларуси, как и в других странах, принято наиболее торжественно отмечать даже не сам день Рождества (7 января), а его канун — Рождественский сочельник, или, как его называют в православии, Навечерие Рождества Христова. В Рождественский сочельник люди обычно воздерживаются от еды до самого позднего вечера, как говорится, «до первой звезды». Ужин в Рождественский сочельник должен быть по возможности постным. Одним из блюд может быть кутья (вареные пшеничные зерна или рис, обильно сдобренные сытой или медом) или взвар (компот из сушеных яблок, груш, слив или вишен). Рождественский стол положено и украшать по-особому. Под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (как воспоминание о яслях, в которых лежал маленький Христос), а под стол— какой-нибудь железный предмет, на который все сидящие за столом поочередно ставят ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года (ведь железо, как известно, символизирует здоровье и крепость).

Поведение за столом не слишком напоминает праздничное. Ужин обычно проходит в торжественном  молчании, а за столом присутствуют только члены семьи. Гостей в Сочельник  приглашать не положено.

      Сочельник — как и любой другой крупный православный праздник — время, когда принято совершать добрые дела, делать пожертвования и т.п. История свидетельствует, что царь Алексей Михайлович накануне Рождества рано утром тайно посещал тюрьмы и богадельни, раздавая там милостыню; он подавал также на улицах нищим и нуждающимся.

      Тем не менее, праздник есть праздник, и  молодежи в праздник положено веселиться и дурачиться. Одними из наиболее известных  рождественских забав этого времени  традиционно считаются так называемые бесчинства.

      Дети  и молодежь собираются небольшими группами и проказничают: закладывают палками  и бревнами ворота и двери домов  и квартир, перетаскивают чужие  вещи, пряча их где-нибудь поблизости, чтобы хозяева не сразу могли  отыскать пропажу и т. д. Непременный атрибут Рождественских праздников — нарядно украшенная елка. Как известно, рождественскую елку, впервые появившуюся в Германии в начале XVII века, привез в Россию Петр I, который ввел ее у нас в обычай на рубеже XVIII века. Совсем не обязательно устанавливать в доме большое дерево, достаточно украсить квартиру еловыми, сосновыми или даже можжевеловыми ветвями, как это предписывалось еще со времен Петра I.

      Рождество — праздник, в который традиционно большое значение придается разного рода приметам.

      Отправившись  в этот день в гости, помните, что  если в дом первой войдет женщина, это, как считается, принесет хозяевам дома беды, болезни и неприятности, поэтому постарайтесь избавить ваших  друзей от них и вопреки обычным правилам этикета — пропустите вперед мужчину.

      В Рождество нельзя заниматься домашней работой (кроме необходимого приготовления  пищи), особенно подметанием (иначе  можно вместе с мусором «вымести из дома счастье и деньги»), а также  нельзя давать в долг деньги или  продукты, так как можно лишиться их на весь предстоящий год.

      Праздник  Рождества Христова на сегодняшний  день имеет всемирный резонанс. Его радостно отмечают все христиане. Во многих странах мира – Америке, Англии, Германии, Италии, Канаде, Франции и прочих рождественские праздничные дни  отмечаются на протяжении недели с весёлыми карнавалами, гуляньями, праздничными концертами, фестивалями и традиционным обрядом поздравлением близких каждому из нас людей.

         
 
 

      Масленица.   

      Масленица — один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся и после принятия христианства в X веке. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Ее начало колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю)

       Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Во время масленицы человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

      Из  многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время этого праздника, назовем основные. Во-первых, на масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний Рождественский пост от весеннего Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в народе название «Мясное заговенье». На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. «Гостевание» приобретает самоцельный характер.

      Однако  не только еда составляет смысл масленицы. Не менее примечательны гуляния  в широком смысле этого слова. Масленица — это танцы, пение, катание с гор (на санках или в  специальных лотках), потешные бои (вроде взятия снежного городка), сооружение масленичного чучела: раньше из соломы, а позднее из снега на манер «снежных баб», костры и многое другое. Весьма популярным было и остается катание в санях, для чего лошадей и упряжь специальным образом украшают: под дуги лошадей подвешивают колокольчики, а в хвосты и гриву вплетают ленты. Масленичное катание на лошадях не только способ показать свою лихость и прекрасных лошадей, но и традиционно женский способ похвастаться обновками. Масленичные катания имели особое значение для девушек, которые хотели таким образом привлечь к себе внимание женихов и главное их родителей.

      Масленица не однодневный праздник. Это целая  неделя, когда человек не должен помышлять о работе или каких-нибудь домашних заботах и делах. Надо веселиться, гулять и есть, отложив дела до Великого поста.

      На  масленицу не стоит забывать и  о молодоженах, поскольку в это  время принято чествовать все  пары, поженившиеся в прошедшем году. Их поздравляют, дарят подарки, подшучивают над ними, валяют в снегу, насильно скатывают в гор, заставляют прилюдно целоваться, неожиданно наведываются к ним в гости. Да и сами молодожены не последние участники масленичных празднеств: посещают родителей, выезжают «в свет» и т.д. Не зря же масленичная пятница носит название «тещины вечерки», а суббота—            « зловкины посиделки ».

      Однако  время праздника рано или поздно подходит к концу. Последний день праздника называется Прощеное воскресенье. В этот день принято просить прощения друг у друга за все обиды, причиненные в течение года, и тем самым очиститься от всего греховного, к чему человек пристрастился во время масленицы. Это «прощение» проходит обычно таким образом: сначала самые младшие просят прощения у старших, в ответ на что и старшие просят прощения у младших. Прощение между родными и знакомыми происходит вечером, по окончании всех масленичных развлечений и забав. При этом люди говорят друг другу примерно так— «Прости меня, если я в чем перед тобой виноват». Традиция просить прощения распространяется и на мертвых, когда в воскресенье многие люди отправляются на кладбище, оставляют на могилах родных и близких блины и просят прощения у усопших. 
 
 

Прощание  и прощение. 

      Сейчас  более подробно рассмотрим как проходил ритуал «Прощание и прощение».

      В Беларуси прощание при расставании  предполагало взаимное прощение грехов (не случайно, что и сами слова, обозначающие эти действия, связаны друг с другом по происхождению и различаются  только одной буквой). И прощание, и прощение скреплялись поцелуем как знаком дружеской привязанности. До сих пор, расставаясь ненадолго, говорят друг другу «До свидания!», а, прощаясь надолго или навсегда, произносят: «Прощай!».

      Ежегодно  следовало просить прощения друг у друга в воскресенье перед  Великим постом, которое потому и называется «Прощеное воскресенье». Прощаться всегда приходили младшие к старшим, нижестоящие к вышестоящим, Придя к старшему, младший кланялся ему в ноги, иногда же довольствовался простым поклоном, говоря: «Прости меня Христа ради, если в чем согрешил против тебя». На это старший отвечал: «Меня прости Христа ради». После этого они целовались друг с другом.

      Поцелуй скреплял также прощание с умирающим  и умершим, причем и в этих случаях  прощание, прощение и утверждение  вечной обоюдной любви сливались в едином обрядовом акте. В XIX веке при прощании в церкви с покойником все непременно целовали его в губы. В настоящее время ритуал прощания с покойным совершается в церкви после отпевания: родные и близкие подходят по очереди к телу, одни целуют умершего, другие просто наклоняются над ним.

      В народной традиции с просьбой о прощении в определенных ситуациях обращались не только к людям, но и к земле, воде и другим природным стихиям. Прощаясь с землей, говорили: «Мать-сыра земля, прости меня и прими!», а прощаясь с вольным светом: «Прости, вольный свет-батюшка!». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.   

      Обычай  — это реализация традиции в повседневной жизни. Мир обычаев весьма разнообразен и охватывает все стороны жизни  человека. Здесь и производство, и поведение за столом, и гостеприимство. Многие обычаи, канонизированные в том или ином обществе, превращаются в ритуал — чисто знаковую форму поведения, утратившую свой первоначальный практический смысл. Все действия в ритуале строго регламентированы и за время существования традиции практически не подвержены изменениям. Однако обычай как форма реализации традиции не остается неизменным. С изменением условий проживания, развитием производственных технологий, изменением социального положения и т.д.. под влиянием других этнических культур происходит изменение обычаев.

Информация о работе Традиции белорусского народа