Русское зодчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

•раскрыть понятие русское зодчество
•рассмотреть направления русской архитектуры
•подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
•рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
•на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
•рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
•рассказать о Новгородском Кремле
•рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода

Оглавление

1.Введение ………………………………………………..4-5стр
2.Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр


3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр


4.Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода


4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр



4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр



4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр


5.Практическая часть………………………………...28-30стр


6.Заключение ……………………………………………31стр


7.Библиография ………………………………………...32стр

Файлы: 1 файл

курсовик по нхт.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

ГОУСПО

  Новгородский областной  колледж искусств  им С.В.Рахманинова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: «Народное художественное  творчество »

На  тему: «Русское зодчество»  
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                   Работу выполнил:

 Студент  IV курса

                                                                                                      Специализации 

«Инстр.  тв-во»

Люкшин  Федор

      Работу проверила:            

                                                                                                     Кудрявцева О.Н 
 

                                     Великий Новгород  2009г. 

  1. Введение  ………………………………………………..4-5стр
  1. Дерево  и Камень в русской архитектуре.

        2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр

        2.2 Каменное зодчество  ……………………………..10-15стр 

    3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр 

  1. Типы  архитектурных построек на примере Великого Новгорода
 

         4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы»  …………………………………………18-22стр

         

         4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр

      

       4.3 Софийский собор  …………………………………25-27стр 

  1. Практическая  часть………………………………...28-30стр
 
  1. Заключение ……………………………………………31стр
 
  1. Библиография ………………………………………...32стр
 

 

1. Введение 

     Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определённое в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место…

      Архитектура – это, прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу – значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса.

      С чувством дома, уюта связано у детей и свойство искать укромные местечки. Тяга к замкнутым объёмам, к ходам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях, тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Поэтому человек строил себе дом.

    Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.

     Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • раскрыть понятие русское зодчество
  • рассмотреть направления русской архитектуры
  • подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
  • рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
  • на основе архитектуры  Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
  • рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
  • рассказать о Новгородском Кремле
  • рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода
 

    Предметом изучения данной темы, является Новгородское зодчество. 

    Эта проблема очень актуальна для нашего времени так, как живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.    

                    2. Дерево и Камень в русской архитектуре.

    Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество.

2.1  Деревянное зодчество.

     Специфика деревянного зодчества на протяжении веков определялась историческими и природными особенностями Русского Севера. Как ни  в одном другом районе России здесь сохранились до настоящего времени замечательные произведения деревянного зодчества – своеобразные «песни в деревне», Отличающиеся особой  концентрированностью  образа, высокой степенью обобщения, внутренней уровновешенностью, декоративной узорочностью предельной лаконичностью и изящностью частей, форм и деталей.

Создавшие эту удивительную, не имеющую аналогий, Самобытную архитектуру безвестные талантливые народные зодчие, в основном были выходцы из крестьян.

 

    Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России.

     При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на  них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, Эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий.

     Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное  гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей.

     В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности.

     Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент.

      В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых.  На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания  «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако,  приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования.

     Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и  хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли  затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале  небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле. 

     С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна.

     В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.

     В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески  маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.

     Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и  планировочных решений.

     В проектах «ропетовцев»  механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.

     При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».

     К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном  зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое  распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она  явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.

     «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по приемуществу страна зодчих, - писал И.Грабарь в «Истории русского искусства». – Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народ». 
 

2.2 Каменное зодчество.

Информация о работе Русское зодчество