Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.
Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
•раскрыть понятие русское зодчество
•рассмотреть направления русской архитектуры
•подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
•рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
•на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
•рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
•рассказать о Новгородском Кремле
•рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода
1.Введение ………………………………………………..4-5стр
2.Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр
3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр
4.Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода
4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр
4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр
4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр
5.Практическая часть………………………………...28-30стр
6.Заключение ……………………………………………31стр
7.Библиография ………………………………………...32стр
ГОУСПО
Новгородский областной
колледж искусств
им С.В.Рахманинова.
Курсовая работа
По дисциплине: «Народное художественное творчество »
На
тему: «Русское
зодчество»
Студент IV курса
«Инстр. тв-во»
Люкшин Федор
Работу проверила:
2.2
Каменное зодчество
……………………………..10-15стр
3. История
возникновения Новгорода
………………15-17стр
4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр
4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр
4.3 Софийский
собор …………………………………25-27стр
1. Введение
Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определённое в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место…
Архитектура – это, прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу – значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса.
С чувством дома, уюта связано у детей и свойство искать укромные местечки. Тяга к замкнутым объёмам, к ходам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях, тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Поэтому человек строил себе дом.
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.
Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
Предметом
изучения данной темы, является Новгородское
зодчество.
Эта проблема очень актуальна для нашего времени так, как живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.
Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России.
При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, Эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий.
Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей.
В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности.
Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент.
В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых. На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако, приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования.
Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле.
С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна.
В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.
В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.
Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений.
В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.
При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».
К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.
«Подводя итоги всему, что сделано Россией
в области искусства, приходишь к выводу,
что это по приемуществу страна зодчих,
- писал И.Грабарь в «Истории русского
искусства». – Чутьё пропорций, понимание
силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность
форм – словом, все архитектурные добродетели
– встречаются на протяжении русской
истории так постоянно и повсеместно,
что наводят на мысль о совершенно исключительной
архитектурной одарённости русского народ».
2.2 Каменное зодчество.