Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.
Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
•раскрыть понятие русское зодчество
•рассмотреть направления русской архитектуры
•подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
•рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
•на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
•рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
•рассказать о Новгородском Кремле
•рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода
1.Введение ………………………………………………..4-5стр
2.Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр
3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр
4.Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода
4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр
4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр
4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр
5.Практическая часть………………………………...28-30стр
6.Заключение ……………………………………………31стр
7.Библиография ………………………………………...32стр
Интенсивное каменное строительство в России началось в первой половине 18 века. Долгое время оно в основном велось в Петербурге, который в 1712 г. стал столицей. Были возведены Кронштадтская и Петропавловская крепости, Адмиралтейство, Торговая пристань на Неве, канал от Шлиссельбурга до устья реки Свири. Началось строительство дворцов, соборов, монументальных общественных и государственных зданий.
Огромный размах монументального строительства в Петербурге привёл к созданию крупной камнедобывающей промышленности в соседних Карелии и Приладожье, богатых мрамором и гранитом. Расцвету её в немалой степени содействовал дешёвый перевоз готовой продукции водным путём. Вначале для кладки стен широко применялись путиловские, волховские и тосненские плитчатые известняки. Для архитектурных целей использовался гатчинский известняк и ревельский мрамор.
Применение гранита поначалу было очень ограниченным из-за отсутствия навыков обработки твёрдого камня. Расцвет гранитных работ начинается в последней четверти 18 в. со строительства Мраморного дворца. Тогда же проводятся огромные по тому времени работы по облицовке гранитом набережных Невы протяжённостью более 65 км и стен Петропавловской крепости.
Венцом каменного зодчества этого периода является Исаакиевский собор – одного из величайших архитектурных сооружений в мире. Высота его 101,5м, диаметр Главного купола более 25м. Площадь, занимаемая зданием, превышает 1 га. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана в течении 40 лет – с 1818 по 1858 г. В Исаакиевском соборе в огромном количестве применён полированный выборгский гранит рапавкиви. Из него сделаны все грандиозные 116 цельных колонн.
Особенно поражают 48 колонн величественных портиков, примыкающих к зданию с четырёх сторон. Высота каждой колонны 17 м, диаметр 1,8 м, вес – более 100 т. Интересно, что каждую колонну устанавливали за 40 – 45 минут 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов. Это было выдающимся достижением русских строителей.
Во внутреннем украшении Исаакиевского собора широко применён не только русский, итальянский и французский цветной мрамор, но и цветные камни малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита, пятиметровые колонны иконостаса покрыты тёмно – синим бадахшанским лазуритом.
Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а так же городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.
Во второй половине 19 века происходит упадок архитектурного стиля. Фасады зданий отягощены множеством рельефных деталей, Облицовка не применяется, широкое распространение получает штукатурка. И только наиболее значительные здания одеваются камнем, главным образом эстонским известняком и немецким песчанником. Гранит в это время идёт в основном на строительство мостов, набережных и цоколи крупных зданий.
Расцвет архитектуры начинается в 90-е годы в связи с развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Резкое снижение железнодорожного тарифа на перевозку камня в 1896 г. уменьшило стоимость фасадов в 2-3 раза и содействовало широкому использованию камня в отделке зданий. Обычно камнем одевались нижние два этажа. НО не мало было и сплошь облицованных пяти- и семиэтажных зданий.
Для облицовки применяют гранит с различными фактурами, однако особенно широкое развитие получила поверхность «скалы». Не редко из гранита выполнялись орнаментальные и скульптурные детали.
Применение камня в московском строительстве было иного характера. Декоративные и строительные особенности подмосковных известняков позволили использовать их для лицевой кладки зданий, профильных и орнаментальных деталей.
В Подмосковье издавна добывались светлые известняки, из которых строилась белокаменная Москва. Много веков стоят белокаменные сооружения Владимиро – Суздальского княжества. Они простояли VI – IX в. в условиях сурового климата под дождями, ветрами и морозами и не подверглись разрушению, сохранив первозданную прелесть.
Белокаменное зодчество и архитектура московского барокко нашли своё выражение главным образом в церквях и соборах. В период русского классицизма (первая треть XIX в.) камень широко использовали для облицовки фасадов. Части зданий, более всего разрушившиеся, подпорные стены, ступени, нижние ряды камня в цоколях, базы колонн – выполнялись из плотных, довольно погодостойких песчаников; цоколи и архитектурные детали фасадов, колонны, карнизы, пояса и кронштейны выполнялись из более декоративных известняков.
Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик и заводов, больших доходных многоквартирных домов) И соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее – железобетон) и новой строительной технике.
С упадком архитектуры во второй половине XIX в. и отходом от традиций русского классицизма применение местного камня резко сократилось.
Новая эпоха в каменной архитектуре Москвы начинается с реконструкции столицы по генеральному плану 1935 г. Москва становится главным потребителем декоративного камня.
Для облицовки административных и жилых зданий, строительства новых мостов и набережных, благоустройства городских парков и скверов за 20 лет ушло несколько сот тысяч квадратных метров гранитов.
Архитектурные сооружения часто называют каменными страницами истории. В самом деле, дома, дворцы, соборы, мосты, набережные, стадионы и другие сооружения могут рассказать о времени их создания, о событиях и вкусах разных эпох и народов не менее выразительно, чем живопись, музыка или литература. Кстати, зодчество древнее своих сестёр по искусству – оно родилось сразу после того, как человек взял в руки каменный топор, чтобы строить жилище.
История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее крупными и доступными для обозрения памятниками эпохи.
Красота, прочность и способность камня длительное время противостоять выветриванию сделали его в скульптуре и строительстве надёжным и ни с чем не сравнимым декоративным материалом.
Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сформулировал триаду: «прочность, польза, красота», которой руководствуется архитектор в своём творчестве.
Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ,
выражающий идейное содержание).
Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Весь процесс развития мировой архитектуры не может быть искусственно разделён на замкнутые стилистические отрезки, кроме того, и само понятие «стиль» очень сложно.
Так, стилем принято называть совокупность черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмных композиций зданий, строительные материалы и конструкции, а также формы и мотивы отделки фасадов и интерьеров).
Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведётся на основе инженерно-технических знаний, с одной стороны, а с другой – на основе творческого процесса, в котором архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами, в основном геометрическими формами. Идейное содержание здания и его художественный образ помогает раскрывать такие виды искусства, как живопись и скульптура.
Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно – планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль – высшую форму творчества зодчего, так например площадь Святого Петра в Риме, Дворцовая площадь Санкт – Петербурга, большой каскад Петергофа.
Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений.
Как видно из приведённой ретроспективы каменного зодчества, каменные материалы широко использовались в естественном виде и как искусственный каменный материал в строительстве на различных этапах развития человеческого общества. Менялись стили архитектуры, конструкции сооружений, их принадлежность, но неизменно архитекторы обращались и использовали в своём творчестве тот или иной каменный материал или горную породу.
Говоря о направлениях архитектуры деревянном
и каменном зодчестве нельзя не упомянуть
Великий Новгород так, как именно в нём
сохранилось огромное количество исторически
- ценных памятников архитектуры.
3. История возникновения Новгорода.
Самые ранние страницы новгородской истории во многом не ясны. Основной загадкой, которую многие годы решают учёные, является происхождение города. Древнейшие упоминания о городе Новгороде, как уже существующем, содержатся в летописи под 859 годом.
Дело в том, что первые летописи появились на Руси в одиннадцатом веке. То есть через 150-200 после тех событий, которые летописец рассказал в начале своего повествования о русской истории.
Неизвестно, существовали ли, в десятом веке, какие – либо погодные записи. По-видимому, их не было, следовательно, летописец опирался на устную традицию, передававшуюся из поколения в поколение в форме преданий, дружинных песен, былин. Избрав привнесённую из Византии форму изложения истории в форме погодных статей, летописец должен был помещать события, о которых ему было известно, под определёнными годами. В тех случаях, когда речь шла о событиях девятого – десятого веков, значительно удалённых во времени от летописца, его хронологию приходится признавать весьма приблизительной. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий девятого – десятого веков, которую даёт нам летопись.
Город - в древней Руси укреплённое поселение, окружённое стенами (деревянными). Высказывались предположения, что такими городами были Старая Руса или Старая Ладога. Однако «старыми» они стали называться довольно поздно, после появления Новой Ладоги и Новой Русы.
К тому же древнейшие слои поселения в Старой Руссе датированы археологами одиннадцатым веком – веком, когда Новгород был уже сравнительно крупным городом.
Летопись первоначально называет Новгородом крепость на левом берегу Волхова на территории нынешнего кремля. Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим берегам реки. Это, а также целый ряд других факторов навели В. Л. Янина и М. Х. Алешковского на мысль попытаться искать «старый город» на территории… самого Новгорода.
Новгород – наиболее археологически изученный средневековый город. Раскопки проводились в разных его районах. Кроме того, в Новгороде осуществлялось геологическое бурение. Раскопки и геологическое бурение. Раскопки и геологические скважины (а их пробурено более 500) показали, что мощность культурного слоя в разных частях города различна. Это говорит о том, что сначала люди заселили не всю территорию города, а лишь часть её. Теперь твёрдо установлено, что существовали три ядра древнего Новгорода, три первоначальных посёлка: один на правом берегу Волхова (Славно), два других на противоположном – к югу от кремля (Людин) и к северу от него (Неревский). Именно в этих местах толщина культурного слоя самая большая.
Основываясь на широко известной легенде о призвании варяжских князей, где говориться, что Рюрика и его братьев прислали «словене, кривичи, меря и чудь» (словене – это ильменские славяне, кривичи – западнославянское племя, меря и чудь племена фино – угорского происхождения). В. Л. Янин, М. Х. Алешковский сделали вывод, что первоначально на месте Новгорода существовали три разноэтнических посёлка, окружённых стенами.(1,с.20-22) Позднее посёлки объединились и их жители построили общую крепость, по отношению к старым «городам» получившую название Новгорода.
Одно из положений изложенной гипотезы нуждается в подкреплении археологическим материалом. Если посёлки принадлежали разным племенам, вещи (украшения), извлечённые из нижних горизонтов культурного слоя в соответствующих местах, должны иметь особенности, присущие изделиям разных племён. Пока таких отличий обнаружить не удалось.
Недавно ленинградский археолог Евгений Носов развил уже высказывавшуюся ранее точку зрения, что историческим предшественником Новгорода было Городище – холм, находящийся несколько выше Новгорода, неподалёку от истока Волхова. Слово «городище» на древнерусском языке означало заброшенный город, место, где когда-то стоял город.(1,с.22)