Русское зодчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

•раскрыть понятие русское зодчество
•рассмотреть направления русской архитектуры
•подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
•рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
•на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
•рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
•рассказать о Новгородском Кремле
•рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода

Оглавление

1.Введение ………………………………………………..4-5стр
2.Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр


3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр


4.Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода


4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр



4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр



4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр


5.Практическая часть………………………………...28-30стр


6.Заключение ……………………………………………31стр


7.Библиография ………………………………………...32стр

Файлы: 1 файл

курсовик по нхт.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Летописи 12-15 веков не раз упоминают Городище как резиденцию новгородских князей и их наместников. В прошлом веке новгородские краеведы стали называть это место Рюриковым Городищем, полагая, что здесь когда-то жил легендарный князь Рюрик.

     Раскопки под руководством Е. Н. Носова на Городище обнаружены слои, относящиеся ко второй половине девятого века. К тому же Городище находится на острове, а в древних скандинавских сагах Новгород именуется Холмоградом, что, по мнению ряда исследователей, означает «город на острове».

     У истока Волхова находилось несколько посёлков, включая Городище и те три, что существовали на территории современного города. Поскольку, по мнению Е. Н. Носова, Городище занимало ключевое положение у истока Волхова, неподалёку от главного языческого мольбища славян – Перыни, то укрепление Городища могли быть тем старым «городом» по отношению к которому более поздняя крепость была названа Новгородом.

     Таким образом, вопрос о происхождении Новгорода не может  ныне считаться окончательно решённым. Многое должны прояснить будущие раскопки.

4. Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода.

 

     Существующие три типа архитектурных построек, такие как: бытовые, оборонительные и религиозные, можно рассмотреть на примере Великого Новгорода.

4.1   Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы»

     Например, бытовые сооружения в Великом Новгороде можно увидеть в музее деревянного зодчества «Витославлицы».

     В течение столетий развивалась самобытная деревянная архитектура, совершенствовались технические приёмы плотницкого ремесла. Высокая архитектурно – строительная культура Новгорода сыграла значительную роль в формировании деревянного зодчества русского севера, являющегося громадным хранилищем памятников деревянной архитектуры.

     При обследовании Новгородской области в последнее десятилетие были выявлены интересные, ценные постройки народной деревянной архитектуры XVI – XIX веков. Однако большинство сохранившихся памятников, основательно изменённых позднейшими переделками, требовали реставрации.

     Одной из форм сохранения реставрации и консервации памятников, а так  же их активной пропаганды являются музеи под открытым небом.

Таким музеем являются «Витославлицы». Создание этого музея и сбор старых деревянных построек начались в 1964 году, когда  была перевезена древнейшая заброшенная церковь конца XVI в. из - под деревни Курицко на Ильмене. Сегодня в этом музее уже около 30 построек – жилых, хозяйственных, церковных.

     Душой их реставрации стал Леонид Егорович Красноречьев, которому мы обязаны восстановлением этой, уже было обречённой красоты. Его территория – около 50 гектаров, в основном парковая, с разнообразным  ландшафтом, омываемая с трёх сторон водами озера Мячино  и реки Волховы. ( В.В. Гормин). (4,с.202)

В «Витославлицы» привезены всего  4 избы:

1) Курная (чёрная) изба Туницкого перевезена из  деревни Пырищи.

2) Курная изба  Шкипарёва из деревни Частова  Новгородского района.

3) Курная изба  Царёвой из деревни Пырищи  Крестецкого района.

4) Изба Екимовой  из деревни Рышево Новгородского  района.

     Особенности строения крестьянской избы мы рассмотрим на примере избы Екимовой из деревни Рышево Новгородского района – самая первая жилая постройка, перевезённая в Витославлицы в 1969 году.

     Старинная деревня Рышево расположена на левом берегу Мсты, В её нижнем течении. Изба Екимовой срублена в конце  XIX века. Дендрохронологическими исследованиями определена дата рубки образца дерева – 1882 год. Это типичная постройка Притрактово – Мстинского региона со всеми характерными признаками: жилая часть поставлена на высокий подклет, сзади примыкает хозяйственный двор, а с боку -  передок. С двух сторон дом опоясывает галерея – прикролек с крышей на резных столбиках. В ней устроены лавки для отдыха.

     Изба Екимовой привлекает богатым декоративным убранством. Фронтон оживляется нарядным балконом, Фигурный балясник которого вставлен в брусья, покрытые сплошной выемчатой резьбой. Дополняют убранство избы окна с богато украшенными наличниками и ставнями, которые выполнены с большим художественным вкусом и тщательностью.   

     Верх наличников сделан в виде завитков – волют, между которыми помещена доска в форме замка. Волюты – элемент каменной архитектуры стиля барокко, который получил распространение в народном деревянном зодчестве.

     Однако барочные элементы не создают здесь ощущение инородности, они органично включены в традиционную резьбу причелин и полотенец с древними солярными знаками. И волюты, и замок также покрыты затейливой мелкой выемчатой резьбой, в которой сочетаются пояски, треугольнички, а также ромбические, круглые и дугообразные впадинки и выступы.

     Большое значение деревенский мастер придавал устройству ворот. Ворота в доме Екимовой, как в доме Туницкого, обработаны в виде арки с помощью криволинейных подкосов. Кроме того, подкосы и верх ворот получили дополнительную профилактику из полуваликов. Такое же оформление имеет и вход в дом. Арочные проёмы, украшенные полуваликами, нередко встречаются в избах, построенных и в более позднее время.

     Через крылечко, покрытое односкатной крышей, устроенной на резных столбиках, можно подняться по лестнице в сени.

     Сени устроены на  столбах, вкопанных в землю. За ними располагаются  чистый двор и два хлева. На сеннике, где обычно хранилось сено, сейчас, кроме различной хозяйственной утвари, представлен токарный станок, на котором в свободное от полевых работ время  деревенский мастер изготовлял точёные детали мебели – столов, стульев, кроватей, - а также прялки – «точёнки» и другую утварь.

     Низкая дверь ведёт из сеней в жилое помещение. Рышевская изба – «белая». Большая печь с дымоходом сохранила многие черты своей «чёрной» предшественницы. Она покоится на брусчатом опечке, устроенном на полу, и поддерживается двумя столбами, установленными в подклете.

     Интерьер «белой» избы светлее и красочнее, но основные детали всё те же. Мебель – полати и лавки – по традиции встроена в сруб. А вот встроенная полка проходит только вдоль одной из боковых стен и служит лишь для хранения различной домашней утвари.

     По обычаю в «красном» углу располагается божница, украшенная вышитым полотенцем. Здесь место для обеденного стола.

     «Белая» изба убрана предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывают льняные занавеси, на окнах – занавески из домотканной кисеи, на столе – домотканная скатерть.

     В конце XIX века в новгородских деревнях стали проявляться городские веяния, отразившиеся в меблировке, и в бытовых предметах. В избах появляются изделия деревенских мастеров – кровати, стулья. В избе Екимовой мы видим зеркало в раме, керосиновую лампу, духовой утюг и другие «городские» предметы. Главной гордостью хозяина был самовар. Самовары в деревне были большой редкостью и свидетельствовали о зажиточности владельцев – поэтому их обычно ставили на видное место. Крестьяне пили чай не очень часто, но зато помногу. Чаепитие проходило до обеда. Чай всегда разливал мужчина, а женщины пили его после мужчин.

     Особенно тщательно убиралась изба к праздникам – на Рождество и Пасху. Женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами («косарями») потолок, стены, лавки, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены, не прятал природную красоту дерева.

     За долгую жизнь Рышевская изба перетерпела многочисленные изменения. Она  стала намного ниже, утратив четыре – пять венцов жилого сруба. Исчезли прикролек и часть наружного декоративного убранства, а внутри избы не стало палатей, встроенных лавок и перегородки, отделяющей кухню. Была переделана печь. Не сохранился и старый двор – его дважды заменяли новым.

     Реставрация дома осуществлялась в 1969 – 1971 годах по проекту      Л.Е. Красноречьева. Утраченные элементы восстанавливались по врубкам и следам, а также по аналогиям. Так, сохранились вырубки от куриц,на которых держались потоки первоначальной тёсовой крыши самцово – слеговой конструкции.

     Высоту прикролека определили гнёзда от стропильцев для его крыши. По форме прикролек был восстановлен как типовой – с нижней обвязкой, полом и с резными столбиками, поддерживающими его крышу. Таких в этом регионе сохранилось много. От балкона до нас дошли лишь нижние и верхние брусья, перила же пришлось восстанавливать по аналогии. Что касается первоначального двора, то его ширина и высота соответствовали жилому срубу, о чём свидетельствуют слеги, продлённые в сторону двора. Длина двора и его планировка воссозданы по сохранившимся образцам.

Кроме четырёх  экспонируемых изб, в музей в 1993 году была перевезена ещё одна жилая  постройка. Это изба Утенковой из деревни Устье – Кировское  Пестовского района. Она помещена в Северо – Восточной зоне музея. (5,с.89-93)

                                     4.2  Новгородский Кремль

     Ярким представителем оборонительных сооружений в Великом Новгороде является Кремль.

     В XI веке детинец занимал северную часть нынешнего Кремля. Его южная граница очерчивалась оврагом, идущим с запада на восток. В 1116 году детинец был расширен до границ  современного кремля. Археологические исследования, проведённые в 1979 году, окончательно решили дискуссию в пользу более раннего происхождения северной части детинца. При расширении детинца земляной вал и деревянные элементы были использованы для укреплений.

     Конструкция вала в южной части такова: в его основание уложена глина, а затем  слой  плитнякового щебня. Для укрепления вала прокладывались два яруса брёвен – продольно и поперечно, что создавало прочную основу крепостной стены.

     Уже на ранней стадии строительства детинца некоторые башни были проездными – через них можно было въехать в детинец и выехать из него.     

     К Добрыне улице можно было проехать через Спасскую башню, на Прусскую улицу – через Покровскую башню. С Легощей улицы въезд в детинец осуществляется через Воскресенскую башню, а с Великой – через Фёдоровскую башню. На Волховский мост попадали через Пречистенскую башню. Над проездными башнями нередко устраивались надвратные церкви.

     Постепенно деревянные стены детинца были заменены каменными.       В 1331 – 1334 годах на участке между Владимирской и Борисоглебской башнями вместо деревянной соорудили каменную стену. Она стала несколько ближе к Волхову, чем современная. В 1400 году произошла дальнейшая замена деревянной стены на каменную – от Борисоглебской башни к югу. В это же время были построены каменные Дворцовая, Княжая и Златоустовская башни, раскат (площадка для установки пушки) на месте современной башни Кукуй и прясла (участок) стен между башнями. В 1430-х годах сооружение каменного детинца закончилось.

     При Иване III в 1484 – 1490 годах была осуществлена перестройка кремля. От того времени сохранились до наших дней стены длиною 1385 метров, охватывающие площадь свыше 12 гектаров.

     Длина кремля – 565 метров, ширина – 240 метров. Стены сложены из плитняка и валунов на известковом растворе. Их высота колеблется от 8,5 до 10,6 метра, толщина – 2,7 – 3,3 метра. Из тринадцати башен кремля до наших дней сохранилось лишь девять.

     В настоящее время въезд в кремль осуществляется через широкую проездную арку, сооружённую в 1820 году на месте разобранной в XVIII веке из–за ветхости Воскресенской башни. Другая проездная арка на месте   Пречистенской башни ведёт внутрь кремля со стороны Волхова.

     К югу от Пречистенской башни стояла Борисоглебская. Подмытая паводковыми водами Волхова, она рухнула в XVIII веке. Башня получила своё название от церкви Бориса и Глеба, построенной здесь по заказу новгородского купца Садко Сытинича в 1167 году.

     Южнее проездной арки расположена Дворцовая башня. Она не проезжая, а, как принято говорить, «глухая».

     Следующая башня – Спасская получила своё название от надвратной церкви Спаса. Через неё шёл проезд в Людин конец. Проезд закрывался опускными решётками.

     К северу от Спасской находится Княжая башня. От других башен её отличает отсутствие декоративных элементов. Раньше она называлась Власьевской.

     В близи Княжей башни стоит сторожевая башня Кукуй. Она самая высокая – 32 метра. Имеет семь этажей. К XV веку относятся только два нижних этажа, остальные были надстроены в XVII веке.

Информация о работе Русское зодчество