Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.
Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
•раскрыть понятие русское зодчество
•рассмотреть направления русской архитектуры
•подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве
•рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода
•на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек
•рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»
•рассказать о Новгородском Кремле
•рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода
1.Введение ………………………………………………..4-5стр
2.Дерево и Камень в русской архитектуре.
2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр
2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр
3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр
4.Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода
4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр
4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр
4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр
5.Практическая часть………………………………...28-30стр
6.Заключение ……………………………………………31стр
7.Библиография ………………………………………...32стр
Следующая за башней Кукуй – Покровская, получившая своё название от Церкви Покрова. Её облик сохранился до наших дней. Башня пятиэтажная. Отличается от других тем, что имеет бойницы навесного боя, то есть её верхняя часть выступает по отношению к основному объёму. Размер башни 11х15 метров.
Златоустовская башня искажена различными переделками. Ранее она называлась «Красной глухой». В XIX веке эта башня, а также Покровская и Кукуй служили тюрьмами. В первые годы Советской власти в Златоустовской башне размещались архив и Новгородский исторический музей.
Далее идут совершенно отличные от предыдущих башни: Митрополичья и Фёдоровская, они имеют круглую форму. Митрополичья башня сохранила облик XV века. Разделяется, как и другие башни, на пять боевых ярусов, соединённых между собой лестницами, завершается высоким деревянным шатром. Шатрами завершались и остальные башни.
Фёдоровская
башня имеющая те же характерные
особенности, что и Митрополичья,
получила своё название от церкви, построенной
над проездными воротами башни.
Сейчас башня непроездная, нет и церкви. И наконец, последняя из сохранившихся башен – Владимирская. Название её связано с надвратной церковью Владимира. Построена в XV веке. Через неё осуществляется проезд в Невский конец. Башня имеет многочисленный декор: «бегунцы», кирпич – поребрик, каменные кресты. Украшены даже бойницы.
Тринадцатая башня, не существующая ныне, находилась около северной стороны Софийской звонницы, на месте современных водяных ворот. Она была разобрана в XVII веке. Снаружи против ворот было сооружено четырёхугольное укрепление с башнями. Внутри укрепления находился колодец, сообщающийся с рекою посредством деревянной трубы.
С внешней стороны кремля вырыт глубокий ров, соединявшийся в древности с Волховом. Ширина рва 40 – 50 метров, глубина 12 – 14 метров.
При Петре I в целях предупреждения пожаров были уничтожены деревянные кровли над башнями и стенами. В 1720 году, в связи со строительством Петербурга, по Указу Петра I Новгородская крепость исключена из списка русских военных крепостей.
В настоящее время стены кремля реставрированы
и приняли облик существовавший в XV –
XVII веках.
4.3 Софийский собор
Самым грандиозным примером религиозных построек в Великом Новгороде является Софийский собор. Он один из древнейших памятников каменного зодчества на Руси, был придворным княжеским храмом. Если мысленно представить окружающую в то время застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю эмоционального воздействия на человека. Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Новгорода.
Для собора характерны чёткость и своеобразие силуэта. Архитектурные его формы предельно просты. Фасады членятся сильно выступающими лопатками, отражающими внутреннюю конструкцию собора, и завершаются или полуциркульными закомарами, или двускатными щипцами – фронтонами – отзвуки традиции деревянного зодчества. Венчают Софийский собор шесть куполов на высоких барабанах. Основной, средний, купол уже в XV в. был позолочен. Его очертания напоминают шлем русского воина – богатыря. Шестой купол завершает прямоугольную башню, примыкающую к юго – западному углу основного массива храма. В ней расположена лестница, ведущая на полати (хоры).
Внутренний объём храма, расчленённый крестчатыми в плане столбами на пять продольных нефов, три из которых заканчиваются алтарными апсидами, поражают размерами, величественностью, гармонией пропорций и масштаба. В боковых частях, а также в западной имеются хоры, предназначавшиеся для привилегированных лиц.
К основному объёму собора с трёх сторон первоначально примыкали галереи, которые, как установил Г.М. Штендер, были открытыми лишь частично. Они должны были быть одноэтажными, с плоской крышей – террасой, но в процессе строительства изменены на двухэтажные.
За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. Раскопки, произведённые на Мартирьевской паперти, проливают свет на историю преобразования архитектурного облика собора. Найдены были остатки древней южной галереи из крестчатых в плане столбов, соединённых полуциркульными арками. От этих столбов отходили аркбутаны, упираясь в стену собора. Они соединялись коробовыми сводами. В скоре южная галерея была заложена.
В начале 30-х годов XIX в. местными архитекторами М.М. Праве и Соколовым И. Ф. (губернский и городской архитекторы) проводили работы по устройству северной галереи, а также центрального купола.
Были разобраны и переложены отдельные участки стен, своды. Основной купол получил форму шлема с повышением в основании креста.
Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились в конце XIX в. под руководством архитектора В.В. Суслова. К этому времени относятся и новая роспись по внутренним стенам, а также устройство отопления. Но было немало изменений, нарушивших первоначальный облик Софии.
Собор имел важное значение в общественно – политической жизни древних новгородцев. Здесь находилась казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы, хоронили именитых граждан.
В 1929 году Софийский собор превращается
в музей. В годы Великой Отечественной
войны он был варварски разграблен и разрушен:
своды и стены пробиты снарядами, позолота
вместе с медными листами содрана. В послевоенные
годы храм восстановлен, но многие произведения
монументальной живописи погибли безвозвратно.
5. Практическая часть.
Знания по изученной теме можно применить
сделав театрализованную викторину. Она
поможет познакомить учащихся с народными
традициями, воспитания у молодёжи интереса
к древней русской культуре, развивать
у учащихся догадливость и сообразительность.
Театрализованная
викторина (для
детей 5-го класса).
Цель: Вопросы викторины позволяют
закрепить знания полученные на экскурсии
по музею деревянного зодчества «Витославлицы».
Осень.
Музей деревянного
зодчества «Витославлицы»
закончилась экскурсия.
Последней они
посетили избу Царёвой,
но выйти оттуда не
успели т.к. в избу
вошли хозяин с
хозяюшкой.
Хозяюшка:
Ой, батюшки! Сколько гостей собралось!
Гости дорогие низкий вам поклон.
Хозяин: Мы вам очень рады. А вы на экскурсию ходили? Знакомились
с нашими владениями.
Ребята:
Да!
Хозяюшка: А мы вас сейчас и проверим на сколько хорошо вы слушали
экскурсовода.
Хозяин: Я сейчас буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.
За
каждый правильный ответ вас будут
награждать.
Вопросы:
1. В каком
музее мы сейчас находимся? (Витославлицы)
2. На крыше дома
Медведь
пляшет (Дым из печной трубы)
3. На берегу какого озера расположен музей деревянного зодчества
“ Витославлицы”?
(Мячино).
4. Тело с наружи,
Рубашка
внутри. (Свеча).
5. Дата основания музея? (5 июля 1964г.).
6. Полна изба парней
С
чёрными головками ( Коробок спичек).
7. Как называлось село находившееся на этом месте в древности?
(Витославлицы).
8. Чем больше бегает свинка
Тем
больше толстеет (Веретено, пряжа).
9. В скольких
километрах от Новгорода
10. Проплясал
по всей избе в угол спрятался
(Веник, метла).
11. Какова площадь
музея? (33 гектара).
12. Сверху дыра
Снизу дыра
А посередине -
Огонь да вода (Самовар).
13. Сколько сейчас
сооружений в музее? (27).
14. Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят (
15. Как зовут
человека создавшего музей? (Красноречьев).
16. Кланяется, кланяется
Придёт домой растянется (Топор).
Хозяин:
«Молодцы, ребята!» Прошли вы наше испытания,
внимательно слушали экскурсию.
Хозяюшка:
А сейчас будьте добры пожаловать к столу
моих пирогов
отведать!
Хозяин: Все к столу!
6. Заключение.
Изучив тему «Русское зодчество»
автором были сделаны следующие выводы
:
После проделанной работы автор доказал, что русское зодчество разнообразно и неповторимо.
На примере архитектуры Великого Новгорода
было доказано, что за многие столетия
были накоплены богатые традиции и опыт
возведения различных зданий, и очень
жаль, что живя в России мы очень мало знаем
о нашей истории и уж тем более о памятниках.
средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1983. – 144с.