Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:10, курсовая работа
Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество - пожалуй, главные источники религии того времени. Изучение религии – изучение культуры. Изучать культуру - значит задевать и религию, а культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
Оглавление 2
Введение 3
1. Культура Средневековой Руси 4
2. Архитектура и иконопись Киевской Руси 9
3. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества 15
4. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова 21
Заключение 31
Словарь 32
Список литературы: 34
Красноярский институт экономики
Санкт-Петербургской академии
Управления и экономики
( НОУ ВПО)
Факультет: социального управления
Специальность: 100103 “социально-культурный сервис и туризм “
Курсовая работа
По дисциплине: « Мировая культура и искусство »
Тема: «Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество»
Красноярск 2010
Оглавление 2
Введение 3
1. Культура Средневековой Руси 4
2. Архитектура и иконопись Киевской Руси 9
3. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества 15
4. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова 21
Заключение 31
Словарь 32
Список литературы: 34
Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество - пожалуй, главные источники религии того времени. Изучение религии – изучение культуры. Изучать культуру - значит задевать и религию, а культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Значит культура, религия, иконопись и зодчество – все это актуально в любое время. Изучая и восстанавливая религию, люди поклоняются своему Богу, они веруют.
Объектом исследования в данной теме станет культура средневековой Руси. Характерной особенностью культуры Киевской Руси стало то, что вся культура в целом попала под влияние Византийской культуры, сложилась из традиций славянских и пограничных с ними народов. После принятия христианства началось бурное развитие культуры. Культура периода феодальной раздробленности имела свои особенности: 1.Появление многих местных центров культуры. 2. Упадок культуры в связи с монголо-татарским нашествием. 3. Возрождение культуры в конце 14 века.
Предметом исследования будет средневековая русская иконопись и храмовое зодчество. Иконопись. Русская икона органически связана многими нитями преемственности с византийским искусством. Уже с конца 10 века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда ещё не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите её притяжения, но уже с 12 века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты пересекли постепенно в новое качество, помеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.
Зодчество. Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. После превращения христианства в государственную религию, русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.
В 6 веке в Среднем Поднепровье оформляется
мощный союз славянских племен, принявший,
как предполагают, имя одного из них - народа
рос или рус. На основе этого союза в 9 веке
в результате объединения племен полян,
ильменских славян, родимичей, кривичей
и других складывается государство со
столицей в городе Киеве. В 10-11 веках в
Киевской Руси начинается процесс развития
городских и сельских ремесел, земледелия,
скотоводства и промыслов. Это сопровождалось
постепенным социальным расслоением древнерусского
общества. В это время устанавливаются
связи с южными и западными славянами,
Византией, Западной Европой, другими
народами.
Складывавшиеся
новые отношения в древнерусском обществе
требовали и нового идеологического оформления,
которое объясняло бы и оправдывало бы
существование государственной власти,
социального расслоения, имущественного
неравенства. Такой идеологией могла быть
религия, сложившаяся в классовом обществе,
приспособившаяся к его освещению и имеющая
космополитический характер, то есть пригодная
для любой этнической группы, входящей
в государство.
Эту задачу
начал решать князь Владимир Святославович.
Князь Владимир
остановил выбор на византийском православии.
Понадобилась религия с единым, абстрактным,
лишенным этнических признаков богом,
религия, которая нивелировала бы племенные
традиции и утверждала принцип единения
исключительно по вероисповедальному
признаку. Нужно иметь в виду, что при выборе
религии князь Владимир Святославович
мог ориентироваться и на мусульманский
Восток, и на иудаистских хазар, и на католический
Рим. Но предпочтение было отдано православной
Византии, с которой уже сложились разного
рода отношения. Летопись сообщает, что
на решение Владимира повлияли красота
и пышность богослужения в константинопольском
храме святой Софии, а также то, что в православном
храме богослужение велось на родном языке
верующих. Помимо этого, важно отметить,
что христианство с его развитым учением
о господстве и подчинении, проповедью
непротивления злу и насилию наиболее
полно отвечало складывавшимся на Руси
общественным отношениям и принципам
монархического государства.
Крестив
в 988 г. Киев, князь Владимир тем самым сделал
не только исторический, но и культурный
выбор. Духовная жизнь на Руси определялась
таким явлением, как православно-языческий
синкретизм, т. е. нерасчлененность, слитность
- «двоеверие» или «двоекультурие».
Принятие христианства в качестве государственной
религии имело несомненные прогрессивные
социокультурные последствия для Киевской
Руси. Отправление христианского культа,
в отличие от языческого, требовало создания
определенных, строго регламентированных
условий. Христианское богослужение проводилось
в храме, оформленном в соответствии с
каноном. В связи с этим мы вправе говорить,
что под влиянием новой религии на Руси
произошел скачок в развитии строительного
дела. Сначала сооружались деревянные,
а затем и каменные храмы. Для этого требовались
опытные мастера, надлежащие материалы,
архитектурное искусство, мастерство интерьера.
Все это первоначально заимствовалось
у Византии, а в дальнейшем развивалось
на собственной, русской основе.
Необходимость
украшать храмы, изготовлять церковную
утварь, одежду создавала стимул для развития
художественных ремесел. Вместе с новой
религией на Русь пришли и получили здесь
дальнейшее развитие искусство фрески и мозаики,
иконопись и духовное пение.
Кроме того, христианство - это не только
религия, но и в определенной степени книжная
культура, поскольку его догматы изложены
в книгах Ветхого и Нового Завета. Нужда
в богослужебных книгах стимулировала
развитие книжного искусства, сделала
необходимым появление библиотек. Потребность
в грамотном духовенстве дала толчок развитию
просвещения, привела к появлению церковных
школ и т. д.
Необходимо
охарактеризовать принятие христианства
как событие исключительной важности
для становления древнерусской культуры.
Государственная реформа князя Владимира
высвободила накопившийся в древнерусском
обществе потенциал, вследствие чего началось
бурное и стремительное развитие страны.
Темп обновления всей жизни древнерусского
общества стал ошеломляющим. Это позволило
за короткий срок освоить огромный культурный
пласт византийской культуры. Приглашенные
из Византии мастера строили каменные
здания, храмы, расписывали их, украшали
фресками, мозаикой, иконами. Русские работали
рядом, учились неизвестному ранее мастерству,
и уже следующее поколение возводило сложные
сооружения и украшало их без посторонней
помощи.
Христианизация
Руси и ее культуры была длительным и сложным
процессом, продолжавшимся не одно столетие.
В нем можно выделить три периода: первый,
когда христианство стало проникать на
Русь, жившую еще патриархальным строем;
второй, когда в конце Х в. христианство
стало государственной религией; третий,
когда в 13 веке христианизация Руси в основном
завершилась. Нужно отметить, что раннее
христианство на Руси отличалось оптимизмом,
оно было лишено аскетизма, особо присущего
западноевропейскому католичеству. Христианство
оказало цементирующее воздействие на
формирование культуры древнерусской
народности. На Русь из Византии прибывали
мастера, учившие русских умельцев каменному
зодчеству, сложной технике мозаики, секретам
фрески и иконописи. Византийская художественная
система легла на яркую и богатую культурную
традицию языческой Руси. Достижения дохристианского
периода позволили русским мастерам в
удивительно короткий срок освоить совершенно
новые для них жанры. Влияние народного
языческого начала обусловило и отличия
учеников от своих наставников.
Каменное зодчество на Руси испытало определенное
влияние византийской архитектуры. В нем
утвердился крестово-купольный храм.
Существенной
особенностью зодчества Киевской Руси
является, с одной стороны, следование
византийским традициям, с другой, уже
на заре русского церковного зодчества,
наметившийся отход от византийских канонов
и поиск самостоятельных путей в архитектуре.
Взяв за основу крестово-купольную композицию,
русские мастера, внеся в нее элементы
русской деревянной архитектуры, придали
храмам многоглавие и пирамидальность.
Начавшееся с введением
Строительство архитектурных сооружений
сопровождалось быстрым развитием живописи.
Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной
церкви и других говорят об освоении русскими
мастерами сложных видов декоративного
искусства.
Следует
заметить, что на Руси все-таки преобладало
деревянное зодчество. А деревянные церкви
не могли расписываться фресками, они
украшались иконами, написанными на доске.
Специфика искусства Древней Руси заключается
в абсолютном преобладании станковой
живописи. Русская икона стала такой же
классической формой изобразительного
искусства, как статуя в Греции и Риме
или мозаика в Византии. К сожалению, иконопись
Древней Руси домонгольского периода
в силу бурных исторических событий до
наших дней дошла очень плохо.
Поскольку иконопись пришла на Русь
из Византии, живописная (цветовая) ее
сторона сначала напоминала византийскую.
Искусство Византии, в силу исторических
условий его возникновения, было,
в отличие от искусства Руси, аскетичным,
что проявилось в цвете. Для византийской
живописи характерны три основных цвета:
красный, синий и зеленый. Красный
цвет понимался как цвет Божественной
творческой активности, голубой - как символ
устремленности мира к Богу (цвет неба),
зеленый - как символ гармонии всего Божественного
Бытия.
Православная
русская икона - полностью заслуга Руси.
Основными в русской иконописи стали все
семь цветов радуги. Семь цветов радуги
соответствуют семи дням Творения, семи
таинствам христианства. Особое значение
имеют в иконописи белый цвет и цвет золота,
Это символы Божественного Света, царственной
славы и достоинства.
Следует отметить и такую характерную
особенность древнерусского искусства,
как отсутствие авторства. Это связано
с византийским пониманием процесса художественного
творчества как божественного откровения.
Не художник - автор произведения, а Бог,
вдохновивший его на создание картины.
Личность художника в данном случае не
важна. В силу этого имена художников,
создавших шедевры древнерусской живописи,
неизвестны.
Древнерусская архитектура и изобразительное
Появлению письменной литературы на
Руси предшествовало развитие фольклора.
Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты,
загадки и легенды долго жили
в народной памяти, Особо следует
сказать о таком эпическом
жанре, как героический былинный
эпос. В настоящее время известно
более 3000 древнерусских былин. И
это только часть, которая смогла
сохраниться в устной традиции.
Огромный
импульс развитие культуры получило с
появлением письменности. Создание упорядоченной
славянской азбуки во второй половине
9 века связывается с именами болгарских
монахов братьев Кирилла и Мефодия.
У восточных
славян по данным археологических источников
задолго до этого в разных районах были
свои письменные знаки. Русское письмо
прошло сложный путь от рисунка, изображавшего
образ, к звуковому письму. На Руси официальным
алфавитом стала кириллица, вытеснившая
более ранний алфавит - глаголицу.
После принятия
христианства на Руси появилось большое
количество переводной литературы, которая
охватывала самые различные вопросы, начиная
с церковно-богословских и кончая естественнонаучными
и историческими.
Первые произведения русской религиозной
литературы создавались под большим влиянием
соответствующих жанров византийской
письменности.
Со второй половины 12 века в развитии древнерусской литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобрело локальный характер.
При всей своей первоначальной зависимости
от Византии древнерусская литература
довольно быстро стала самостоятельным
явлением в культуре. Она взяла
на себя все функции, как светские,
так и духовные по воспитанию соотечественников.
Разнообразие заимствованных жанров быстро
приняло собственные
Князь Владимир крестился. Получив в крещении имя, Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун - языческий идол, деревянную церковь Святого Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т.е. десятая часть княжеских доходов.
Рисунок №1 Десятинная церковь в Киеве
Византийские мастера принесли
с собой разработанную
Снаружи прямоугольный объем членился на фасадах «лопатками» на отдельные вертикальные части- прясла, которые позже по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов – подпружных арок. В летописи имеется указание, что церковь имела 25 глав, но эти сведения внесены в летопись уже в конце 14 века, когда сама церковь стояла в руинах; разумеется, свидетельство это не может считаться достоверным.
При раскопках найдены
Информация о работе Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество