Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:10, курсовая работа
Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество - пожалуй, главные источники религии того времени. Изучение религии – изучение культуры. Изучать культуру - значит задевать и религию, а культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
Оглавление 2
Введение 3
1. Культура Средневековой Руси 4
2. Архитектура и иконопись Киевской Руси 9
3. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества 15
4. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова 21
Заключение 31
Словарь 32
Список литературы: 34
Все здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, почти без украшений, его гладь оживляют лишь глубокое пятно портала и аркатурный пояс. "Колонки" пояса как бы свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено все декоративное убранство собора. Третий пояс- это массивная глава храма, поднятая на квадратном "постаменте".
В основе скульптурных композиций Дмитриевского собора лежит программа, связанная с идеей прославления княжеской власти. Центральным изображением на трех фасадах является фигура благословляющего Спасителя. Пестрая, фантастическая масса зверей, птиц и растений, окружающая его фигуру, представляет собой единое, гармоничное целое. Обилием животных и растений художники показывали, что все живущее угодно Богу и радует сердце. По существу это гимн жизни.
Все три собора - Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский - украшены фресками, так как с закатом Киевской державы навсегда померкло в Древней Руси искусство "мерцающей живописи". Слишком дорогостоящей была мозаика для удельных князей. Но, кроме того, техника фрески позволяла достичь более реалистического изображения.
Сюжетные композиции располагали так же, как это было в храмах Византии. Чем более значимым для христиан был смысл изображения, тем выше оно помещалось. На самом верху - на куполе, барабане, парусах, в верхней части апсиды изображали лиц, занимающих верхние ступени в иерархии христианских святых: Христос, Богородица, ангелы, евангелисты. Ниже, в верхней части стен храма, эпизоды из жизни Иисуса Христа и близких ему людей: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение, вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери и т.п. Столбы и нижнюю часть стен расписывали фигурами великомучеников, святителей и пророков. Совершенно особое назначение имела западная стена храма, на которой традиционно размещали сцены Страшного суда, конца света. Краскам фресок вторили красочные изразцовые ковры полов.
Монголо-татарское нашествие
Были церкви монастырские, сооруженные по инициативе новгородских архиепископов, и уличанские, строителями которых выступали жители того или иного прихода, причем львиную долю расходов несли купцы.
Поскольку монастырская община состояла обычно из десяти- двадцати монахов, необходимости в монументальном монастырском храме и не было. Кроме того, в этих городах княжеская власть утратила свой авторитет и уступила место республике, в которой огромным влиянием пользовались архиепископы. Церковь же предпочитала иметь много, пусть и небольших, церковных зданий.
Первым каменным храмом после нашествия татар, построенным в 1292году была монастырская церковь Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря (см. рисунок №9). Другим образцом монастырского храма являлась церковь Успения Богородицы на Волотовом поле (см. рисунок №10). Обычно монастырский храм – это квадратное в плане небольшое помещение с четырьмя столбами, тремя нефами, одной массивной апсидой на востоке, притвором на западе и одним куполом шлемообразной формы.
Рисунок №9 церковь Николая Чудотворца Рисунок №10 церковь Успения Богородицы
Уличанские храмы крупнее, и весь их вид более торжественный. Почти все они, как и монастырские церкви, одноглавые, с одной массивной апсидой, но без притвора. Вместо него на западной стене паперть- крыльцо перед входом.
Фасады всех новгородских храмов имеют
обычно трехлопастное завершение, крыши,
как правило, восьмикатные. Такое
отступление в строении крыши
от общевизантийского стиля
Новгородские храмы строили
целиком из кирпича или из разноцветного
булыжника с вставками из плоского
кирпича – плинфы, что обеспечивало
переливы цвета от серовато-голубого
до ярко-красно-коричневого и
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; “бровками” над окнами и типичным псковско - новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников – дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам, так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в паруса и своды и служившие своеобразными микрофонами.
Главные культовые постройки Пскова располагались на территории кремля и в Довмонтовом городе – участке, тесно примыкавшем к кремлю. Все псковские церкви невелики по размерам, приземистые, обширные в нижней части, и выглядят они чрезвычайно устойчиво. Для создания большей устойчивости и внешней мягкости очертаний мастера слегка “заваливали” стены внутрь. Все они одноглавые, на четырех либо шести столбах, с одной апсидой, притвором и позакомарным покрытием.
Церковные паперти были весьма массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась в стену. Нередко сверху арки обрамляли щипцовой кровлей.
Отличительной особенностью псковских церквей являлось наличие подклета – специального подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.
Характерный признак псковского церковного зодчества – асимметрия, создававшаяся наличием придела и звонницы. Придел – небольшая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке и посвященная какому-либо святому, пристраивался к храму с южной либо северной стороны. Входили в него через главный храм, но часто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором или над папертью придела, являясь неотъемлемой частью храма, либо представляли собой отдельно расположенное столпообразное сооружение – колокольню с проемами для колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.
Склонность псковских мастеров к асимметрии особенно просматривается в церкви Николы на Усохе, построенной на границе осушаемого болота – Усохе (см. рисунок №11). Церковь представляет собой одноглавый храм с тремя апсидами, подклетом, притвором, крыльцом- папертью. С северной стороны к нему примыкает обширный придел, имеющий притвор, над которым возведена звонница. К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо- паперть. Вся эта конструкция представляет собой сложную асимметричную композицию.
Рисунок №11 церковь Николы на Усохе
Построенные вновь храмы непременно украшали. И если в Киевской Руси и крупных княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то во второй половине 13 века главенствующая роль отводится иконе. Вообще с татаро-монгольским нашествием больше развивались такие виды художественного творчества, которые не требовали крупных денежных затрат и предметы которого в случае нужды легко можно было перемещать.
До середины 13 столетия местные
особенности иконописи
Вторжение татар, длительная изоляция Руси от Византии, а так же разобщенность русских городов в известной степени способствовали развитию местных особенностей в искусстве. Именно в 13 веке произошло окончательное формирование новгородской школы живописи, а чуть позже, в 14 веке – псковской и московской.
Уже с конца 12 века в новгородской иконописи стали накапливаться черты, которые в дальнейшем определили её особенности: наличие ярких красочных пятен, их контрастное сочетание, повествовательность и пристрастие к сюжетным подробностям. Стилистически характерным для новгородской живописи второй половины 13 века являются иконы «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий», «Спас на престоле», «Св. Георгий с житием», в них совсем не ощущается высокий аристократизм «Устюжского Благовещения». Глядя на лики святых и все, что их окружает, понимаешь, с каким теплым чувством писал эти иконы богомаз и почему они гораздо больше, чем иконы аристократического круга, отвечали вкусам широких слоев новгородского общества.
Для новгородских иконописцев чрезвычайно показателен выбор святых. Чаще всего изображались Никола, Георгий, Илия, Власий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия. Эти святые имели в народном сознании прямое отношение к ходу сельской и городской жизни. К Николе обращались во всех трудных случаях, он также охранял на водах и в путешествиях. Илию молили о дожде в засуху, просили уберечь от грозы и огня. Флор и Лавр почитались как покровители коневодов. Параскева Пятница и Анастасия слыли пособницами торговли и брака. Многие святые заменили прежние языческие божества. Так, Власий считался покровителем скота и как бы сменил Велеса – «скотьего бога». Великомученик и покровитель воинства Георгий стал покровителем земледелия и коневодства, поскольку его день отмечался 25 апреля, когда табуны выгоняли в поле. По народному убеждению все эти святые могли принести конкретную пользу.
На иконе «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (см.рисунок№12) центральная фигура изображает Иоанна Лествичника, византийского религиозного писателя, автора «Лествицы», в тридцати главах которой говорится о тридцати нравственных подвигах монахов. Образ Иоанна Лествичника совпадал с образом популярного в Новгороде архиепископа Иоанна. В расположении фигур сказываются традиции ктиторских портретов, в которых покровитель главы семьи большего размера, чем покровители сыновей, и изображён в центре. Контуры фигуры Иоанна, крупные черты лица, ровные пряди его бороды, которым как бы вторят вертикально падающие складки одеяния, делают похожим его на деревянное изваяние. При этом икона отличается большой художественной выразительностью благодаря красному фону, высветлению на одеждах, сочетанию ярких цветовых пятен.
Рисунок №12 икона «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий»
На иконе «Св. Георгий с житием» (см.рисунок №13) вокруг св. Георгия на коне, поражающего копьем дракона, по периметру доски, в клеймах изображались сюжеты из жизни святого, «страсти»: отречение св. Георгия от богатства и раздача его нищим, суд царя, отсечение св. Георгию головы и т.п. Эта икона также написана на алом фоне (так в древнем Новгороде изображался «свет вечности»), яркими, звучными красками. По композиции она крайне проста. Клейма по краям средника служат орнаментальным украшением; рисунок четкий, несколько жестковатый, напоминающий вырезанные из дерева фигурки.
Рисунок №13 икона «Св. Георгий с житием»
В целом для новгородской живописи характерны цельность формы, симметрия композиции, наличие орнамента и изображение неподвижно стоящего святого, несколько удлиненных пропорций, с крупными чертами лица и широко открытыми глазами. Лик и руки обводили черным контуром (что было характерно для романского искусства), сам же лик высветляли.
Композиции новгородского
Рисунок №14 икона «Чудо о Флоре и Лавре»
Эта икона дает достаточно полное представление об основных особенностях новгородского письма. Композиция построена строго симметрично. Горы изображаются уступами, верх которых заканчиваются плоскими, как срезанными площадками с завитками. Причем всегда в нижней части гор размещены пещеры, по горам разбросана редкая растительность – травы и деревья. Деревья веерообразной формы с утолщенными книзу стволами, цветами и ягодами. Кони прописаны плавной линией и имеют изящно выгнутую шею и слегка одутловатое тело.
Значительное место в
Изобразительное искусство древнего Пскова развивалось так же, как и зодчество. Отличаясь своеобразием, обусловленным положением Пскова как города - форпоста на северо-западе Руси. Сам интерьер псковского храма, похожий скорее на пещеру, нежели на интерьер классического византийского здания, обязывал живописцев соответствующим образом украшать его. Особенность оформления диктовалась так же тем, что псковитяне, можно сказать молились с мечом, не снимая кольчуги, только забегали в храм, чтобы приложиться к иконе. Поэтому в иконах Пскова ощущается не что драматическое, возникающее благодаря напряженному сочетанию глубоких красных и зеленых тонов. Повышенная драматичность передана беспокойным линейным ритмом, резкими ударами белой краской как в выступающих, так и в затененных местах. Для псковской иконописи характерно сочетание архаичных статичных форм деталей, указывающих на движение. Наиболее убедительно это проявляется в излюбленных сюжетах псковских мастеров – избранные святые и «Сошествие во ад».
Информация о работе Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество