Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество - пожалуй, главные источники религии того времени. Изучение религии – изучение культуры. Изучать культуру - значит задевать и религию, а культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Оглавление

Оглавление 2
Введение 3
1. Культура Средневековой Руси 4
2. Архитектура и иконопись Киевской Руси 9
3. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества 15
4. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова 21
Заключение 31
Словарь 32
Список литературы: 34

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 1.73 Мб (Скачать)

На иконах с изображением святых за основу берется принцип статуарности, доведенный почти до абсолюта: это  торжественные застывшие фигуры с одинаковыми жестами, сосредоточенными ликами. Таковы святые на иконе «Св.  Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий» (см.рисунок №15). Экспрессия отдельных сцен в сочетании с подчеркнутой монументальностью общей композиции характеризуют «Сошествие во ад». Композиция иконы строится на сочетании динамичного треугольника, образованного фигурками Христа, Адама и Евы, и неподвижных толп праведников и пророков. В отличие от всех прочих изображений этого сюжета в псковских иконах круг славы вокруг Иисуса Христа неизменно имеет форму эллипсиса с заостренными вершинами, середина которой заполнена цветом фона, как правило, зеленого.

 

       Рисунок №15 икона «Св. Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий»

Лики святых на иконах псковской  школы весьма характерные их отличают, прежде всего, треугольные формы глазниц, образуемые светлыми пятнами на скулах и вдоль носа, что создает впечатление необычайно сосредоточенного взгляда; обычно глубоко посаженные глаза, а также утолщенное окончание носа при удлиненном овале лица.

 

                                                                                                          

 

Заключение

После проделанной работы, я дала характеристику культуры средневековой  Руси в целом. Так же рассмотрела  иконопись и храмовое зодчество  Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Новгорода и Пскова. Объектом исследования была средневековая культура Руси. Она попала под огромное влияние Византийской культуры, но после принятия христианства, началось её бурное развитие. Предметом исследования служила средневековая русская иконопись и храмовое зодчество. В иконописи также прослеживается огромная зависимость от Византийской культуры, и лишь с 12 века начался процесс эмансипации. В зодчестве все было иначе, у русских было свое архитектурное искусство.

Храмовое зодчество Киевской Руси было под огромным влиянием Византии. В частности после крещения Руси, Князь Владимир призвал зодчих из Константинополя. Они ввели в  строительство крестово-купольную  систему храмов. Так же они возвели  парадные ворота и несколько дворцовых  зданий. И иконы возводились, как  и византийские в технике энкаустики или темперы.

Что же касается зодчества Владимиро-суздальского княжества, то оно не было под таким  влиянием Византии, а в нем встречались  отголоски романского стиля. Но Владимиро-суздальское  княжество имеет свои собственные  особенности, они легкого просматриваются  в церкви Покрова на Нерли. Это  изящная одноглавая церковь, стены  её украшены тоненькими колоннами, изящным  орнаментом, на всех фасадах одна и  та же композиция рельефов. Иконопись  по-прежнему оставалась под влиянием Византии, только здесь фрески заместили  иконы. Так как иконы были слишком  дорогостоящим удовольствием для  удельных князей, к тому же на фресках  можно было добиться более реалистичного  изображения.

В зодчестве Новгорода и Пскова появилось небольшое отступление  от общевизантийских канонов. Оно проявилось в строении крыш. Отличием так же было наличие подклета, всевозможная асимметрия. Уже с конца 12 века иконопись этой местности определила свои собственные черты, это и контрастное сочетание ярких красочных пятен, и их наличие, и так же пристрастие к сюжету, симметрия композиции, наличие орнамента.

И так, подводя итог работы, хотелось бы заметить, что культура средневековой  Руси находилась под огромным влиянием Византийской культуры, но так же пыталась создать свою собственную.

 

Словарь

  1. Эмансипация (социология) — освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.
  2. Апсида (от др. греч. ἁшЯт, род. падеж ἁшῖдпт — свод), абсида (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
  3. Закомара (от др. русского комара — свод)[1] — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
  4. Прясло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями
  5. Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.
  6. Вима — дополнительное членение между подкупольным пространством храма (наосом) и алтарной частью.
  7. Притвор, нартекс (позднегреч., от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии
  8. Плинфа (от греч. plínthos — кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и Древней Руси. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300х350х25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.
  9. Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
  10. Аркатура (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.
  11. Столп или столб — распространенный архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания (например, столпообразный храм). Разновидность столба — колонна. Столбы бывают деревянные, каменные, металлические.
  12. Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей.

 

 

 Список литературы:

  1. Гнедич П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. 2004.
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 2005.
  3. Раппорт П.А. Древнерусская архитектура. 1993.
  4. Александров В.Н. История русского искусства. 2003
  5. Даниель С. От иконы до авангарда. 2000.
  6. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. 1995.
  7. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. 1996.
  8. Исмаилова С.Т. История искусства. 1998.
  9. Кондаков И.В. Культура России. 1999.
  10. Яковкина И.И. История русской культуры XIX века.2002.
  11. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X – начала XX в.: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. 1989.
  12. Карсавин Л.П. Культура средних веков. 1918.
  13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 4 т. 1992.
  14. Лазарев В.Н  Русская иконопись от истоков до начала 16 века. 1996.
  15. Малышева Е.М. Культурология. История мировой культуры. 2004.
  16. Энциклопедия для детей. Искусство. Глав. Ред. М.Д. Аксенова. 1999.
  17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. 1990.

 

  t

0

π/4

π¤2

3π¤4

π

5π¤4

3π¤2

7π¤4

cos

1

Ö2¤2

0

-Ö2¤2

-1

-Ö2¤2

0

Ö2¤2

1

Sin

0

Ö2¤2

1

Ö2¤2

0

-Ö2¤2

-1

-Ö2¤2

0

tgt

0

  1

--

-1

0

   1

--

  -1

0

Ctg

--

  1

0

-1

--

   1

0

  -1

--


 

 

 

 

Поколения ЭВМ

Первое

(1949-1958)

Второе

(1959-1963)

Третье

(1964-1976)

Четвертое

(1977...

Элементная  база ЭВМ

Электронные лампы, реле

Транзисторы,

параметроны

ИС, СБИС

Сверхбольшие  ИС (СБИС)

Производительность  центрального процессора

До 3х105 о/с

до 3х106 о/с

до 3х107 o/c

более

3х107 o/c

Тип оперативной памяти (ОП)

триггеры, ферритовые сердечники

(ФС)

миниатюрные ФС

полупроводниковая БИС

полупроводниковая

СБИС

Объем ОП

До 64 Кб

до 512 Кб

до 16 Мб

более 16 Мб

Типичные  модели поколения

EDSAC

ENIAC

UNIAC

БЭСМ

RCA-501,

IBM-7090,

БЭСМ-6

IBM/360,

PDP, VAX,

ЕС  ЭВМ,

СМ  ЭВМ

IBM/370,

SX-2,

IBM PC/XT/AT,

PS/2, Cray, сети

Характерное программное обеспечение

Коды, автокоды, ассемблеры

Языки программирования, диспетчеры АСУ, АСУТП

ППП,

СУБД, САПРы, ЯВУ, операцион-ные системы

БЗ, ЭС, системы параллельного программирования


 


Информация о работе Средневековая русская иконопись и храмовое зодчество