Традиции русского гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Появление первых гостиниц берет свои истоки в далеком прошлом, само слово «гостеприимство» от английского «Hospitality» получило свое название от слова «хоспис» – староприемный дом.
Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Русские традиции гостеприимства.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

Потребность в развитии системы  гостеприимства была обусловлена и  размерами Римской империи. Для  более или менее оперативного управления государством была создана  густая сеть дорог, связывавших столицу  с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание. Эти постоялые дворы не были комфортабельными. На лучшие условия путники могли рассчитывать в частных гостиницах. Некоторые богатые землевладельцы строили на границах своих владений собственные постоялые дворы. Управляющими вполне могли быть рабы или вольноотпущенные. В провинциях и самом Риме возникали «пристанища» — гостиницы, представлявшие собой целый комплекс с садом, водоемом во внутреннем дворике, залом для встречи высоких гостей и отдельными комнатами.

У римлян существовала определенная классификация гостиниц. Они строили  два типа «пристанищ»: одни из них  предназначались для плебеев (стабулярии), другие — только для патрициев (мансионес). Венецианский купец-путешественник Марко Поло, посетивший в свое время Рим, с одобрением отзывался о постоялых дворах, отмечая, что в них «и королю остановиться незазорно».

Хотя большинство постоялых  дворов и таверн того времени продолжало пользоваться сомнительной славой, система  гостеприимства в Древнем Риме продолжала развиваться. Особую славу приобрели  знаменитые римские пиры, которые  устраивала знать. Для состоятельных  римских граждан организовывались своеобразные «рестораны» в трактирах, особой популярностью среди которых  пользовалось заведение римского трактирщика  Секвиля Локарта. Римские повара считались городской элитой и награждались высокими титулами. Во времена правления императора Адриана (117—138 г. н.э.) они учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного искусства.

1.2 Бани в Древней Греции  и Риме

 

При раскопках древнейшего  поселения Мохсиджо-Даро, основанного в долине реки Инда во второй половине III тысячелетия до н.э., была обнаружена баня. Как полагают археологи, это самое крупное сооружение подобного рода на Древнем Востоке, о чем свидетельствуют размеры бассейна этого сооружения — построенный из битума и гипсового раствора, он простирался на 10 м в длину и на 7 м в ширину. Бани возводились практически во всех городах Древнего мира (2, стр. 45).

Древняя Греция отличалась прекрасным мягким климатом, имела  немало природных источников с горячей  и теплой водой. Омовения были элементом  религиозного культа. Павсаний в своем «Описании Эллады» рассказывает об интересном обычае жителей Лебании. Достопримечательностью этих мест был расположенный в роще храм Трофония со статуей Асклепия.

«Если какой-либо человек  решит спуститься в пещеру Трофония, то, прежде всего, он должен прожить определенное число дней в особом здании; это здание — храм Доброго демона и Доброго случая (Тихи). Живя здесь, он совершает различные очистительные обряды и, между прочим, воздерживается от теплых омовений; для омовения ему служит река Теркина».

Купания в реках и источниках были излюбленными развлечениями древних  греков. Спартанская молодежь, к  примеру, предпочитала купание на свежем воздухе в реке Эврот. Плавание являлось обязательным элементом в физическом воспитании не только спартанцев. Большое значение ему придавали и в Афинах, где молодежь в обязательном порядке обучалась умению держаться на воде.

Начиная с микенского периода, в домах состоятельных людей  оборудовались специальные банные комнаты. С IV—V вв. до н.э. в древнегреческих городах появляются государственные публичные бани и купальни. Так, Павсаний в своем «Описании Эллады» отмечает, что в Лидее, расположенной недалеко от Дельф, наряду с храмами, святилищами богов, есть театр, народная площадь и купальни. Древние греки любили посещать бани после физической работы. В этих банях за определенную входную плату клиенты могли пользоваться помещениями для переодевания, принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты в мужском и женском отделениях.

Бани являлись и неотъемлемой частью спортивных сооружений в Древней  Греции.

Жителям Древнего Рима наряду с обычными ваннами с холодной и горячей водой в гермах предлагались морские и целебные ванны. За дополнительную плату клиент мог воспользоваться  услугами служителя бани, который, помимо непосредственно мытья, натирал  клиента особыми эссенциями, подавал  ему различные кушанья и напитки. Развитие техники позволяет древним  римлянам строить прекрасные водопроводы  и отопительные сооружения. С I в. до н.э. бани отапливались с помощью заложенных в стенах и под полами каналов для горячего воздуха. Развитие архитектуры, совершенствование строительных технологий позволяет римлянам сооружать общественные бани колоссальных размеров — термы. Их распространение ученые связывают со строительством в Помпеях Стабианских терм. Позднее термы превратились в своеобразные клубы, в которых собиралось множество людей, поэтому они стали строиться огромных размеров. Крупнейшими из них считаются термы Каракаллы в Риме, построенные в начале III в.

О размерах терм Каракаллы  говорят такие цифры: площадь  главного здания составляла 216 м в  длину и 112 м в ширину, диаметр  купола был 35 м. В главном здании терм находились бани, состоявшие из аподитерия — раздевальни, фригидария — бассейн с холодной водой, тепидария — теплые бани, кальдария — горячие бани, лаконика — парильни. Перед купанием желающие на специальных площадках могли поиграть в мяч, состязаться в беге, борьбе, поднятии тяжестей, для этого в банях были созданы все условия. Главное здание чаще всего было окружено большим двором, засаженным зелеными растениями, и многочисленными подсобными помещениями. При термах находились библиотеки и залы для занятий (2, стр. 68).

Во времена Древнего Рима поход в баню превращается из обычной  процедуры по очищению тела в одну из форм досуга, культурного отдыха горожан. Именно в термах сосредоточивалась  публичная жизнь граждан Рима, которые проводили значительную часть свободного времени в этих своеобразных клубах города. Сюда стекались  люди, желавшие общения. Здесь завязывались философские споры и политические баталии, обсуждались многие вопросы  жизни города. Общественные бани, таким  образом, выполняли функции спортивных, общественно-культурных и увеселительных учреждений.

 

1.3 Праздники и зрелища  античности

 

В Древнем мире наряду с  «культурным туризмом» и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных  путешествий. Праздники были обязательным компонентом бытовой культуры народов, государственной и религиозной жизни. Традиции их проведения были различными. У персов, по мнению Геродота, самым большим праздником признавался день рождения человека, отмечаемый обильной трапезой. В богатых домах на стол подавались зажаренные в печи целиком быки, кони, верблюды. Персы были большими любителями десертов и вина (3, стр. 8).

Наряду с семейными  праздниками жители Древнего мира широко отмечали религиозные праздники. Таких  всенародных праздников в году насчитывалось  немало. Вот как у Геродота описывается  поездка древних египтян в  город Бубастис на праздник:

«Плывут туда женщины и  мужчины совместно, при чем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и "задирают" подолы своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей».

Праздники проводились и  в городах-полисах Древней Греции, в каждом из которых организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса — бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в козлиные шкуры, изображали сатиров — спутников Диониса  и устраивали веселые шествия  по улицам городов, разыгрывали в  лицах сцены из мифов. Позднее  стали устраивать праздничные представления  у подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V—IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне акрополя и вмешал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в столице Римской империи был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В Риме ставились греческие трагедии и комедии и пьесы римских авторов. В I в. здесь был построен сохранившийся до наших дней величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей, приходивших посмотреть на бои гладиаторов и другие популярные зрелища Древнего Рима.

С особым размахом зрелищные  мероприятия и праздники стали  организовываться во времена Римской  империи. Древний Рим — город  свободных граждан, которые требовали  от правителей: «Хлеба и зрелищ!»  В этом городе зрелища проводились  ежегодно, и ни один из императоров  не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение  года устраивалось немало праздников и игр, которые длились порой  до двух месяцев. Так, празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. Первыми по зрелищности и популярности были гладиаторские бои и цирковые игры, большой любовью горожан пользовался театр. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, в Риме были не особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня. Во время праздника ночное небо города нередко окрашивалось иллюминаций. Любили римляне и гонки колесниц (5, стр. 43).

В Италии и провинциях строили  амфитеатры — специальные сооружения для зрелищ. После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались  тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно увидеть все  сословия и все народы этого государства. Патриции, а также военная знать могли возлежать на своих ложах, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов уступали место поединкам гладиаторов со львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.

Таким образом, в первой главе  мы рассмотрели появление первых прообразов гостиниц и профессий  по обслуживанию людей, останавливающихся  на ночлег, что связано с ранними  периодами человеческой истории  и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира.

Можно сделать вывод о  том, что в Древнем мире наряду с «культурным туризмом» и  посещением важных религиозных и  спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий.

 

Глава 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

 

2.1 Особенности развития  услуг в древнем мире

 

К сообществам древнего мира относятся народы, которые существовали в V в.н.э. Человек переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность.

Особенности древних сообществ, которые отличают их от сообществ  доисторического времени (7, стр. 67):

•формируются государственно-правовые формы организации и регулирования  общественной практики;

• развивается частная  собственность;

• зарождаются простейшие элементы товарно- рыночных отношений;

• появляется множество  новых профессий (в том числе  связанных с письменностью, государственным  управлением и правовой деятельностью  и т.п.);

• развиваются устойчивые формы духовной активности, представителями  которой являлись, служители религиозного культа (жрецы, храмовые служители;

• образуются большие социальные общности (народы, государства, города); и окончательно формируется малая  социальная ячейка – семья.

Уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и  правовой системы.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые  определяли появление деятельности, связанной с услугами разного  рода.

Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг  в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

• в сфере экономических  отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

• в области государственно-правовых отношений;

• в сфере духовных и  художественно- эстетических запросов;

• в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических  услуг по своим качествам могли  бы отвечать ряду современных требований.

Кроме торговых, бытовых  услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также  с работой, требующей высококвалифицированной  подготовки. В городах Средиземноморья  и на Востоке работали камнетесы  и скульпторы, обучавшие детей  в школах, архитекторы и строители, содержатели харчевен и постоялых  дворов.

Информация о работе Традиции русского гостеприимства