Традиции русского гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Появление первых гостиниц берет свои истоки в далеком прошлом, само слово «гостеприимство» от английского «Hospitality» получило свое название от слова «хоспис» – староприемный дом.
Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации.

Файлы: 1 файл

Русские традиции гостеприимства.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

Хотя  традиция встречать гостей с хлебом и солью пришла к нам с той  поры, но порядок подачи блюд в те времена заметно отличался от того, который привычен нам сегодня.     

Если  бы нам, каким то чудом можно было переместиться во времени, и оказаться  в семнадцатом веке, и почему бы и нет, случись и второе чудо, нас  бы пригласили на подобное торжество. И мы бы были немало удивлены порядком подачи блюд к столу. Вот судите сами, сейчас для нас нормально что сперва мы едим закуску, после суп, а уже после этого второе и десерт, а в те времена сперва подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда – супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки.     

Благодаря многим дошедшим до нас старинным  рукописям мы прекрасно осведомлены  о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря  пунктуальности и чёткости исполнения своих обязанностей придворных служащих.     

Количество  всевозможных блюд на царских пирах  и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло  достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые  и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.     

Но  традиции пировать и трапезничать были и не столь богатых слоях общества, и были не только у богатых и  знатных членов общества.     

Представители практически всех слоев населения  считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники...     

И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись.     

О русском гостеприимстве всегда было известно всем. А что же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью  за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и  у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого.     

Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с  особой широтой и размахом, они  призваны были продемонстрировать не только материальные возможности царственных  хозяев, но и широту и гостеприимство русской души.

1.4 Особенности русской  национальной кухни    

За  многовековую историю нашей страны русский народ изобрел огромное количество кулинарных рецептов. Долгие столетия русская кулинария находилась в незаслуженном пренебрежении: европейские гурманы считали ее варварской и грубой. Но, несмотря на отсутствие мирового признания, русская кухня развивалась, перенимала и трансформировала чужой опыт, обогащалась новыми блюдами и рецептами. Интерес к нашей кулинарной традиции возник только в XIX веке. За считанные десятилетия русская кухня завоевала популярность в Европе, а затем и в мире и с той поры по праву пользуется репутацией одной из вкуснейших и разнообразнейших.     

Следует отметить, что древняя, исконно русская  кухня не отличалась особым разнообразием. На протяжении веков она была традиционной – кушанья были просты и однообразны. И хотя названий блюд существовало великое множество, различались они преимущественно одним или двумя компонентами (например, использованием разных типов масел или пряностей). Православие с его строгим и частыми постами оказало значительное влияние на формирование русской кухни: долгое время постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (мясной) столы были разделены. Изолирование одних продуктов от других привело к упрощению меню, однако с другой стороны послужило причиной создания многих оригинальных блюд, которые сегодня стали визитной карточкой русской кухни.     

Можно сказать, что больше «повезло» постному столу - ведь из 365 дней в году постными считались от 192 от 216 (в зависимости от года). Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Многие русские постные блюда не имеют аналогов в зарубежных кухнях: квашенная капуста, соленые огурчики, сухие белые грибы.    

Скоромный стол был куда беднее: мясо и молоко употребляли сравнительно редко. Мясо варили в супах и кашах, из молока делали простоквашу и сметану. Одним  из самых популярных молочных блюд был творог. Творог в России приготовляли особым способом, который позволял подолгу хранить его во время постов, когда в домах скапливалось много неиспользованного молока. Чтобы сохранить творог свежим, его «консервировали» - несколько раз прессовали и томили в печи, после чего он становился совершенно сухим и мог храниться многие месяцы. Необходимость консервирования скоромной пищи привела и к появлению «русского масла» - т.е. топленого масла, которое способно оставаться свежим подолгу.    

Многие  исконно русские блюда сохранились  на наших столах и по сей день. Главенствующую роль на русском столе всегда играли супы. Кстати, слово «суп» является заимствованным – оно появилось в русском языке только в конце XVIII века, когда в России стали появляться и приживаться западноевропейские блюда – вроде бульонов, супов-пюре и т.д. До этого жидкие блюда назвались «хлебова». Хлебова подразделялись на щи (супы с капустой или зеленью), кальи (рассольники с солеными огурцами), ухи (супы из рыбы), солянки (острые супы с пряностями), борщи (супы со свеклой) и похлебки. Наибольшей популярностью пользовались щи. Их насчитывалось до 60 видов: с мясом, с рыбой, головизной, с грибами, щи ленивые, пустые, суточные, зеленые, кислые, из крапивы и т.д. По сей день русский обед – богатый или бедный – немыслим без супа.    

Еще одно важнейшее блюдо русского национального стола - каша. Первоначально это было обрядовое, торжественное блюдо, употребляемое на праздниках и пирах. В XII веке слово «каша» даже было синонимом слова «пир». Утратив постепенно свое обрядовый смысл, каша, тем не менее, на долгие века стала главным повседневным блюдом россиян. Это отразилось и в бытовом языке. Слово «каша» на долгие годы приобрело значение слова «коллектив» («быть в одной каше» – означало вместе работать, жить или учиться). В России до сих пор бытует слово «однокашник» - соученик, товарищ по школе, институту. Каша находила признание не только на народном, но даже и на царском столе. Петр I, например, так любил ячневую кашу, что объявил ее «любимой романовской».     

Одно  из самых древних русских блюд – блины. Никто не знает, когда блины появились на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами: блины были обязательным блюдом на поминках, ими же кормили роженицу во время родов. Одна из сохранившихся до наших дней традиций, связанных с блинами – Масленица – древний языческий праздник. В течение целой недели перед Великим Постом во всех русских домах пекут блины и едят их с различными закусками – икрой, сметаной, рыбой, мясом, грибами.    

Другое  знаменитое русское мучное блюдо – черный хлеб. Он непопулярен в других странах, но в России без него не обходится ни один обед. Черный ржаной хлеб появился в России в IX веке и сразу стал самым любимым блюдом. Его ели и в богатых дворянских домах, и в крестьянских избах. Белый же пшеничный хлеб стали выпекать гораздо позже, а широкое распространение он получил только в начале XX века. Белый хлеб (в некоторых регионах его называют «булкой») воспринимался как праздничная еда. Поэтому выпекался он не в пекарнях, как черный, а в специальных булочных, где его слегка подслащивали. Другое мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее до сегодняшнего дня, – пряники. Сначала пряники состояли из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком – они даже назывались «медовым хлебом». Это были самые простые и, наверное, самые вкусные пряники, поскольку мед составлял в них почти 50%. Однако постепенно в пряники стали добавлять все больше пряностей: корицу, гвоздику, кардамон, померанцевую или лимонную цедру, ямайский перец, мускатный орех, бадьян, мяту, анис, имбирь и т.д. Пряности стали отличительной особенностью пряничного теста. Из-за изменения рецепта выпечка поменяла и свое название.    

Конечно, говоря о русских мучных блюдах, нельзя не упомянуть о пирогах  – самом известном и любимом  блюде русской кухни. Это одно из подлинных национальных изделий, которое дошло до нас из глубокой древности, избежав каких-либо иностранных  влияний. Пироги издревле и по сей  день пекутся по праздникам, недаром  же слово «пирог» произошло от слова «пир». При этом каждому  празднеству соответствовал особый вид пирогов, что стало причиной разнообразия форм, начинок и видов  пирогов. Какие только пироги не пекли на Руси: с мясом, рыбой, визигой, сельдью, молоками, снетками, яйцами, творогом, грибами, кашей, репой, луком, капустой. Пироги становились и десертом, если в качестве начинки использовались ягоды и фрукты: яблоки, черника, голубика, малина, калина, брусника, вишня, слива, черемуха. Пироги и пирожки поныне остаются одним из любимейших русских блюд, отведать которое можно как в дорогом ресторане, так и в гостях у друзей.

 

Пррпропол 2

 

Глава 1. Гостеприимство и  развлечения в древних культурах

1.1 У истоков системы гостеприимства

1.2 Бани в Древней Греции  и Риме

1.3 Праздники и зрелища  античности

Глава 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

2.1 Особенности развития  услуг в древнем мире

2.2 Культурный туризм в  древности

2.3 У истоков спортивного туризма

2.4 Курорты Древнего мира

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

С древнейших времен множество  людей отправлялись в путешествия  с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались  в определенных услугах со стороны  местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми  предприятиями индустрии туризма  стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

В античные времена основными  мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и  спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому  строительству дорог, постоялых  дворов, таверн. Некоторые постоялые  дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская  аристократия активно участвовала  в рекреационных путешествиях —  на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности  путешествовали большими караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или  в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень  обслуживания был намного выше, чем  в Европе из-за более активной торговли.

Уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и  правовой системы.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые  определяли появление деятельности, связанной с услугами разного  рода.

Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг  в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

• в сфере экономических  отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

• в области государственно-правовых отношений;

• в сфере духовных и  художественно- эстетических запросов;

• в быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических  услуг по своим качествам могли  бы отвечать ряду современных требований.

Цель курсовой работы: Определение  полного обоснования развития услуг  в древнем мире.

Поставленные задачи:

Обратить внимание на возникновение  туризма, как одного из видов услуг.

Обозначить значимость туризма.

Рассмотреть вопрос о возникновении  и развитии услуг вообще.

Рассмотреть вопрос о развлечениях в древние времена.

Объект работы: Развитие услуг в обществах древнего мира.

Предмет работы: Значение туризма, как одного их видов услуг, развитого  в обществах древнего мира.

 

Глава 1. Гостеприимство и  развлечения в древних культурах

 

1.1 У истоков системы гостеприимства

 

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами  человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой  культуры народов Древнего мира. В  обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества (1,стр. 6).

Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В начале XX в. был найден столб из черного  камня высотой больше человеческого  роста, на котором клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

С развитием торговли появилась  потребность в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в  те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы — катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой. Даже в период процветания Римской империи купцы, странствующая молодежь, бродячие артисты, паломники могли рассчитывать после трудной дороги только на связку соломы в постоялых дворах и на теплый бок своей лошади, чтобы не замерзнуть (1, стр. 8).

Информация о работе Традиции русского гостеприимства