Задание.
Какие тропы и стилистические фигуры используются
в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы
все глядим в Наполеоны (Пушкин)
– антономасия.
Зима
мягко и сыро лежала
на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй,
борода! А как проехать
отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия
Он
громко рыдающе засмеялся -
оксюморон
Как
обходительна! Добра!
Мила! Проста! –
парцелляция
Дайте
определение стилистических
фигур. Какие стилистические
фигуры вы знаете.
Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно
отступающие в своем построении от различных
норм литературного языка с целью воздействия.
Пример: анафора, эпифора, параллелизм,
градация и т.д.
В
чем заключается
природа словесной
образности? Ответ:
(существуют слова-понятия и слова – образы).
Понятие – общая мысль о предмете, идеи
предмета, его сущность. Слова – образы
– это картина предмета, которая воспринимается
чувствами. Образ и понятие одновременно
противопоставляют и объединяют в себе
два начала: 1) Лес – множество деревьев…
2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное,
образное).
2. Перечислите
изобразительно-выразительные
средства языка и дайте
определение 1-2 понятиям.
Ответ: метафора, эпитет, метонимия,
сравнение, олицетворение, перифраза…
3. Что
такое тропы, назовите
их. Ответ: троп – это оборот речи,
в котором слово или выражение употреблено
в переносном значение. Пример.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
Ф.И. __________________________________
класс _______ дата _____________
Тема:
Анализ изобразительно-выразительных
средств языка на примере
эпизода из рассказа
И.Бунина «Косцы».
В
каждом слове –
бездна образов.
К.
Паустовский
УЭ
– 0 |
Интегрирующая
цель |
|
1. Систематизировать
знания об изобразительно-выразительных
средствах языка.
2. Закрепить навыки и умения анализировать
текст, различать тропы и стилистические
фигуры.
3. Развивать навыки работы с использованием
различных форм контроля. |
УЭ -
1 |
Входной
контроль
Цель: актуализация
знаний по теме «Изобразительно-выразительные
средства русского языка». |
1б
1б
1б
1б
1б
1б
1б
1б
1б |
1.1.В
чем заключается
природа словесной образности? _______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
1.2.
Перечислите изобразительно-выразительные
средства языка
и дайте определения 1-2
понятиям
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
1.3.
Что такое тропы,
назовите их.
_______________________________________________
_______________________________________________
1.4.
Дайте определение
стилистических фигур.
Какие стилистические
фигуры вы знаете.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Задание.
Какие тропы и стилистические фигуры используются
в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы
все глядим в Наполеоны (Пушкин) -………………..
Зима
мягко и сыро лежала
на крышах. (К. Паустовский) - ………………………………………..
Эй,
борода! А как проехать
отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) - ……………………………………………
Он
громко рыдающе засмеялся. -
………………………..
Как
обходительна! Добра!
Мила! Проста! - ………….. |
Работаем 7
минут, контроль по устному
ответу ученика |
|
УЭ-
2 |
Анализ
изобразительно-выразительных
средств русского
языка на примере
эпизода из рассказа
И. Бунина «Косцы»
Цель: совершенствование
навыка анализа текста, умения различать
тропы и стилистические фигуры. |
1б |
2. 1.
Выразительное чтение
текста |
Работаем 2
минуты. Взаимоконтроль |
1б
1б |
2.2.
Тема: _______________________________________________________________
2.3.
Идея:________________________________________________________________ |
Работаем
2
минуты
Устный
контроль |
2.4.
Тропы
В
чем была «дивная
прелесть» и «очарование»
песен косцов. Какие
изобразительно-выразительные
средства помогают передать
это «очарование»? |
|
Звуки |
Чувства
|
Краски |
Запахи |
4б |
«звучность
березового леса» (метафора);
«Это было как
будто и не пение, а именно только
вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей
груди» (сравнение);
«пелись… с
непосредственностью, легкостью несравненной,
естественностью» (эпитеты)
«человек… отзывался
на ту добрую и ласковую … дерзкую
и мощную» (метафора, антитеза)
«чувства.. рассказывали
вздохами, полусловами» ()метафора
«откликающаяся
даль» (метафора)
«глубиной леса»
(метафора) |
«были дети своей
родины» (метафора)
«хорошо, спокойно
и любовно» (эпитет)
«этот наш общий
дом была - Россия» (метафора)
«… ее душа могла
петь так, как пели косцы» (сравнение)
«чувствовалось…
свеж, крепок, так наивен.., полон
песнью» (метафора) |
«предвечернее
время» (эпитет)
«этими облаками
на уже розовеющем западе» (эпитет)
«широкими полукругами
обнажая перед собою поляны» (метафоры) |
«полевой
воздух» (эпитет)
«свежий молодой
лес, полный медвяных трав по пояс, диких
несметных цветов» (метафора) |
|
2.5.
Стилистические фигуры |
Время
выполнения 5 минут
Контроль в парах |
Пример |
Значение |
Анафора
1,2,34,..6 предложения
Параллелизм 1,2,3,4,5,6
предложения
Градация (восходящая)
1,2,3,4,5,6
Полисендитон 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Повтор местоимений
3
Эллипсис 8 предложение
Парцелляция 5 предложение
Периоды, Однородные
члены предложения |
Значительная,
эмоциональная нагрузка, усиливает
выразительность, параллелизм строения.
Резко выделяется
содержание. Идет нарастание содержания.
Нарастание смыслового
и эмоционального значения.
Придает тексту
размеренное, плавное, мелодичное звучание.
Фиксирование
внимание, подчеркивание важнейшей
мысли
Придает динамизм,
интонацию естественного разговора.
Выделение основного,
самого главного. |
УЭ -3 |
Обобщение
Цель: Охарактеризовать
значение выразительно-изобразительных
средств на примере эпизода из
рассказа «Косцы» И.А. Бунина |
|
1б |
Рассказ написан
в 1924г. в Париже. Однако русский язык,
тот самый, который поддерживал «в дни
тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался
при нем и продолжал быть лучшим проявлением
его таланта. Язык Бунина состоит великого
множества соединения красок, света и
звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти
звук – это найти ритм прозы. Ибо проза
обладает такой же внутренней мелодией
как стихи и музыка». |
Время
выполнения 3 минуты.
Контроль по устному
ответу. |
УЭ-
4
1б |
Выходной
контроль
Цель: закрепление
умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные
средства русского языка с целью воздействия
на чувства слушателя или читателя.
Задание: При
помощи выразительно-изобразительных
средств передайте картину сегодняшнего
утра.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________ |
Время
выполнения 3 минуты.
Контроль
в парах |
УЭ-Р |
Резюме
Оцени
себя |
|
|
1). Прелесть ее
была в откликах, в звучности
березового леса. 2) Прелесть ее
была в том, что никак не
была она сама по себе: она была связана
со всем, что видели, чувствовали и мы,
и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть
была в том несознаваемом, но кровном родстве,
которое было между ими и нами – и между
ими, нами и этим хлебородным полем, что
окружало нас, этим полевым воздухом, которым
дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним
временем, этими облаками на уже розовеющем
западе, этим свежим, молодым лесом., полным
медвяных трав по пояс, диких несметных
цветов и ягод, которые они поминутно срывали
и ели, и этой большой дорогой, ее простором
и заповедной далью. 4)
Прелесть была в том, что все мы были дети
своей родины и были все вместе и всем
нам было хорошо, спокойно и любовно без
ясного понимания своих чувств, ибо их
и не надо, не должно понимать, когда они
есть. 5) И еще в том была (уже совсем не
осознаваемая нами тогда) прелесть, что
эта родина, этот наш общий дом была - Россия,
и что только ee; душа могла петь так как
пели косцы в этом откликающемся
на каждый их вздох в березовом лесу. 6)
Прелесть была в том, что это было как будто
и не пение, а именно только вздохи, подъемы
груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то
пелись песни только в России и с той непосредственностью,
с той несравненной легкостью, естественностью,
которая была свойственна только русскому.
8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок,
так наивен в неведении своих сил и талантов
и так полон песнью, что ему нужно только
легонько вздыхать, чтобы отзывался на
весь лес на ту добрую и ласковую, а порой
дерзкую и мощную звучность, которой наполняли
его эти вздохи. 9) Они подвигались, без
малейшего усилия бросая вокруг себя косы,
широкими полукругами обнажая перед собою
поляны, окашивая, подбивая округ пней
и кустов и без малейшего напряжения вздыхая,
каждый по-своему, но в общем выражая одно,
делая по наитию нечто единое, совершенно
цельное, необыкновенно прекрасное. 10)
И прекрасны совершенно особой, чисто
русской красотой были те чувства, что
рассказывали они своими вздохами и полусловами
вместе с откликающейся далью, глубиной
леса.
Анафора 1,2,34,..6 предложения
Параллелизм 1,2,3,4,5,6
предложения
Градация (восходящая)
1,2,3,4,5,6
Полисендитон 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Повтор местоимений
3
Эллипсис 8 предложение
Парцелляция 5 предложение
Периоды, Однородные
члены предложения
Звуки |
Чувства
|
Краски |
«звучность
березового леса» (метафора);
«Это было как
будто и не пение, а именно только
вздохи, подъемы молодой, здоровой,
певучей груди» (сравнение);
«пелись… с
непосредственностью, легкостью несравненной,
естественностью» (эпитеты)
«человек… отзывался
на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную»
(метафора, антитеза)
«чувства.. рассказывали
вздохами, полусловами» ()метафора
«откликающаяся
даль» (метафора)
«глубиной леса»
(метафора) |
«были дети своей
родины» (метафора)
«хорошо, спокойно
и любовно» (эпитет)
«этот наш общий
дом была - Россия» (метафора)
«… ее душа могла
петь так, как пели косцы» (сравнение)
«чувствовалось…
свеж, крепок, так наивен.., полон
песнью» (метафора) |
«предвечернее
время» (эпитет)
«этими облаками
на уже розовеющем западе» (эпитет)
«широкими полукругами
обнажая перед собою поляны» (метафоры) |
|