Казахские
традиции
Современный Казахстан переживает период национального
возрождения
и возрождение национальной государственности.
Ранее
имело место сознательное изживание
и уничтожение традиций на протяжении
всего двадцатого века. За семидесятилетний
советский период в Казахстане боролись
с традициями как с «пережитками прошлого».
Известные
традиции
Существует
множество традиций в Казахстане причем многие из них
характерны не для всего Казахстана, а
только для его части.
Семейные
отношения
В казахской
юрте
- Уважение
к старшим.
- Принцип «жеты
ата»(«семи колен») — институт родственных
связей
- Казах считал
своим «немере»(внуком) только того, кто
рождался от сына.
- Тот ребенок
дочери назывался «жиеном» (племянником).
- Было выражение —
«жиен ел болмас» (племянника не считай
своим)!
- Рожденного
от «немере» (прямого внука) называли «шобере»
(правнук),
- Рожденного
от «шобере» (правнук) называли — «шошпеком»
(праправнуком, что означает крохотный,
маленький).
- Сына «шошпека»
(праправнука) было принято называть «не
мене»(непонятный)
- потомство
«не мене» (непонятный) называлось «туажатом»
(рожденный быть чужим).
- бесике салу —
укладка новорожденного в люльку
- тусау кесу —
первые шаги ребенка
- В юрту, где
ребенок делал свой первый шаг, звали самого
старого и уважаемого человека в ауле,
чтобы он разрезал ножом специальные веревки,
опутывающие ножки ребенка.
- Атка отыргызу —
это посадка на лошадь с передачей в руки
плетки и копья
- Создания
родовых кладбищ — кладбища, захоронения
на которых производится по родовой, жузовой
принадлежности.[7]
Обряд
обрезания
- Обряд обрезания
- проводится
в 5-7-лет
- в «юрте»
- «муллой»
- после щедро
вознаграждается родителями ребенка
- потом родители
должны сделать «той» (праздник).
- Гости должны
делать подарки ребенку и родителям.
Брак
- Брак
- «Адат» —
Брак между родственниками запрещался
до седьмого колена
- Поэтому каждый
казах должен был знать свою родословную
хотя бы до седьмого предка
- Девушек выдавали
замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 —
15 лет.
- считается,
что ранние браки способствуют удержанию
молодежи от непристойных поступков
- Юноша просил
согласия у любимой девушки стать его
женой не сам, а через жену старшего брата.
- законы степей
не допускали открытых встреч жениха и
невесты
- часто невеста
не знала своего суженого, но их родители
были в дружбе.
- Сваты жениха
являются в дом девушки с подарками и сладостями.
- Родственники
юноши везли кольцо, два платка и два отреза
на платье.
- В доме невесты
резали барана и готовили из него сорпу.
- Родственница
жениха надевала на безымянный палец невесты
кольцо.
- За смотрины
будущей невесты, с гостей брали выкуп.
- Обручение —
особый день после которого никакая из
сторон не имеет права расстроить помолвку.
- вечером в
комнату, где сидят гости, вводили невесту
в сопровождении снохи
- Сноха жениха
надевала на невесту кольцо, ожерелье
и серьги
- Певец играет
на «сазе» или «домбре» поет обрядовые
песни «той бастар».
- Танцуют только
родственники жениха
- День свадьбы
назначают Аксакалы аула
- В ночь перед
свадьбой у невесты собираются подружки
и остаются до утра.
- Утром для
соседей накрывали столы во дворе.
- Родственники
жениха и невесты танцуют и ждут главное
угощение — «бесбармак».
- Невесту вводили
во двор дома под пение.
- Впереди должен
был идти один из родственников невесты.
- Именно родной
брат невесты обвязывал пояс сестры платком,
чтобы она была верной и послушной женой
своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
- Невесте давали
проститься с родителями и увозили.
- Невеста всё
время праздника должна была находится
в отдельной комнате вместе со снохой,
до самой брачной ночи.
- Только на
следующее утро невесту с прикрытым лицом
выводили в главную комнату.
- Лицо новобрачной
открывали и требовали склонить голову
в знак уважения.
- «Бет ашар» —
особая песня исполняемая хором предназначена
для данной ситуации.
- Снохи держа
молодую за руки выводили её во двор, где
ее с песнями встречал жених с друзьями.
Гостеприимство
- Гостеприимство[
- Особая традиция
заготавливать мяса, желательно конины
называлась — «согым».
- проводится
с началом первых зимних холодов
- одной из
особенностей данной закотовки является
поедание с родственниками и друзьями.
- разные части
лошади подавались в разные дни и имели
различное ценностное и ритуальное значение
- Приглашение
на «согым» требует обязательного ответного
приглашения[9]
- Некоторые
бедные семьи разово закупают конину на
базаре, приглашают гостей, а затем в течение
длительного времени ходят поочередно
ко всем приглашенным.[10]
Национальные
виды спорта
- Байга — скачка на расстояние
10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно
равен половине километра. Обычно равнялось
дистанции, с которой можно было докричаться
до другого человека и позвать его: «шакыру» —
«звать».)
- Аламан-байга — скачки на длинные
дистанции (40 шакырым)
- Жорга-жарыс — скачки иноходцев
- Кыз
куу (погоня
за девушкой) — догонялки на лошадях между
девушкой и парнем
- Кокпар — козлодрание (борьба
конников за тушу козла)
- Тенге
алу — подними
монету на скаку и прочая джигитовка
- Саис — борьба сидя на лошадях
- Казакша
курес — национальная
казахская борьба
- Тогыз
кумалак —
девять шариков (настольная игра)
- Асык [15] — игра бараньими коленными
косточками на площадке (аналогичная игре
в бабки) [16].
- Жамбы
ату — стрельба
по высоко подвешенной мишени «жамбы»
верхом на быстро скачущей лошади.
- Тартыспак — командная верховая
игра на стаскивание с лошадей.