Проблемы категоризации средств размещения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является весьма перспективной областью в плане получения дополнительных доходов и увеличения притока денежных средств в страну. Однако туристская отрасль в России недостаточно развита. На рынке действует множество мелких фирм, большинство из которых занимается лишь реализацией турпродукта. Правда, примерно с 2004 г. на российском туристском рынке начали появляться крупные иностранные туроператоры, а также сети турагентств, например “Куда.Ру”, реализующих стандартизованные туры высокого качества, что говорит о развитии российского туристского рынка.

Оглавление

Введение
1. Класcификация и категоризация гостиничных предприятий в РФ
1.1 Законодательные нормы регулирования и порядок присвоения категорий.
1.2 Особенности системы классификации гостиничных предприятий в России и особенности тенденции.
1.3 Классификации и категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения в отечественной практике.
2. Проблемы категоризации средств размещения в РФ.
2.1 Проблемы категоризации гостиничных предприятий в РФ и три их решения.
2.2 Внедрение обязательной категоризации гостиничных предприятий в России на примере города Сочи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Material_3_3_Osobennosti_klassifikatsii_gostini.docx

— 132.31 Кб (Скачать)

Согласно ППГУ Исполнитель обязан довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.

Исполнитель обязан обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, которым такие льготы предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.

Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.

В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.

В ГОСТе «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» закреплены основные требования к средствам размещения, услугам средств размещения и безопасности.

Так, все средства размещения должны иметь:

- освещение в жилых и общественных  помещениях – естественное и  искусственное, в коридорах –  круглосуточно естественное или  искусственное по СНиП 23-05;

- холодное и горячее водоснабжение  и канализацию по СНиП 2.04.01, СНиП 3.05.04 и СНиП 3.05.01. В районах с  перебоями в водоснабжении необходимо  обеспечить: минимальный запас воды  не менее чем на сутки и  подогрев воды;

- отопление, поддерживающее температуру  воздуха в жилых помещениях  не ниже 18,5ºС;

- вентиляцию (естественную или  принудительную), обеспечивающую циркуляцию  воздуха и исключающую проникновение  посторонних запахов в жилые  помещения (СНиП 2.04.05);

- телефонную связь;

- при необходимости пассажирский  лифт (СНиП 2.08.02).

Туристам, проживающим в коллективных средствах размещения, должен быть предоставлен минимальный ассортимент услуг:

- круглосуточный приём;

- услуги общественного питания (ГОСТ Р 50764) или условия для  самостоятельного приготовления  пищи (пункт 5.11);

- ежедневная уборка жилой комнаты  и санузла;

- смена постельного белья –  не менее одного раза в неделю, смена полотенец – не менее  одного раза в три дня;

- отправка, получение и доставка  писем, телеграмм;

- хранение ценностей, багажа;

- медицинская помощь.

Данные требования являются общими и обязательными для всех средств размещения.

 

 

1.2 Особенности системы классификации гостиничных предприятий в России и особенности тенденции.

 

Международные гостиничные правила были впервые опубликованы Международной гостиничной ассоциацией 60 лет назад. После этого они несколько раз пересматривались. Однако, с учетом развития международного туризма, за последние 20 лет стало необходимым сформулировать их заново. Ниже мы приводим одну из последних редакций, одобренных Советом Международной Гостиничной Ассоциацией.

Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.

В настоящее время единой, принятой во всем мире системы категоризации средств размещения не существует. По оценкам специалистов, насчитывается около 30 систем классификации отелей, которые либо устанавливаются законодательно, то есть на уровне государства, либо используются отдельными гостиничными цепями для своих подразделений, либо являются итогом деятельности негосударственных общественных организаций.

Наиболее распространенными в мире системами категоризации средств размещения являются следующие:

- система «звезд» (от 1 до 5), которую  еще называют «европейской» или  «французской», применяемой во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России, Украине и др.;

- система букв, которая параллельно  со звездной, используется в Греции (Deluxe = 5 звездам, далее в порядке  убывания – A, B, C);

- система «корон», «ключей» и  «лун», которая была характерна  для Великобритании (сейчас в  этой стране осуществляется постепенный  переход на звездную классификацию);

- система баллов – от 100 баллов  до 290 баллов – так называемая  «индийская» система, которая применяется  обычно в странах Азии и  Африки;

- система разрядов (Израиль);

- система «алмазов» (существующая  в США наравне со звездами) и т.п.

В целом, создать единые для всех нормы, по которым можно классифицировать средства размещения, очень трудно, а контролировать их соблюдение практически невозможно. Системы классификации отличаются друг от друга не только символикой, количеством категорий, но и стандартами обслуживания.

Подобные расхождения возникают в связи с различными культурно-историческими, социально-экономическими и юридическими особенностями государств, их климатическими условиями, зависят от менталитета местного населения, то есть от его национальных традиций, обычаев и привычек. Это связано с тем, что основными клиентами отелей являются отечественные туристы, которые в 70-90% обеспечивают загрузку средств размещения в течение года. Внутренние туристы фактически и определяют требования относительно гостиничной базы и уровня сервиса.

Многочисленные попытки Всемирной туристической организации (UNWTO) и других международных ассоциаций в сфере гостиничного бизнеса внедрить единую классификацию отелей для того, чтобы она была понятна любому иностранному туристу, закончились безуспешно. Тем не менее, специалисты UNWTO рекомендуют использовать именно звездочную классификацию отелей, исходя из размера номеров, их планировки, удобств и оснащения, наличия вспомогательных помещений, оборудования для проведения досуга гостей и работы деловых туристов, наличия дополнительных видов оказываемых услуг и т.п.

Звездочная классификация гостиничных предприятий считается одной из самых удачных, но и она не является универсальной, потому что средства размещения разных стран имеют много отличий как в количестве устанавливаемых звезд, так и в условиях присвоения определенной категории.

В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 02.03.1979 года № 154. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей – на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.

В 1994 году в России были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделялись на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели – на четыре категории – с присвоением от 1-ой до 4-х звезд. Принятые в России согласно государственному стандарту требования «классности», в целом соответствовали действующим мировым стандартам.

До середины 2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ и имеющие право по просьбе администрации или владельцев отелей проводить сертификацию гостиниц.

В начале 2003 года Государственная Дума РФ по предложению Министерства экономического развития РФ внесла поправки в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в части утверждения единой системы сертификации. При определении новых критериев многое было взято из французской системы, которая предусматривает строгое ранжирование услуг в зависимости от категории отеля.

21 июня 2003 года Приказом  Министерства экономического развития  и торговли Российской Федерации  № 197 утверждено «Положение о  государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», в соответствии с которым все средства размещения стали классифицироваться по пяти категориям: высшая категория – пять звезд, низшая – одна звезда.

Необходимо отметить, что до 2003 года единая система гостиничной классификации отсутствовала как таковая в России, и многие организации, которые не могли получить желаемые звезды в одном месте, прибегали к услугам другого органа сертификации. Естественно, что от всей этой суматохи и неразберихи страдал, прежде всего, непосредственно потребитель гостиничных услуг, который просто не мог получить те услуги, которые должны были соответствовать заявленной категории.

Таким образом, была начата работа по классификации и стандартизации гостиниц и других средств размещения по единой государственной системе, однако этот процесс был вскоре приостановлен в результате административной реформы.

В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется классификация российских гостиниц, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 года № 1004-р и приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».

Документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда".

Основными целями Системы являются:

    • обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;
    • гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;
    • дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;
    • оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;
    • обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;
    • повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;
    • содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения [2].

Государственная система классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых категорий.

Основные типы средств размещения:

- гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров более 50;

- гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров менее 50;

- дома отдыха, пансионаты  и аналогичные средств размещения.

Категории: пять звезд, четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.

Устанавливаются следующие категории номеров средства размещения:

- высшая: сюит, апартамент, люкс  и студия;

- первая, вторая, третья, четвертая  и пятая категории.

Система классификации гостиниц и других средств размещения соответствует международной системе стандартов, и одобрена Всемирной Туристической Организацией. Система добровольна и носит абсолютно открытый характер. Информация обо всех гостиницах, прошедших аттестацию, размещается в Интернете на сайте Федерального агентства по туризму РФ. Кроме того, гостиница, прошедшая сертификацию, вносится во все справочники Ростуризма, которые распространяются как на выставках, так и за рубежом.

 

1.3 Классификации и категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения в отечественной практике. 

 

Гостиничная индустрия представлена множеством разнообразных предприятий, определяемых как средства размещения.

В связи с многообразием видов средств размещения возникает проблема их классификации, которая усложняется не всегда явными различиями между предприятиями размещения, а также национальной спецификой и субъективизмом владельцев, создающих для своей собственности дополнительные определения, усложняя тем самым создание единой классификации. Исходя из того, что гостиничная индустрия состоит из самых различных сегментов, многие средства размещения не попадают ни в один конкретный класс, а некоторые, наоборот, могут соответствовать нескольким классам. Виды средств размещения можно классифицировать по различным признакам.

  1. По размеру: малые (до 150 номеров); средние (от 150 до 299 номеров); большие (от 300 до 600 номеров); мега-отели (более 600 номеров).
  2. По типу гостиничного продукта: гостиницы; мотели; сюит-отели; резидентные гостиницы (для постоянного проживания); гостиницы «В&В» (завтрак и постель); таймшер-гостиницы и кондоминиум-отели; гостиницы с казино.
  3. По ценам (на примере классификации, принятой в США): 
    бюджетные (25-35 долл.); экономичные (35-55 долл.); средние (55-95 долл.); первоклассные (95-195 долл.); апартаментные (65-125 долл.); фешенебельные (125-425 долл.).
  4. По целевым рынкам: бизнес-гостиницы; курортные гостиницы; конгресс-центры; конгресс-гостиницы; молодежные гостиницы; туристские кемпинги.
  5. По специализации: лечебные гостиницы; лагеря труда и отдыха. 
  6. По условиям использования: таймшер; кондоминиум; для длительного проживания; для проведения конференций.
  7. По форме собственности: государственные; муниципальные; акционерные; ведомственные; общественных объединений (организаций); совместные предприятия; частные предприятия.
  8. По месторасположению: городские; курортные (в курортной местности); гостиницы при аэропортах (транзитные); придорожные (на автодороге); альпотели; общественные средства транспорта; ботели, флотели; бастаи.

Информация о работе Проблемы категоризации средств размещения в РФ