РФ и проблемы вхождения в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания ВТО…………………….……4
Структура ВТО…………………………………….……...4
История создания ВТО…………………………….……..7
Основные соглашения и принципы……………….……..8
Преимущества торговой системы……………………….11
Выгоды ВТО для потребителя……………………….…..11
Выгоды ВТО для страны………………………………...12
Политические выгоды……………………………………14
Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами…15

Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….18
2.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…..28
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

РФ и проблемы вхождения в ВТО.docx

— 53.60 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

      Введение………………………………………………………….……..3

      Глава 1. ВТО

             1.1. Структура и история создания  ВТО…………………….……4

      1. Структура ВТО…………………………………….……...4
      2. История создания ВТО…………………………….……..7
      3. Основные соглашения и принципы……………….……..8
    1. Преимущества торговой системы……………………….11
      1. Выгоды ВТО для потребителя……………………….…..11
      2. Выгоды ВТО для страны………………………………...12
      3. Политические выгоды……………………………………14
      4. Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами…15
 

      Глава 2. Россия и ВТО

      2.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….18

      2.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………19

      2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..21

      2.4. Современный этап переговоров  о вступлении России в ВТО…..28 

      Заключение  ……………………………………………………………..31

      Список  использованной литературы………………………………….34

      Введение 

      При всем своем масштабном потенциале современная  российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и  услуг. Того же требуют проводимые в  стране рыночные преобразования. В  свою очередь, правила игры на мировом  рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота  мировой торговли.

      В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор  российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО  создают для него принципиально  новую организационно-правовую среду  функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

      Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без  ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов  российского бизнеса.

      Глава 1. ВТО

             1.1.Структура и  история создания  ВТО

           1.1.1.Структура ВТО 

      ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц [2].

      Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний  день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

      Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. 

        Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция,  которая собирается как минимум  один раз в два года. Первая  конференция в Сингапуре в  декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар) [2].

      В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

      Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

      Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

      Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

      Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

      Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.

      Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати.  

 

    1.1.2. История создания  ВТО 

      Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем  Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), заключенного сразу  после Второй мировой войны.

      В 1998 году в Женеве отмечался золотой  юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через  механизм сдерживания односторонних  действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность  в качестве правовой основы многостороннего  товарообмена. Годы после Второй мировой  войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года [7].

      Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН[3]. 
 
 
 
 

    1.1.3. Основные соглашения  и принципы 

      Страны-члены  ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие  же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

      Основные  правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

      Товары

      Ключевые  принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для  проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики [10].

      ГАТТ  в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО  по торговле товарами. Его дополняют  соглашения, касающиеся специфических  секторов, таких как сельское хозяйство  и текстиль, а также отдельных  тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых  против демпинга.

      Два фундаментальных принципа ГАТТ –  это недискриминация и обеспечение доступа на рынок [3].

      Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

      Доступ  на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также  путем отмены количественных ограничений  импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным  средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью  в вопросах торговых режимов стран-участниц.

      Услуги 

      Принципы  более свободного экспорта и импорта  услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление  услуг за рубежом, коммерческое присутствие  или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в  силу специфики торговли услугами режим  наибольшего благоприятствования  и национальный режим применяются  здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения  о ней принимаются в ходе переговоров.

      Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в  которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени  они готовы открыть для иностранной  конкуренции.  

      Интеллектуальная  собственность 

      Соглашение  ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой  свод правил по торговле и инвестициям  в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как  интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Информация о работе РФ и проблемы вхождения в ВТО