Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания ВТО…………………….……4
Структура ВТО…………………………………….……...4
История создания ВТО…………………………….……..7
Основные соглашения и принципы……………….……..8
Преимущества торговой системы……………………….11
Выгоды ВТО для потребителя……………………….…..11
Выгоды ВТО для страны………………………………...12
Политические выгоды……………………………………14
Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами…15
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….18
2.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…..28
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………
Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.
Ускорение
процессов самоорганизации
Неоднородность развития российских регионов
Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства [18].
Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.
Региональные торговые соглашения
Еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Несмотря
на то, что экономика России по своим
масштабам несопоставима с
Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.
Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.
В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.
От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.
В
случае присоединения России к ВТО
вся система отмеченных выше факторов
подвергнется значительным корректировкам
в первую очередь потому, что двусторонние
соглашения, являющиеся организационно-правовым
механизмом согласования интересов
и принятия решений в СНГ, не только
не позволят скоординировать позиции
стран СНГ, но и не признаются ВТО
в качестве основы преференциальных
торговых отношений. Одним из первых
кризисных последствий может
стать резкое понижение
2.4.
Современный этап
переговоров о
вступлении России
в ВТО
Координация
процесса присоединения возложена
на Комиссию Правительства Российской
Федерации по вопросам ВТО, которую
возглавляет заместитель
В
марте 2003 г. прошло 13-ое заседание Комиссии
по ВТО, где были рассмотрены вопросы
о состоянии и основных задачах
по продвижению переговорного
22
июля 2003 г. состоялось заседание
Правительства Российской
Ключевым элементом внутренней работы является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С
2000 года в Государственной думе при
Комитете по экономической политике
и предпринимательству работает
Экспертный совет по законодательству
во внешней торговле и иностранным
инвестициям с целью выяснения
мнений органов, общественных организаций,
научных и деловых кругов в
этой сфере с учетом требований ВТО,
а также координации
Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного кодекса, проекты новых законов “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к законам по производству и обороту алкоголя, а также ряду других проблем.
Проводится
экспертиза регионального законодательства
и ведомственных актов на предмет
их соответствия нормам ВТО, разрабатываются
новые международные
В
2000-2003 гг. Минэкономразвития провел
около 500 встреч по обсуждению российской
позиции на переговорах с различными
союзами экспортеров, импортеров и
объединениями
В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.
За
последние два года при участии
научных и деловых кругов подготовлено
более десяти коллективных исследований,
посвященных оценке социально-экономических
последствий присоединения
В
результате интенсификации переговорного
процесса в 2003 г. Российская делегация
вышла на завершающую стадию присоединения.
Необходимо подчеркнуть, что Россия
не готова присоединиться к ВТО на
любых условиях. Потенциальные обязательства
по всем параметрам присоединения (тарифы,
обязательства в области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строительство Большой Европы - единой и свободной, - несомненно, является одним из самых амбициозных проектов XXI века. От того, как он будет реализован, непосредственно зависит не только будущая архитектура европейского пространства, но и формирование нового мирового порядка.
В рамках этого проекта особое место занимают отношения между Россией и Европейским Союзом.
Россия является самостоятельным игроком на международной арене, имеющим свои геополитические интересы. Наделенная в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН особой ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, наша страна проводит открытую, предсказуемую, многовекторную внешнюю политику, направленную на укрепление многостороннего сотрудничества в решении мировых проблем на основе уважения всеми Устава ООН и международного права. В рамках этой политики европейское направление является одним из наших приоритетов.
В
свою очередь, Европейский союз, который
достиг высокой степени интеграции
в политической и экономической
областях, представляет собой один
из самых влиятельных центров
мировой политики. Россия заинтересована
в том, чтобы процессы расширения
и конституционных реформ ЕС прошли
без издержек и завершились консолидацией
Союза и укреплением его
В
силу объективных причин исторического,
географического, военно-политического,
экономического, культурного и духовного
характера государства-члены ЕС
и Россия, избавившись от барьеров
"холодной войны", открыли для
себя новую перспективу, ориентированную
на развитие равноправного взаимовыгодного
сотрудничества. Соответствующее соглашение
о партнерстве и
С того времени Россия и ЕС прошли большой путь. Он не был простым и гладким. Иначе и быть не могло. Давали и еще порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Непросто идет притирка экономических механизмов сотрудничества. Сказываются трудности внутреннего развития в России и ЕС. Наконец, происходит столкновение реальных экономических интересов.
Все эти проблемы во многом являются естественным следствием движения наших государств и обществ навстречу друг другу. В то же время мы не закрываем глаза на эти проблемы и с большим или меньшим успехом стремимся находить взаимоприемлемые решения.