РФ и проблемы вхождения в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания ВТО…………………….……4
Структура ВТО…………………………………….……...4
История создания ВТО…………………………….……..7
Основные соглашения и принципы……………….……..8
Преимущества торговой системы……………………….11
Выгоды ВТО для потребителя……………………….…..11
Выгоды ВТО для страны………………………………...12
Политические выгоды……………………………………14
Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами…15

Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….18
2.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…..28
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

РФ и проблемы вхождения в ВТО.docx

— 53.60 Кб (Скачать)

      Другим  эффективным механизмом защиты рынка  являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые  расследования, расследования о  применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических  барьеров являются, например, введенные  Европейским Союзом ограничения  на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

      Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной  защиты экономики после присоединения  к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка  соответствующих товаров, могут  и должны выступать по нормам ВТО  в качестве инициаторов антидемпинговых  и иных защитных мер по отношению  к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

      Неоднородность  развития российских регионов

      Присоединение России к ВТО может, с одной  стороны, существенно обострить  диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации  региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства [18].

      Таким образом, присоединение России к  ВТО может привести к существенному  сокращению налоговой базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

      Региональные  торговые соглашения

      Еще один аспект присоединения России к  ВТО, о котором говорят мало и  вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может  оказаться более серьезным, чем  прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в  рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем  всей экономической интеграции на постсоветском  пространстве.

      Несмотря  на то, что экономика России по своим  масштабам несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для  развития российской экономики в  долгосрочной перспективе. Такая зависимость  прослеживается по нескольким направлениям [18].  

      Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте  отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан  и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

      Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует  экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

      В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в  ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

      От  кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность  российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые  рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая  продукция и др.

      В случае присоединения России к ВТО  вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов  и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции  стран СНГ, но и не признаются ВТО  в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может  стать резкое понижение конкурентоспособности  товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.  

      2.4. Современный этап  переговоров о  вступлении России  в ВТО 

      Координация процесса присоединения возложена  на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую  возглавляет заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. В  ее состав входят представители всех ветвей государственной власти и  общественных организаций. Руководителем  Российской правительственной делегации  на переговорах по присоединению  к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков.

      В марте 2003 г. прошло 13-ое заседание Комиссии по ВТО, где были рассмотрены вопросы  о состоянии и основных задачах  по продвижению переговорного процесса, приняты решения о продолжении  работы по приведению российского законодательства и ведомственных нормативных  актов в соответствие с нормами  и правилами ВТО. Также проблемы присоединения были рассмотрены  Советом Безопасности. 16 июля проведена  Коллегия Министерства по итогам переговорного  процесса по присоединению к ВТО.

      22 июля 2003 г. состоялось заседание  Правительства Российской Федерации,  посвященное рассмотрению вопроса  “О результатах очередного раунда  переговоров по присоединению  России к ВТО и перспективах  переговорного процесса”. С конца  июля Рабочая группа Государственного  Совета Российской Федерации  по вопросу присоединения России  к ВТО ведет подготовку Доклада  с участием регионов для его  рассмотрения на заседании Госсовета. 

      Ключевым  элементом внутренней работы является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и  правилами ВТО.

      С 2000 года в Государственной думе при  Комитете по экономической политике и предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным  инвестициям с целью выяснения  мнений органов, общественных организаций, научных и деловых кругов в  этой сфере с учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО.

      Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий  по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами  и правилами ВТО, предусматривающий  разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной  правовой базы положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного кодекса, проекты новых законов “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к законам по производству и обороту алкоголя, а также ряду других проблем.

      Проводится  экспертиза регионального законодательства и ведомственных актов на предмет  их соответствия нормам ВТО, разрабатываются  новые международные соглашения, регулирующие вопросы, вытекающие из присоединения  России к ВТО.

      В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и  объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями  деловых кругов, представителями  научных и общественных организаций.

      В итоге только за 2002-2003 гг. проведено  свыше 90 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и  более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития  при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций  и законодательных органов.

      За  последние два года при участии  научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических  последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее  время готовятся рекомендации для  Правительства Российской Федерации  по минимизации возможных негативных последствий присоединения и  совершенствованию взаимодействия с ВТО с целью наиболее эффективного использования преимуществ членства в этой организации.

      В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003 г. Российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения. Необходимо подчеркнуть, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства  по всем параметрам присоединения (тарифы, обязательства в области сельского  хозяйства, доступ на рынок услуг, системные  вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике и перспективах ее развития, обеспечивать необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды. Основные направления подготовки к  присоединению к ВТО объективно совпадают с проводимыми в  стране реформами, что предусмотрено  среднесрочной Программой социально-экономического развития России на 2003-2005 годы.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Строительство Большой Европы - единой и свободной, - несомненно, является одним из самых  амбициозных проектов XXI века. От того, как он будет реализован, непосредственно зависит не только будущая архитектура европейского пространства, но и формирование нового мирового порядка.

      В рамках этого проекта особое место  занимают отношения между Россией  и Европейским Союзом.

      Россия  является самостоятельным игроком  на международной арене, имеющим  свои геополитические интересы. Наделенная в качестве постоянного члена  Совета Безопасности ООН особой ответственностью за поддержание международного мира и безопасности, наша страна проводит открытую, предсказуемую, многовекторную внешнюю политику, направленную на укрепление многостороннего сотрудничества в решении мировых проблем на основе уважения всеми Устава ООН и международного права. В рамках этой политики европейское направление является одним из наших приоритетов.

      В свою очередь, Европейский союз, который  достиг высокой степени интеграции в политической и экономической  областях, представляет собой один из самых влиятельных центров  мировой политики. Россия заинтересована в том, чтобы процессы расширения и конституционных реформ ЕС прошли без издержек и завершились консолидацией  Союза и укреплением его позиций  на международной арене.

      В силу объективных причин исторического, географического, военно-политического, экономического, культурного и духовного  характера государства-члены ЕС и Россия, избавившись от барьеров "холодной войны", открыли для  себя новую перспективу, ориентированную  на развитие равноправного взаимовыгодного  сотрудничества. Соответствующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве, фиксирующее это обоюдное понимание  и политическую волю, было подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу в 1997 году.

      С того времени Россия и ЕС прошли большой путь. Он не был простым  и гладким. Иначе и быть не могло. Давали и еще порой дают о себе знать стереотипы прошлого. Непросто идет притирка экономических механизмов сотрудничества. Сказываются трудности внутреннего развития в России и ЕС. Наконец, происходит столкновение реальных экономических интересов.

      Все эти проблемы во многом являются естественным следствием движения наших государств и обществ навстречу друг другу. В то же время мы не закрываем  глаза на эти проблемы и с большим  или меньшим успехом стремимся  находить взаимоприемлемые решения.

Информация о работе РФ и проблемы вхождения в ВТО