Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:30, доклад
Согласно отчету рабочей группы, средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011 г.). По словам представителя России на переговорах с ВТО Максима Медведкова, тарифы понизятся до уровней середины 2007 г., т.е. Россия снизит «антикризисные пошлины». Судя по отчету, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых составит семь и восемь лет соответственно.
Рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и 10 ноября опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующий шаг – формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации (пройдет 15-17 декабря), после чего потребуется ратификация пакта документов Россией до 15 июня 2012 г.
Согласно отчету рабочей группы, средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011 г.). По словам представителя России на переговорах с ВТО Максима Медведкова, тарифы понизятся до уровней середины 2007 г., т.е. Россия снизит «антикризисные пошлины». Судя по отчету, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых составит семь и восемь лет соответственно.
Вступление России
в ВТО будет способствовать развитию
конкуренции и снизит стоимость
импортируемых товаров, что в
итоге окажется выгодным для российского
потребителя и может
По оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2.8% в краткосрочной перспективе, 3.3% – в среднесрочной и 11% – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 п.п. в год в течение следующих 7 лет.
Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт. Оба этих фактора должны быть позитивными для оценки инвесторами российского фондового рынка. Последствия вступления для отдельных секторов анализируются ниже.
Нефтегазовая промышленность
Не ожидается существенного влияния или серьезных последствий от вступления России в ВТО для отечественных нефтяных компаний. Однако вступление России в ВТО может благоприятно отразиться на показателях Газпрома, ускорив процесс повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами. Кроме того, требованием ВТО является предоставление равных условий доступа к экспорту газа; тем не менее, данный вопрос, скорее всего, останется в поле регулирования российского законодательства.
Сталелитейная промышленность
Экспорт из России
Главным следствием
станет режим наибольшего
Импорт в Россию
Другой стороной нахождения в ВТО является аналогичное открытие российского рынка, правда, только в части продукции с высокой добавленной стоимостью (например, сталь с полимерным покрытием). Кроме того, возможно определенное влияние на характер промышленного потребления. Следует отметить, что национальный режим будет запрещать дискриминацию иностранных производителей относительно российских металлургических предприятий. В частности, это может касаться реализации ряда крупных инфраструктурных проектов в России, однако считают, что возможность дискриминации иностранных компаний при реализации данных проектов объективно ограничена отсутствием экономически оправданной конкуренции со стороны зарубежных производителей на российском рынке.
Отечественные металлургические компании в любом случае получают доступ (через государственные структуры) в Комиссию по урегулированию споров ВТО, что позволяет обеспечить справедливое обращение при рассмотрении международных торговых споров.
Базовые металлы
Экспортные пошлины
на базовые металлы будут
Трубная промышленность
В отношении импортных пошлин для трубной промышленности подробные цифры пока не были представлены. Возможная отмена антикризисной тарифной поддержки российских компаний сектора высвечивает следующие риски для отрасли. Во-первых, с введением общего режима средние импортные пошлины могут снизиться в июле 2012 г. с нынешних 15-20% до 5-10% (такие ставки действовали в 2007 г.) Во-вторых, Украина может добиться проверки российских антидемпинговых пошлин (это особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в ст. 9 Закона РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. Применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если их ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в РФ. ) (18.9-19.9% для украинских труб, поставляемых сверх беспошлинной квоты в размере 300 тыс. т).
Автомобилестроение
Условия принятия России в состав ВТО предполагают, что после завершения процесса снижения тарифов средний размер ввозных пошлин на автомобили составит 12% против нынешних 15.5%. Для отрасли также предусмотрен 7-летний переходный период. Объявленное снижение отражает средний масштаб сокращения пошлин по всем сегментам автомобилестроительной промышленности, что не исключает большую защищенность некоторых сегментов. Судя по предыдущим официальным заявлениям, вступление в ВТО существенно не отразится на ситуации в российском автомобилестроительном секторе в среднесрочной перспективе. Многие из деталей достигнутого соглашения до сих пор не раскрывались, но полагают, что сразу после вступления пошлины на ввоз новых автомобилей будут понижены с нынешних 30% до 25%, а затем начнется период постепенного дальнейшего снижения примерно до 15%. Наиболее заметным эффект может оказаться в сегменте производства грузовиков, где значительнее всего снижаются импортные пошлины – с 25% до 15%. Такая ставка должна оказаться достаточной, чтобы вступление в ВТО не привело к резкому сокращению доли рынка российских производителей грузовиков (при прочих равных условиях), однако вполне вероятно понижательное давление на рентабельность.
Сельское хозяйство
Правительству
в целом удалось сохранить
основные меры защиты отечественного
производителя. Договоренности по всем
ключевым пунктам были достигнуты ранее,
за исключением нескольких спорных
аспектов. Один из таких вопросов касается
тарифных квот на свинину: согласно итоговому
соглашению, действие квоты продлится
до 2020 г. При этом ввозная таможенная
пошлина на свинину в пределах
и за пределами квоты снижена
с 15% до 0% и с 75% до 65% соответственно.
Это, на наш взгляд, не станет проблемой
для отечественных
Банки
Зарубежные банки, которые были заинтересованы в присутствии на российском рынке, на сегодняшний день уже открыли здесь свои подразделения, и при нынешнем уровне конкуренции выход на рынок новых игроков затруднителен. В свою очередь проблемы в мировой финансовой системе (особенно в Европе) и новые нормативы, установленные для банков в странах еврозоны, также препятствуют появлению новых игроков в среднесрочной перспективе. Тем не менее, как полагают, интерес зарубежных инвесторов к российским активам сохранится, а повышение допустимого предела иностранного участия в капитале российских банков до уровня, значительно превышающего нынешние 20-24%, привлечет в сектор еще большее число инвесторов. Исключение приватизационных сделок из схемы расчета доли участия дополнительно укрепит интерес инвесторов в свете предстоящей приватизации Сбербанка и ВТБ. Косвенно принятие в ВТО должно способствовать внедрению в России наиболее современных стандартов отчетности и контроля, следовательно, и повышению прозрачности банковского сектора.
Телекоммуникации
На ситуации
в секторе связи вступление в
ВТО вряд ли отразится существенно,
поскольку иностранным
Аэрофлот
С точки зрения Аэрофлота вступление России в ВТО может иметь умерено негативные последствия (прежде всего, в связи с предстоящей отменой платежей за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией Сибири). Аэрофлот исторически является одним из ключевых получателей данного потока средств. По данным газеты «Ведомости», в 2010 г. полученная компанией сумма составила USD 117 млн, или 17% EBITDA. Отмена «роялти» ожидалась к 2013 г., что является базовым сценарием, который предполагает постепенное сокращение платежей и получение половины указанной суммы в 2012 г (15% EBITDA в 2012 г.). Если Россия присоединится к ВТО в середине 2012 г. (крайним сроком ратификации соглашения о присоединении является 15 июня 2012 г.), это будет соответствовать допущениям; если же это произойдет ранее, то появится риск снижения поступлений. Отмена «роялти», на наш взгляд, в любом случае негативно скажется на отношении инвесторов к акциям эмитента, поскольку данные поступления обеспечивали существенный приток средств, что делало Аэрофлот более рентабельной компанией по сравнению с мировыми аналогами. В качестве позитивного аспекта вступления в ВТО следует отметить снижение импортных пошлин на самолеты, но Аэрофлот не получит от этого выгоды, поскольку уже закупил все самолеты с нулевыми пошлинами.
Контейнерные перевозки
FESCO и ТрансКонтейнер могут получить преимущество от вступления России в ВТО, поскольку предстоящее снижение импортных пошлин будет стимулировать рост импорта. На долю импорта приходится 20-25% совокупных контейнерных перевозок в России (в случае ТрансКонтейнера эта доля несколько ниже – 15%). На автозапчасти и комплектующие приходится крупнейшая доля ввозимых в Россию контейнерных грузов (примерно 45% объема), и снижение пошлин может способствовать дальнейшему росту этого вида импорта – особенно с учетом увеличения доли иностранных марок в автопарке и роста числа иномарок, собираемых в России. Дополнительную поддержку может получить и импорт химической продукции (18% всех ввозимых в страну контейнерных грузов), в отношении которой, как и в отношении продукции машиностроения, также будут введены более низкие импортные пошлины (8.4%).
Электроэнергетика
Для капиталоемких компаний (в их числе ФСК, МРСК и ряд генерирующих предприятий) членство России в ВТО может означать определенное сокращение капвложений, если понизятся пошлины на импортируемое оборудование (турбины, трансформаторы и др.). Кроме того, могут увеличиться темпы роста тарифов на электроэнергию (при условии более быстрого повышения внутренних тарифов к паритету с экспортными ценами на газ), что имело бы позитивное значение для генерирующих компаний, особенно для РусГидро, ОГК-4 и ОГК-5.