Проблема образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:30, доклад

Краткое описание

Статистика утверждает: через несколько лет каждый выпускник сможет поступить в вуз. Уже в этом году школу окончат почти столько же ребят, сколько мест для первокурсников приготовили вузы. Владимир Путин, читая послание Федеральному собранию, споткнулся на этом факте и, оторвавшись от бумаги, вдруг удивленно поинтересовался: «Ну и кому это надо?!»

Файлы: 1 файл

социология об образовании.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

Статистика утверждает: через несколько лет каждый выпускник  сможет поступить в вуз. Уже в  этом году школу окончат почти  столько же ребят, сколько мест для  первокурсников приготовили вузы. Владимир Путин, читая послание Федеральному собранию, споткнулся на этом факте  и, оторвавшись от бумаги, вдруг удивленно  поинтересовался: «Ну и кому это  надо?!»

А на самом деле что за загадка: с одной стороны, за последнее десятилетие к инженерам да учителям стали относиться, как прежде к продавцам в овощной палатке, а с другой - народ почему-то неудержимо потянуло за знаниями? Почему?

Причина первая. Деньги

На самом деле вуз - это прибыльный бизнес. Можно, конечно, по привычке пускать скупую слезу над нищими вузами. А можно  посмотреть вполне доступные цифры. Например, такую: 636 млрд. рублей (21 миллиард долларов) - совокупный бюджет учебных заведений. Образование - одна из крупнейших отраслей России. Неплохо? Причем если школы с детскими садиками живут по большей части на деньги государственные и муниципальные, то вузы покрывают свои финансовые потребности из казны лишь на 45 процентов. Остальное - живые деньги, которые выкладывают папы с мамами за своих рвущихся за дипломом чад. До 4 млрд. долларов - это теневые затраты, которые каждый год тратят родители на репетиторов, взятки за поступление и сдачу экзаменов во время сессии. Чуть меньше - затраты на официальное платное образование на отделениях госвузов и в вузах частных.

В середине 90-х, когда  разрешили открывать платные  места в госвузах, ни один ректор не сократил число мест бюджетных. Тогда же чуть ли не на базе складов и общежитий появилось жуткое количество вузов частных. В Москве сейчас частных институтов почти втрое больше, чем государственных.

Никто и не задумался: а зачем столько вузов? Думали, рынок есть рынок, он и отрегулирует, сколько стране на самом деле нужно  высших учебных заведений. На моей памяти Минобразования удалось с большущим  скандалом закрыть лишь парочку  второстепенных институтиков.

Но рынок не сработал. В службах занятости уже криком кричат: да не нужно нам столько  экономистов с юристами, хватит! И ничего! Который год на юридические и экономические ломится публика.

Причина вторая. Вуз - продолжение  школы

В чем же тогда  дело? И работу денежную и престижную после институтов никто не обещает, и учеба хороших затрат требует, а все равно все стулья в  аудиториях заняты.

- Большинству студентов  вуз сегодня нужен совсем не  для того, чтобы потом работать  по полученной специальности, - объясняет  ректор Высшей школы экономики  Ярослав КУЗЬМИНОВ. - Вуз становится  чем-то вроде старших классов  школы. Туда идут потусоваться со сверстниками. Парни пересиживают армию, девушки находят женихов из своего социального слоя. По опросам фонда «Общественное мнение», лишь 39 процентам студентов нужны «специальные знания», зато 47 процентов полагают, что «корочка» поможет им больше зарабатывать, а для 36 процентов вуз - это возможность в будущем занять более высокое положение в обществе.

То есть учиться  в вузе «принято»: все идут, и я  пошел. Не идти же в гораздо менее  престижные и нищие ПТУ.

Причина третья. Нас стало  меньше

С 1996 года страна стала  ощущать последствия демографической  ямы. С каждым годом за парты садится  все меньше первоклассников, и все  меньше ребят получали аттестаты  о среднем образовании.

Вот и получилось: нас становится все меньше, а мест в вузах больше.

Если сейчас школу  оканчивают 2,2 млн. выпускников, из которых 1,4 млн. поступят в вузы, а 700 тысяч - в  техникумы и колледжи, то в 2010 году школьные аттестаты получат всего 1,4 млн. ребят. Кто в рабочие пойдет?

Что будет дальше?

Подсчитано: если дело пойдет и дальше так, к 2010 году 15 процентов  выпускников с высшим образованием не найдут себе работу, соответствующую  их уровню образования и деньгам, вложенным государством и семьями  в их учебу. Зато толковых техников, специалистов, умеющих управляться  с современными станками, мастеров, прорабов будут носить на руках.

Как собираются навести  порядок?

Образовательные чиновники  серьезно обсуждают три варианта развития событий:

Сократить прием  в вузы до 800 тысяч человек в  год, зато увеличить число мест в  техникумах, ПТУ, колледжах до 500 тысяч.

Сохранить прием  в вузы на уровне 1 млн. человек, зато «поджать» ПТУ до 300 тысяч человек. Пусть народ с высшим образованием становится к станкам и за прилавки.

Всерьез «сжать»  высшую школу, оставив для первокурсников всего 600 тысяч мест, зато укрепить среднее  и начальное профтехобразование, заманив сюда до 700 тысяч ребят.

По какому пути поведет  страну нынешнее Министерство образования  и науки?

МНЕНИЕ  МИНИСТРА

Университеты  пока сокращать не будем

Рассказывает  министр образования  и науки Андрей Александрович ФУРСЕНКО:

- У нас нет точных  данных, сколько специалистов, скажем, по информационным технологиям  или архитекторов, понадобится через  пять лет, - вздохнул министр. - Экономика  в стране очень бурно развивается.  В начале 90-х те, кто был связан с компьютерами, были на вес золота, и почти все такие специалисты хорошо устроились. А сейчас даже приличный бухгалтер должен владеть информационными технологиями. Само по себе знание компьютера - уже не профессия.

Поэтому думаю, что  решение о сокращении специальностей и даже вузов должно отталкиваться  не от того, сколько у нас выпускников, а исходя в первую очередь из качества обучения. Студенты должны приобретать  навыки, которые им помогут быть успешными в жизни. Пусть даже эти навыки выпускник станет использовать, работая не по той специальности, по которой он получил диплом. Главное теперь - научить учиться. Человеку, который хочет достичь чего-то в профессии, придется учиться всю жизнь.

- Но ведь не  везде дают такие навыки.

- Конечно. И вот  такие специальности и вузы  надо бы и закрыть. Но это  не значит, что сейчас срочно  мы начинаем очередную кампанию  по ликвидации вузов. В министерстве  есть структуры, которые теперь  будут жестче подходить к качеству  подготовки студентов. Но и  им надо сначала выработать  критерии, по которым оценивать  институт. Может быть, те стандарты,  с которыми мы сейчас подходим, уже устарели.

- Будут ли сокращать  платное образование?

- В том, что  человек хочет получить диплом, я не вижу ничего худого. Вот  только за чей счет? Если за  свой счет, в конце концов это его дело. Если за счет государства, то, наверное, есть смысл заключить с таким человеком контракт, в котором каждая сторона берет на себя обязательства. Ты обязан учиться и, став специалистом, выполнить то, ради чего государство оплатило твою учебу. Не хочешь, верни деньги. Если же идешь работать не туда, куда направляет государство, затраты на учебу возмещает работодатель. По-моему, это честно.

- Возвращается распределение?

- Нет, распределение  было возможно совсем в другой  стране, с другой экономикой.

 

Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики  Лев Любимов:

Слишком много студентов 

— Если нет преподавателей, то какой спрос со студентов?

 — А студентов  у нас, как мне кажется, слишком  много. Надо сократить их количество  вдвое. Надо сделать две главные  вещи: закрыть большинство филиалов  вузов и убрать непрофильные  факультеты — никаких банковских  служащих и маркетологов в медицинских академиях готовить не должны. Тем самым мы, во-первых, увеличим число «синих воротничков», которых в стране катастрофически не хватает, а во-вторых, сможем увеличить финансирование в расчете на каждого студента, что повысит качество высшего образования.

— Как тогда выбрать  вуз, который даст востребованное образование?

 — Если есть  силы и желание, то надо самому  учиться, есть же Интернет. Если  человек хочет стать профессионалом, помешать ему в этом очень  трудно, а выбор между «средними»  вузами — лотерея. 

 Или же выпускнику  школы надо трезво оценить  свои возможности, совладать с  амбициями и приобретать рабочую  профессию. Это на самом деле  вполне реальный путь к успеху. Есть небольшие города, где по  нескольку крупных технологичных  производств. Так предприятия  переманивают умелых рабочих  друг у друга, предлагая им  все лучшие и лучшие условия.  Там толковые работяги преуспевают в отличие от земляков, получивших «верхнее» образование. Потому что в России они сейчас нужнее.

Цифра

500 млрд. рублей в  год тратят российские компании  на то, чтобы доучить выпускников  вузов и сделать из них полноценных  молодых специалистов.

Информация о работе Проблема образования в РФ