Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, реферат
При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.
Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.
При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.
Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.
В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального
расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни,
социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-
культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы,
разрушающие культурную целостность поселений.
Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная
политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между
городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с
социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от
земли, от жизни общества, от собственной судьбы.
Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим
расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными
просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий
ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности
народов, их языка, традиций, исторической памяти.
Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни
российского общества.
— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация
культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни
(особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового
тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится
стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной
идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
— Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между
специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности,
многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня
художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная
эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас,
соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса
к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката
фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к
искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное
отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню
произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы,
кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус
населения.
— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных,
гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.
Исследование Российского
Института искусствознания
годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на
шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан
России на материальное благополучие как главную цель жизни.
Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и
сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании
иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие
материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах
и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном
говорит 70% горожан и 60% сельских жителей.
Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине»,
взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции
социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного
самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии
характеризуется понятием аномии, т.е. отсутствием норм поведения,
лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную
вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы,
расплывчаты, противоречивы.
Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере
происходит за счет изменения
общественного статуса
интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом
нравственного развития. Сегодня на передний план жизни выдвинулись
относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — серые
духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция
составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает
“естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только
падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем
личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от
“естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда
— созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего
развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными,
эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта
часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики,
культуры.
— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от
духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования,
политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве
нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии,
труду, к браку, семье. Растет
разочарование в
ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней),
усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения
социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета
общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных
оснований, правовому беспределу.
Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о
молодежной субкультуре,
подчеркивая тем самым в
развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры,
а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто
свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама
молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры.
Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического
типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка
ценностей. А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой
человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности,
мышления, чувствования и т.д. со "взрослыми", или принятыми в мировой
культуре.
— На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как
консолидирующего и
духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной
политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая
рассматривается как необходимый компонент демократического общественного
устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового
государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры
ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к
участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие,
расширяют возможности культурно-
финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой
стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм
культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания
деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись
от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис
переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией.
Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран
Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель
нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла,
она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего
на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов.
Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно
предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.
Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной
жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и
усилиями, направленными
на оптимизацию социально-
условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.
В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных
программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. В течение ряда лет
практически неизменными остаются основные направления и приоритеты
федеральной культурной политики,
которые воплощаются путем
поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение,
сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации”;
“Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных
фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры,
поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой
деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”;
“Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального
культурного сотрудничества”. На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ
совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно
приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети
Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”;
“Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”.
Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера,
эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются
гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы
финансирования отрасли,
о чем свидетельствует
сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается объем
пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в
условиях объективного роста
библиотек как источника
возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности
библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и
передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные
ресурсы страны и мира. Техническое
обеспечение сохранности
и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации
сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая
коммерциализация и
Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой
сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией
досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы
находятся на грани исчезновения.
Сложившееся положение
отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в
социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования
культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и
любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в
целом.
Есть и другая группа причин
невысокой эффективности
культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ,
которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере
культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику
конкретных регионов и территорий. Дело в том, что в технологии
проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус
проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных
проблем — это, скорее, тот
общемировоззренческий