Проблемы культуры в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, реферат

Краткое описание

При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.
Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

Файлы: 1 файл

При всех тех положительных процессах.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

При всех тех положительных  процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

Наиболее существенными  проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

В социальной сфере все  более заметной становится тенденция  социального

расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни,

социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-

культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы,

разрушающие культурную целостность поселений.

Социально-экономические  преобразования, массовая миграция, насильственная

политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между

городом и селом, разрушили  традиционные формы связи и отношения  человека с

социальной, природной и  культурной средой, вызвали отчуждение человека от

земли, от жизни общества, от собственной судьбы.

Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим

расслоением и ростом межэтнической  напряженности, во многом обусловленными

просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий

ограничивала возможности  сохранения и развития культурной самобытности

народов, их языка, традиций, исторической памяти.

Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни

российского общества.

— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация

культурной жизни привела  к унификации обычаев, традиций и  образа жизни

(особенно городского  населения)  по зарубежным образцам. Следствием массового

тиражирования западного  образа жизни и моделей поведения  становится

стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной

идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

— Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между

специализированным и  обыденным уровнями культурного  развития. В частности,

многочисленные исследования фиксируют очевидное падение  уровня

художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная

эрудиция отличала 36% горожан  и 23% сельских жителей, то сейчас,

соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение  интереса

к кино во многом объясняется  разрушением существовавшей ранее  системы проката

фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к

искусству. Почти полностью  отсутствует в предпочтениях  населения современное

отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному  уровню

произведений искусства  привело к расширению потока низкопробной литературы,

кино, музыки, которые в  значительной мере деформировали эстетический вкус

населения.

— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных,

гуманистических ценностей  на ценности материального благополучия.

Исследование Российского  Института искусствознания показало, что за последние

годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на

шкале ценностей населения  заметна ориентация значительной части  граждан

России на материальное благополучие как главную цель жизни.

Если в начале 1980-х годов  в системе ценностных ориентаций и городских, и

сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании

иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие

материальных затруднений  казалось первоочередной заботой 41% людей  в городах

и 36% в селах, то сегодня  о материальном благополучии как  самом главном

говорит 70% горожан и 60% сельских жителей.

Во многом утеряны такие  нравственные ценности как любовь к  «малой родине»,

взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции

социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного

самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое  в социологии

характеризуется понятием аномии, т.е. отсутствием норм поведения,

лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную

вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня  неустойчивы,

расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей  духовной жизни российского общества в какой-то мере

происходит за счет изменения  общественного статуса гуманитарной

интеллигенции, которая традиционно  считалась в обществе флагманом

нравственного развития. Сегодня  на передний план жизни выдвинулись

относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения  — серые

духовно личности. Если в  начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция

составляла наиболее крупную  часть духовной элиты, то сегодня  она уступает

“естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено  не только

падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем

личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от

“естественников” по важнейшим  личностным потенциалам людей умственного  труда

— созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего

развития личности и все  больше руководствуясь в жизни сугубо личными,

эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта

часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики,

культуры.

— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все  больше удаляется от

духовной культуры. Этому  во многом способствует кризис системы  образования,

политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве

нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к  профессии,

труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических  идеалах и

ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней),

усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения

социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета

общечеловеческих ценностей  и реальной жизни ведет к разрушению нравственных

оснований, правовому беспределу.

Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о

молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию

развития человека, который  еще не дошел до высших образцов мировой культуры,

а пытается где открыто, а  где подспудно внести в свою среду  обитания нечто

свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама

молодость, но всякое поколение  обязательно проходит этот этап субкультуры.

Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического

типа. Как правило, в юношеском  возрасте происходит, говорим мы, переоценка

ценностей. А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой

человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности,

мышления, чувствования и  т.д. со "взрослыми", или принятыми в мировой

культуре.

— На уровне государственной  политики наблюдается недооценка культуры как

консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса

духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной

политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая

рассматривается как необходимый  компонент демократического общественного

устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового

государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры

ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к

участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие,

расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников

финансирования, позволяют  увеличить фонд заработной платы  и т.д. С другой

стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм

культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания

деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество,  освободившись

от  цензурного гнета, оказалось  под гнетом экономическим. Глубокий кризис

переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован  пиратской  индустрией.

Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран

Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель

нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического  смысла,

она оказывает влияние  на общественное и индивидуальное поведение прежде всего

на уровне потребления, опускаясь  до уровня банальностей и стереотипов.

Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно

предугадать, вызывает озабоченность  у деятелей культуры.

Таким образом, наблюдаемая  сегодня в обществе тенденция  к деградации духовной

жизни и культурной среды  не уравновешивается позитивными процессами и

усилиями, направленными  на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение

условий существования и  качества человеческой жизнедеятельности.

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных

программ, разрабатываемых  Министерством культуры РФ. В течение  ряда лет

практически неизменными  остаются основные направления и  приоритеты

федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной

поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение,

сохранение и реставрация  культурного наследия Российской Федерации”;

“Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование  музейных

фондов”; “Возрождение и  развитие традиционной художественной культуры,

поддержка самодеятельного  художественного творчества и культурно-досуговой

деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере  культуры и искусства”;

“Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального

культурного сотрудничества”. На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ

совместно с Министерством  социальной защиты населения были дополнительно

приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети

Севера”; “Дети семей  беженцев и переселенцев”; “Дети  и культура”;

“Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”.

Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера,

эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются

гарантированные “Основами  законодательства о культуре” нормативы

финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное

сокращение бюджетных  ассигнований на культуру. Резко сокращается  объем

пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в

условиях объективного роста  библиотек как источника информации в единственной

возможности бесплатного  самообразования. В силу крайне низкой оснащенности

библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и

передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные

ресурсы страны и мира. Техническое  обеспечение сохранности архивных, музейных

и библиотечных фондов находится  в катастрофическом состоянии —  в реставрации

сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая

коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга.

Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой

сферы. Резко сократилось  количество учреждений, занимавшихся организацией

досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы

находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует  об

отсутствии ресурсов и  механизмов, блокирующих негативные процессе в

социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования

культурно-исторического  наследия, условий развития профессионального  и

любительского художественного  творчества, саморазвития культурной жизни в

целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной

культурной политики  — слабая проработанность Федеральных  целевых программ,

которые лишь обозначают общие  приоритеты и направления деятельности в сфере

культуры, их слишком абстрактный  характер, не учитывающий специфику

конкретных регионов и  территорий.  Дело в том, что в  технологии

проектирования слишком  абстрактная модель ситуации (и соответствующий  радиус

проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных

проблем — это, скорее, тот  общемировоззренческий контекст, который  определяет

Информация о работе Проблемы культуры в РФ