Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания ВТО…………………….……4
Структура ВТО…………………………………….……...4
История создания ВТО…………………………….……..7
Основные соглашения и принципы……………….……..8
Преимущества торговой системы……………………….11
Выгоды ВТО для потребителя……………………….…..11
Выгоды ВТО для страны………………………………...12
Политические выгоды……………………………………14
Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами…15
Глава 2. Россия и ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения…………………………………….18
2.2. Плюсы и минусы присоединения…………………………………19
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..21
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО…..28
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………
Повторения
предвоенного напряжения в торговле
после Второй мировой войны в
Европе удалось избежать через развитие
международного сотрудничества по торговле
углем и черными металлами
в рамках Европейского объединения
угля и стали, которое послужило
основой для создания в будущем
Европейского Союза. В мировом масштабе
было учреждено Генеральное
Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.
Система
ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются
путем консенсуса в результате переговоров
и правила соглашений неукоснительно
выполняются, также является важным
инструментом укрепления доверия. Kогда
правительство уверено в том, что другие
страны не поднимут свои торговые барьеры,
у него не возникает искушения сделать
то же самое. Государства также будут гораздо
более расположены к сотрудничеству друг
с другом, и это позволит избежать ситуаций,
подобных торговой войне 1930-х годов.
ГЛАВА 2. РОССИЯ И ВТО
2.1.
Цели и задачи
присоединения
Членами
Всемирной торговой организации
являются уже более 140 стран мира,
и в ближайшие годы их число
будет увеличиваться. Это означает,
что практически всякое государство,
претендующее на создание современной,
эффективной экономики и
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие [2] :
Задача
ведущихся переговоров о
Как
сказал в одном из интервью министр
экономического развития и торговли
Герман Греф, баланс прав и обязательств
России при вступлении в ВТО должен
способствовать экономическому росту,
а не наоборот.
2.2.
Плюсы и минусы
присоединения
Сторонниками
быстрого завершения переговоров о
вступлении России в клуб международной
торговли наиболее часто выдвигаются
аргументы о том, что присоединение
к ВТО послужит сильным стимулом
притока прямых иностранных инвестиций
и расширения присутствия российских
производителей на международных рынках.
Представляется небезынтересным
По
различным оценкам, доступ прямых иностранных
инвестиций в сферу услуг будет
определять около 70 % положительного эффекта
от присоединения России к ВТО. В
тоже время общеизвестно, что приток
прямых иностранных инвестиций зависит
от общей политико-экономической
ситуации в стране, в том числе,
и от четкой государственной промышленной,
денежно-кредитной и налоговой
политики. В этом смысле присоединение
к ВТО само по себе не решает проблему
недостатка иностранных инвестиций,
а с ними и притока технологий
и высококвалифицированных
Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом [14].
В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов [14]. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.
Анализ
этих проблем позволяет сделать
вывод о том, что все выгоды
и преимущества, получаемые от присоединения
страны к ВТО, определяются не членством
как таковым, а внутренней политикой
страны, направленной на модернизацию
экономики, повышение качества жизни
и консолидацию общества.
2.3.
Проблемы и последствия
присоединения
Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО [10], как:
(1) общесистемные требования к
изменению условий
(2) механизмы защиты российских производителей;
(3)
неоднородность развития
(4)
обязательства, принятые
Нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.
Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности.
Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО - с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой - принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.
Основной
проблемой для России могут стать
требования стран-членов ВТО о ликвидации
действующих механизмов субсидий. Промышленные
субсидии, позволяющие существенно
влиять на условия конкуренции на
рынках промышленной продукции, остаются
одним из узловых моментов регулирования
торгово-экономических
Конкретным
примером может служить требование
ряда стран-членов рабочей группы по
присоединению России к ВТО привести
уровень тарифов на продукцию
и услуги естественных монополий
в соответствие со среднемировым, поскольку
низкие тарифы рассматриваются нашими
партнерами на переговорах в качестве
скрытого субсидирования экономики. Для
цен на природный газ основанием служит
то, что цена на внутреннем рынке ниже
себестоимости, для электроэнергетики
- наличие перекрестного субсидирования
промышленных потребителей и населения.
Относительно низкие цены на услуги естественных
монополий (в сопоставлении с уровнем
цен в развитых странах) являются важным
конкурентным преимуществом российской
экономики и масштабное повышение цен
на товары (услуги) естественных монополий
является нецелесообразным по следующим
причинам.
Энергоемкая
структура и география
Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.
Чтобы
более или менее объективно сопоставлять
внутренние цены на энергоресурсы в
разных странах, надо пользоваться паритетами
покупательной способности (ППС) национальных
валют с долларом США. Расчет внутреннего
тарифа на электроэнергию по паритету
рубля к доллару
Даже
если удастся избежать прямого включения
обязательств существенного повышения
тарифов как условия
Механизмы защиты внутренних производителей
ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.
Россия
существенно снизила уровень
таможенных тарифов и провела
их унификацию вне переговоров с
ВТО. В настоящее время