Проблемы категоризации средств размещения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является весьма перспективной областью в плане получения дополнительных доходов и увеличения притока денежных средств в страну. Однако туристская отрасль в России недостаточно развита. На рынке действует множество мелких фирм, большинство из которых занимается лишь реализацией турпродукта. Правда, примерно с 2004 г. на российском туристском рынке начали появляться крупные иностранные туроператоры, а также сети турагентств, например “Куда.Ру”, реализующих стандартизованные туры высокого качества, что говорит о развитии российского туристского рынка.

Оглавление

Введение
1. Класcификация и категоризация гостиничных предприятий в РФ
1.1 Законодательные нормы регулирования и порядок присвоения категорий.
1.2 Особенности системы классификации гостиничных предприятий в России и особенности тенденции.
1.3 Классификации и категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения в отечественной практике.
2. Проблемы категоризации средств размещения в РФ.
2.1 Проблемы категоризации гостиничных предприятий в РФ и три их решения.
2.2 Внедрение обязательной категоризации гостиничных предприятий в России на примере города Сочи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Material_3_3_Osobennosti_klassifikatsii_gostini.docx

— 132.31 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Класcификация и категоризация гостиничных предприятий в РФ

1.1 Законодательные нормы  регулирования и порядок присвоения  категорий.

1.2 Особенности системы  классификации гостиничных предприятий  в России и особенности тенденции.

1.3 Классификации и категоризации  гостиниц и аналогичных средств  размещения в отечественной практике. 

2. Проблемы категоризации  средств размещения в РФ.

2.1 Проблемы категоризации  гостиничных предприятий в РФ  и три их решения.

2.2 Внедрение обязательной  категоризации гостиничных предприятий  в России на примере города  Сочи

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Класcификация и категоризация гостиничных предприятий в РФ

1.1 Законодательные нормы  регулирования и порядок присвоения  категорий.

 

Туризм является весьма перспективной областью в плане получения дополнительных доходов и увеличения притока денежных средств в страну. Однако туристская отрасль в России недостаточно развита. На рынке действует множество мелких фирм, большинство из которых занимается лишь реализацией турпродукта. Правда, примерно с 2004 г. на российском туристском рынке начали появляться крупные иностранные туроператоры, а также сети турагентств, например “Куда.Ру”, реализующих стандартизованные туры высокого качества, что говорит о развитии российского туристского рынка.

В современном обществе все виды деятельности, в том числе и по оказанию гостиничных услуг, регламентируются государством, устанавливающим общие для всех правила ведения деловых операций, а также ответственность за их нарушение. Сегодня для открытия гостиницы недостаточно наличия здания и желания его эксплуатировать в определенных целях.

До начала функционирования гостиницы на рынке предприниматель должен зарегистрировать свое предприятие в той или иной форме, определяемой действующим законодательством, и таким образом включить его в существующую в данном государстве систему правовых отношений, складывающуюся в сфере предпринимательства.

С момента регистрации гостиничное предприятие становится полноправным субъектом существующей правовой системы, на который распространяются соответствующие права и обязанности, определяемые действующим законодательством. В этом ракурсе начинать изложение сути проблем правовых отношений, возникающих в процессе оказания гостиничных услуг, можно только после раскрытия основных принципов создания и функционирования гостиничных предприятий как субъектов и объектов соответствующей области права.

Процесс оказания услуг размещения на коммерческой основе, составляющий базис гостиничного бизнеса, подпадает под действие как общего законодательства, регламентирующего порядок осуществления предпринимательской деятельности в целом, так и специальных нормативно-правовых документов, относящихся исключительно к сфере гостиничного бизнеса.

Поскольку отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулируются гражданским законодательством, то общие вопросы гостиничной деятельности будут регулироваться

Гражданским кодексом Российской Федерации, где зафиксировано, что предпринимательской "является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу". Гражданский кодекс РФ и Федеральные законы, таким образом, устанавливают рамки, в которых развивается законодательная база, регламентирующая гостиничную сферу. Далее, нормы гражданского права развиваются в подзаконных актах: указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, актах и инструкциях министерств и ведомств, осуществляющих управление гостиничной сферой, нормативно-правовых актах субъектов РФ в части, определяемой действующим законодательством.

Этот список можно продолжать и далее, однако можно сделать вывод, что на федеральном уровне не принято ни одного закона, объектом которого была бы гостиничная деятельность. Гостиницы упоминаются как составная часть туристской индустрии в ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", но меры государственного регулирования специально для этой сферы предпринимательства пока не разработаны. Вместе с тем существует необходимость государственной поддержки гостиничной деятельности законодательными методами, об этом много раз говорили руководители и специалисты гостиничной отрасли.

Необходимость развития специализированной нормативной базы, регулирующей специфические вопросы ведения гостиничного бизнеса. Для того чтобы это стало возможным в будущем, необходимо наметить основные проблемы развития гостиничной индустрии, регламентации которых требуют интересы отрасли.

Основы правового положения организаций, предоставляющих гостиничные услуги

Гражданское законодательство не предусматривает особых юридических форм для предприятий, занимающихся предоставлением услуг размещения. Иными словами, теоретически гостиничной деятельностью может заниматься любое юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица. Таким образом, на гостиницу в целом распространяются общие нормы гражданского права, определяющего порядок создания, функционирования и ликвидации юридических лиц и частных предпринимателей без образования юридического лица. На практике, однако, существуют определенные нормы, соблюдение которых является условием легальной работы в гостиничной сфере. Специальные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся каким-либо видом деятельности (в нашем случае - оказывающим услуги размещения), излагаются, как правило, в подзаконных актах и инструкциях. Таким документом становится, в первую очередь, Положение о лицензировании конкретного вида деятельности, в котором определяются требования к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, соответствие которым является для него обязательным.

Другим регламентирующим приемом служит сертификация товара или услуги, порядок проведения которой также устанавливает минимум особых требований, необходимых для исполнения субъектом сертификации.

Вопросы регламентирования гостиничной деятельности будут рассмотрены в соответствующем разделе, поскольку эти проблемы в целом достаточно сложны и при их решении возникает немало спорных моментов. Пока в центре нашего внимания будет находиться процесс регистрации гостиничного предприятия как юридического лица.

Гостиница сама по себе не может оказывать услуги и вступать в правовые отношения, не будучи оформленной как субъект гражданского права. Юридическое лицо гостиницы обычно скрыто от непосвященных: действительно, гостиницы продвигают свою торговую марку, свое название, но не юридическое лицо. На практике за привычными названиями отелей стоят их официальные наименования - не просто гостиница "Москва", а ОАО "Гостиница «Москва»", не гостиница "Савой", а ЗАО "Инфа-Отель", совет.

Термин "гостиница" не рассматривается в законодательстве в качестве обязательной составной части фирменного названия юридического лица, как это принято, например, для кредитных организаций. Таким образом, гостиничная деятельность в глазах законодателей потенциально менее опасна, чем финансовая, и здесь возникает меньше ситуаций, в которых недобросовестный представитель гостиничного бизнеса мог бы злоупотребить доверием клиента. В силу этих же причин законодательная база гостиничной деятельности имеет довольно слабое развитие - в процессе формирования общего законодательства рыночного государства внимание нормотворческих организаций было сосредоточено на других, более важных на тот момент вопросах.

Это, однако, не умаляет значимости гостиничной индустрии, и по мере наведения порядка в других отраслях интерес законодателей переключится и на эту сферу деловой активности. Неизбежность этого процесса вызывается также тем обстоятельством, что гостиничная индустрия находится на стыке двух сфер деятельности, вызывающих во всем мире повышенное внимание: с одной стороны, гостиницы - это объект недвижимости, с другой стороны - они же включаются в сферу услуг и теснейшим образом соприкасаются с потребителями, причем как внутренними, так и внешними.

Двойственность положения гостиниц отражается и в официальных определениях этого субъекта гражданских прав, приводимых в нормативных документах Правительства РФ и Госстандарта. Так, Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации определяют гостиницу как имущественный комплекс (куда включаются здания, часть здания с находящимся в нем оборудованием и иным имуществом), предназначенный для предоставления услуг размещения. Таким образом, гостиница как имущественный комплекс является не участником гражданских отношений, а объектом гражданских прав.

Статья 132 ГК РФ трактует понятие "предприятие" следующим образом: "Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности".

Предприятие в целом или его часть могут становиться объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с вещными правами. В этом смысле гостиница как юридическое лицо становится субъектом гражданских прав, а гостиничное предприятие как имущественный комплекс признается объектом правовых отношений, регламентируемых ГК. Такое "раздвоение" позволяет в принципе отчуждать процесс предоставления услуги от комплекса, производящего эту услугу. Иными словами, именно на этой почве возникли и распространились впоследствии современные формы гостиничного бизнеса, такие как контракты на управление и разные виды франчайзинга.

Юридическое лицо, предоставляющее гостиничные услуги, может быть зарегистрировано в любой организационно-правовой форме, перечисленной в п. 2 ст. 50 ГК РФ. В частности, юридическое лицо может создаваться в форме коммерческой (извлекающей прибыль из своей деятельности) или некоммерческой организации (цель последней не связана с извлечением прибыли). Теоретически гостиницей может стать любое юридическое лицо, в том числе и некоммерческая организация, создающая гостиницу, например, в образовательных целях как тренинговый центр.

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Они обладают общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом.

Некоммерческие организации могут заниматься хозяйственной деятельностью лишь в рамках тех целей, ради которых они и были созданы.

Сказанное означает, что правоспособность юридического лица может быть полной или ограниченной. Ограниченная правоспособность предполагает запрет на осуществление гражданских прав в полном объеме, в том числе и вследствие ограничения свободы предпринимательской деятельности в силу тех или иных предусмотренных законом причин. Такими причинами может быть несоответствие направления деятельности юридического лица тем целям и задачам, которые записаны в его уставных документах. В отношении гостиниц это означает, что включение гостиничных услуг в перечисление уставных видов деятельности того или иного юридического лица дает основание для осуществления этого вида бизнеса на законных основаниях.

Учредители юридического лица вправе сами ограничить свою правоспособность, внеся в устав организации пункт, согласно которому они предполагают заниматься исключительно каким-либо одним видом деятельности. Это означает запрет на осуществление операций в других сферах деловой активности, не оговоренных в учредительных документах. Например, та или иная организация может быть создана исключительно для предоставления гостиничных услуг (что находит отражение в ее уставе). В таком случае любая другая деятельность, кроме гостиничной, будет признаваться для данной организации незаконной, а сделки, не связанные с процессом предоставления гостиничных услуг, будут рассматриваться как противоречащие уставным целям и задачам данного юридического лица. Такие сделки могут признаваться судом незаконными на основании ст. 173 ГК РФ.

Нормативно-правовое регулирование гостиничной индустрии в РФ

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Нормативно-правовое регулирование гостиничной индустрии в Российской Федерации ведётся согласно следующим основным документам:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации»;

- Кодексы РФ (Гражданский, Трудовой);

- «Правила предоставления гостиничных  услуг (ППГУ)» от 25.04.1997 г. № 490;

- Приказ Федерального агентства  по туризму от 21.07.2005 г. № 86 «Об  утверждении системы классификации  гостиниц и других средств  размещения»;

- ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание. Классификация гостиниц»;

- ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Общие требования».

В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостинице – 10.

В другом нормативном документе – «Правилах предоставления гостиничных услуг (ППГУ)» – даётся следующее определение гостиницы: «имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг».

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» регулирует гостиничный бизнес косвенно. Прямо не определяя понятия гостиницы и гостиничной индустрии, Закон даёт трактовку туристской индустрии: «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков». Соответственно, в своей деятельности руководство гостиницы должно опираться в том числе и на этот Закон.

Основными же документами, регулирующими отношения в области предоставления гостиничных услуг, являются Правила предоставления гостиничных услуг, Распоряжение Правительства, касающееся системы классификации гостиниц и гостиничных номеров, а также ГОСТы Р 50645-94 и Р 51185-98.

Как мы уже отмечали выше, в ППГУ закреплены понятия «гостиница», «потребитель» и «исполнитель», а также регулирование отношений между ними.

Информация о работе Проблемы категоризации средств размещения в РФ