Проблемы категоризации средств размещения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является весьма перспективной областью в плане получения дополнительных доходов и увеличения притока денежных средств в страну. Однако туристская отрасль в России недостаточно развита. На рынке действует множество мелких фирм, большинство из которых занимается лишь реализацией турпродукта. Правда, примерно с 2004 г. на российском туристском рынке начали появляться крупные иностранные туроператоры, а также сети турагентств, например “Куда.Ру”, реализующих стандартизованные туры высокого качества, что говорит о развитии российского туристского рынка.

Оглавление

Введение
1. Класcификация и категоризация гостиничных предприятий в РФ
1.1 Законодательные нормы регулирования и порядок присвоения категорий.
1.2 Особенности системы классификации гостиничных предприятий в России и особенности тенденции.
1.3 Классификации и категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения в отечественной практике.
2. Проблемы категоризации средств размещения в РФ.
2.1 Проблемы категоризации гостиничных предприятий в РФ и три их решения.
2.2 Внедрение обязательной категоризации гостиничных предприятий в России на примере города Сочи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Material_3_3_Osobennosti_klassifikatsii_gostini.docx

— 132.31 Кб (Скачать)

Попытки введения унифицированной международной классификации средств размещения до настоящего времени не увенчались успехом. Однако в международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов,разработанная экспертами ВТО. Согласно данной   классификации все средства размещения делятся на две категории: коллективные ииндивидуальные.

Под коллективным средством размещения понимается любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум, устанавливаемый каждой страной самостоятельно (например, в России - 10 номеров, Италии - 7 номеров). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству (даже если оно не ставит целью извлечение прибыли), быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. Кколлективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, в том числе клубы с проживанием, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. [1] 

Гостиница – юридическое лицо, представляющее собой, как правило, обособленное здание (комплекс зданий), предназначенное для временного проживания. 

Гостиницы обладают следующими признаками: 

- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

- предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

- сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;

- не входят в категорию специализированных заведений.

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

Специализированные предприятия помимо предоставления услуг размещения выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.

В ряде публикаций, в том числе и официальных процесс определения уровня качества предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения именуется классификацией. Однако классификация по уровням качества предоставляемых услуг может быть предпринята лишь в отношении аналогичных объектов, имеющих общее количество однородных признаков.  Так как разнородность предприятий индустрии средств размещения очень велика и некоторые объекты могут иметь всего несколько схожих признаков, ранжирование по уровню качества вызывает необходимость выделить классы и предварительно определить принадлежность объекта к тому или иному классу средств размещения. Во избежание неверной трактовки понятий многие авторы считают целесообразным применять для обозначения распределения средств размещения согласно уровням качества предоставляемых услуг термин «категоризация».

Проблема категоризации средств размещения является одной из важнейших с точки зрения управления качеством. До настоящего времени в мире не принята единая система категоризации, это связанно в первую очередь с тем, что разработка системы категоризации средств размещения относится к числу наиболее сложных проблем курортно-туристской отрасли.

В апреле 2004 года WTO (Всемирная туристическая организация) и IHRA (Международная ассоциация отелей и ресторанов) опубликовали совместное исследование, касающееся проблемы категоризации отелей в различных странах мира. Исследование было проведено с участием правительственных организаций из 89 стран мира, кроме того в нем приняла участие и 31 профессиональная гостиничная ассоциация.

В целом по результатам исследования оказалось, что 83 страны мира имеют официальную систему категоризации гостиниц, при этом в 23 странах такая категоризация распространяется также на апартотели, мотели, пансионаты. В 20 странах категоризация связана с установлением предельных тарифов для определенных категорий гостиниц, в 13 от класса гостиниц зависит уровень НДС.

В 49 странах мира основной институцией, осуществляющей категоризацию гостиниц, является Национальная туристическая администрация во взаимодействии с местными органами власти, в 48 странах вопросы категоризации отелей решают профессиональные гостиничные ассоциации (иногда полностью самостоятельно, но чаще в сотрудничестве с органами власти). Категоризация является обязательной в 46 странах. В 55 странах для ведения гостиничного бизнеса необходимо получить лицензию, в то время, как в 32 можно работать, не пройдя процедуру официальной категоризации [2].

В международной практике существуют следующие направления в области решения вопроса категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения.

По первому из которых предпочтение отдается так называемым статическим признакам, или техническому качеству, то есть твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом, определенному соотношению между вместимостью гостиницы и численностью обслуживающего персонала и так далее. Категоризация гостиниц и аналогичных средств размещения по данным признакам осуществляется в Австрии, Франции и России.

По второму направлению доминирующими являются «динамические» факторы, то есть функциональное качество. Его суть состоит в том, что жесткие соотношения в средствах размещения без должного уровня обслуживания не обеспечивают правильной оценки фактического качества услуг средства размещения. К этому направлению относится система категоризации средств размещения в Швейцарии.

В таких странах как Великобритания и Филиппины применяются  смешанные подходы при определении категории средств размещения.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 систем категоризации гостиниц и аналогичных средств размещения, причем в каждой стране приняты свои национальные стандарты, что в свою очередь связанно с культурными и национальными особенностями, историческим развитием различных государств и так далее.

Наиболее распространенными в мире являются следующие системы категоризации:

- система звезд - европейская система категоризации, в основе которой лежит деление гостиниц и аналогичных средств размещения на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Турции, Китае, России, Бразилии и ряде других стран.

В Италии для наиболее качественных пятизвездочных отелей введена приставка «luxury».

Более высокой звездности гостиницы и аналогичных средств размещения соответствует более широкий набор предоставляемых туристам услуг. Например: услуги салонов красоты, массажного кабинета, автотранспортные услуги (доставка клиентов до аэропорта или железнодорожного вокзала), аренда (прокат) автомашины,услуги общественного питания;

- система букв – система категоризации, используемая в Греции, согласно которой все гостиницы и аналогичные средства размещения делятся на четыре категории, обозначаемые буквами А, В, С, D. Высшая категория качества гостиниц обозначается «de luxe». Примерное соответствие категории качества пятизвездочной системе такое: «de luxe» - соответствует пятизвездочному уровню, гостиница категории «А» - четырехзвездочному уровню, категории «В» - трехзвездочному, категории «С» - двухзвездочному, категории «D» - уровню гостиницы категории «одна звезда»;

- система корон или ключей распространена в Великобритании. Чтобы перейти к привычным звездам, нужно от общего числа корон отнять одну, то есть в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше;

- балловая индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

Таким образом, для каждой страны характерна своя категоризация предприятий гостиничной индустрии. Поэтому гостиницы и аналогичные средства размещения, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут иметь достаточно существенные различия. [3] 

В Российской Федерации система категоризации средств размещения закреплена ГОСТом Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». Использование в названии документа термина «классификация» оправдано, так как он применяется в отношении предполагаемо однородных средств размещения. В этом случае категория - частный классификационный признак, выделяющий дополнительные классы. [4]

Основными целями классификации средств размещения в Российской Федерации являются:

- обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой;

- предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, обеспечивающей компетентный выбор, о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной в системах классификации;

- повышение конкурентоспособности туристских услуг и привлекательности объектов туристской индустрии, направленных на увеличение туристского потока и рост доходов от въездного и внутреннего туризма;

- укрепление доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов туристской индустрии и качества туристских услуг. [5] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы категоризации  средств размещения в РФ.

2.1 Проблемы категоризации  гостиничных предприятий в РФ  и три их решения.

Проблема категоризации и классификации номеров в отечественной практике. Система классификации гостиниц и других средств размещения, разработанная Ростуризмом, одобренная Правительством РФ распоряжением от 15 июля 2005 года. Общие требования. Термины, понятия и определения: «средства размещения», « номерной фонд» и т.д. Деление номеров на категории, принятые в отечественной практике: номера высшей категории: сюит, апартамент, люкс, студия, номера первой категории, номера второй категории, номера третьей категории, номера четвертой категории номера пятой категории. Знак категории гостиницы и другого средства размещения. Требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий. Требования к номерам гостиниц и других средств размещения различных категорий.

Проблема категоризации средств размещения является одной из важнейших с точки зрения управления качеством услуг. Сегодня в мире, в том числе и в Европе, нет единой системы категоризации.

По данным Международной ассоциации гостиниц и ресторанов (МАГР) в настоящее время официальная система категоризации средств размещения принята только в 64 странах мира, в 11 из них она находится в стадии разработки, в 58 странах гостиницы не имеют единой категоризации. К числу последних относятся и такие страны массового туризма, как Великобритания, США и Япония. Это обусловлено тем, что разработка системы категоризации средств размещения относится к числу наиболее сложных проблем гостиничного хозяйства.

В настоящее время в мире действуют различные национальные системы категоризации средств размещения, прежде всего гостиниц (система «звезд» от 1 до 5 звезд, система букв — A, B, C, D; система «корон», «лун», «яблок», «бриллиантов», и т. д.), которые можно объединить в две основные группы: 1) «европейский тип», в основу которого положена французская национальная система, 2) балльная оценка, основу которой составляет индийская национальная система (преобладает в странах Азии и Африки).

В России в 2007 году был принят нормативно-правовой документ «Система классификации гостиниц и других средств размещения». Настоящий документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда».

Внутри каждой системы классификации существуют стандарты, на соответствие которым оценивается гостиница или другое средство размещения. Оценка гостиниц в российской системе сертификации осуществляется по ГОСТ Р 50645–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», а также с учетом ГОСТа 51185–2008 «Средства размещения. Туристские услуги. Общие требования», СниП 2.080.02–89, СанПиН 42–123–5774–91.

Минимальные требования к гостиницам различных категорий, предусмотренные ГОСТ Р 50645–94, объединены в следующие группы:

1)        Здание и прилегающая к нему территория (вывеска, вход для гостей, автостоянка).

2)        Техническое оборудование (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь из номера).

3)        Номерной фонд: доля мест в одно-, двухместных номерах, наличие многокомнатных номеров, площадь номеров, наличие и площадь санузлов в номерах.

4)        Техническое оснащение (двери и замки, охранная сигнализация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, освещение, электророзетки, отопление, кондиционирование, телевизор, холодильник, мини-бар, мини-сейф и т. д.).

Информация о работе Проблемы категоризации средств размещения в РФ