Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:21, доклад
Конституция РФ, закрепляя право человека на жизнь, не раскрывает его содержание, поэтому правомерно трактовать его как комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по решению ряда проблем: обеспечению права человека на неприкосновенность жизни; по обеспечению права человека на свободное распоряжение своей жизнью
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Конституция РФ, закрепляя право человека на жизнь, не раскрывает его содержание, поэтому правомерно трактовать его как комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по решению ряда проблем: обеспечению права человека на неприкосновенность жизни; по обеспечению права человека на свободное распоряжение своей жизнью
Первая проблема — обеспечение права человека на неприкосновенность жизни.
Центральным направлением решения этой проблемы является предотвращение войн и военных конфликтов.
Проблема сохранения и защиты человеческой жизни и жертв войны, насколько это возможно в экстремальных условиях вооруженного конфликта, остается чрезвычайно актуальной в наши дни. Не будучи в состоянии искоренить войны, человечество идет по пути гуманизации их законов и обычаев.
Международный суд ООН в своем Консультативном заключении от 8 июля 1996 г. указал, что положения Международного пакта о гражданских и политических правах, а именно статья 6, запрещающая «произвольное лишение жизни», применяются и во время войны. В этой связи следует сослаться и на статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, на статью 4 Американской конвенции о правах человека и на статью 4 Африканской хартии о правах человека и правах народов. Все они исключают возможность приостановления права на жизнь, физическую неприкосновенность и ряда других прав человека и тем самым признают их действие и защиту в период вооруженных конфликтов. Вместе с тем, применительно к ситуации вооруженного конфликта необходимо точное определение субъектов права на жизнь, поскольку убийство лиц из состава вооруженных сил противника считается законным. Исходя из этой особенности в гуманитарных (Гаагских и Женевских) конвенциях уточняется круг покровительствуемых лиц, на жизнь которых запрещено покушаться. К ним относятся раненые, больные, военнопленные, гражданские лица, а также убийство противника, сложившего оружие, сдавшегося или не имеющего возможности защищаться. Запрещаются действия, имеющие целью вызвать голод среди гражданского населения, разрушение объектов и установок, необходимых для выживания граждан и др. Провозглашение права на жизнь и его реальная защита были бы недостаточными без указанных уточнений.
Отдельного внимания по вопросу обеспечения неприкосновенности жизни в РФ заслуживает ситуация с соблюдением в Чеченской республике права на жизнь.
Обстановка в Чечне по-прежнему характеризуется по преимуществу нарушением неотъемлемых прав граждан и, прежде всего, права на жизнь.
Злободневное направление обеспечения права на неприкосновенность жизни — борьба с терроризмом.
Актуальны три аспекта решения этого вопроса: установление четкой системы российского законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической деятельности; определение конкретных проблем профилактики и предупреждения терроризма; защита жертв террористических актов и других преступлений.
Анализируя систему российского законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической деятельности, следует подчеркнуть, что основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. ст. 13, 29).[2]
В числе конкретных проблем в деле профилактики и предупреждения терроризма следует выделить создание четкой системы взаимосвязанных мер по выявлению и пресечению терроризма, разработку и реализацию общегосударственной комплексной программы. Этого сегодня явно не хватает.
Сегодня, реализуя нормы ФЗ от 25.07.1998 г. (в ред. ФЗ № 122 от 07.02.2000) «О борьбе с терроризмом» размер материальной помощи исчисляется в зависимости от субъекта Федерации, где произошел террористический акт. Это несправедливо. Необходимо ввести единый федеральный стандарт оказания помощи членам семей погибших и иным пострадавшим от террористических актов. Он должен быть единым на всей территории России, и не должен зависеть от масштабов террористического акта, его последствий, тем более от его общественного резонанса.( конвенция совета Европы)
С обеспечением права человека на неприкосновенность жизни связана весьма неоднозначная проблема — правомерное лишение жизни.
Некоторыми международными актами, а также действующим российским законодательством предусмотрены основания правомерного лишения жизни, исполнителями которого выступают либо частные лица (некоторые ситуации необходимой обороны, крайней необходимости), либо представители государства.
Указанные основания случаев правомерного лишения жизни подробно конкретизируются в российском законодательстве в контексте описания вариантов законного применения правоохранительными органами оружия и специальных средств. По мнению соискателя стремление законодателя предусмотреть случаи, когда лишение человека жизни будет признано правомерным, должно служить созданию надежных гарантий права на жизнь, представляющих собой:
1. Четко сформулированные в российском законодательстве обстоятельства, исключающие преступность деяния, а так же случаи правомерного применения оружия.
2. Безусловное право на справедливое публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
3. Позитивное отношение представителей государственной власти и граждан страны к собственному законодательству в целях совершенствования практики его реализации.
4. Особо внимательное отношение государства к конституционно предоставленной возможности лишения человека жизни – применению смертной казни.
Касаясь вопроса смертной казни, следует особо обратить внимание на конституционную норму ст. 20, а именно ее формулировок «каждый имеет право на жизнь», и «смертная казнь вплоть до ее отмены устанавливается...».
Обширный комплекс правовых актов, так или иначе пересекающийся с конституционной формулировкой «каждый имеет право на жизнь», лишь оттеняет конституционное положение о смертной казни – как элемент, конкретизирующий это многоаспектное право, но не ограничивающий его. Более того, сама статья носит характер некоего переходного положения, то есть: впредь до отмены смертной казни федеральный законодатель может устанавливать эту меру наказания
Однако. подписав Протокол №6, Российская Федерация в силу Венской конвенции о праве международных договоров обязана воздерживаться от действий, которые бы противоречили цели и объекту Протокола. Поэтому мораторий на исполнение смертной казни – всего лишь акт правоприменительный, основанный на Венской конвенции с одной стороны, и на обязательствах РФ, которые закреплены в Конституции (ч. 4 ст. 15).
Вторая проблема. Регламентация права человека на свободное распоряжение своей жизнью.
Специфическое направление деятельности государства по обеспечению права личности на свободное распоряжение жизнью – юридическое обеспечение трансппантологии.
Трансплантация – это регламентированная законом сфера медицинской науки и практики, открывшая новые возможности лечения людей, решение о трансплантаций (т.е. сознательном поставлении своей жизни в опасное положение) донор принимает самостоятельно, поэтому отношения донорства должны иметь правовое обеспечение.
Необходимость правового регулирования прижизненного донорства вытекает уже из самого существа медицинской деятельности по получению фрагментов организма живого человека, поскольку изъятие трансплантата ex vivo практически всегда связано с наступлением таких юридически значимых последствий, как причинение вреда здоровью донора.
Отечественная система правового регулирования отношений в сфере трансплантологии с учетом рекомендаций Всемирная организация здравоохранения( Закон РФ «О трансплантации органов ) выражает отрицательное отношение законодателя к возмездному отчуждению фрагментов организма гражданином России. Статья 12 устанавливает запрет на получение донорами какого бы то ни было вознаграждения за переданные специализированному учреждению биоматериалы, кроме бесплатного лечения, в том числе медикаментозного.[15] В соответствии со ст. 47 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», купля-продажа компонентов человеческого организма, а равно реклама данных действий запрещены под угрозой наступления уголовной ответственности.
С вопросом регламентации права личности на свободное распоряжение своей жизнью тесно связан вопрос о допустимости абортов.
По данной проблеме существуют различные мнения относительно того, нарушает ли разрешение на аборт установленное равновесие между законными интересами беременных женщин и законной необходимостью защищать зародыша. Видимо, следует согласиться с Европейской Комиссией по правам человека, которая проявляет сдержанность в этом вопросе, оставляя тем самым довольно широкую свободу выбора законодателям в установлении норм.
В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности (аборта) осуществляется посредством двух федеральных законов. Речь идет об Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и Уголовном кодексе РФ. Кроме того, действует ряд подзаконных нормативных правовых актов, в числе которых Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. «О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности» и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 1993 г. № 302 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности».[16] При этом решение на аборт женщина принимает добровольно, т.е. ставит свою жизнь и здоровье в опасное положение сознательно. Что же касается права неродившегося ребенка на жизнь – основу следует искать в Конституции РФ: правовая легализация абортов в России базируется на ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». В силу приведенной статьи право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения, что вполне соответствует духу современных правовых систем, основанных на концепции «естественного права».
Одним из самых спорных аспектов права на распоряжение жизнью является звтаназия.
В настоящее время эвтаназия понимается как разновидность врачебной деятельности: «...отождествляется с понятием «убийство из милосердия», а как врачебная тактика означает сокращение руками медиков (через прямые действия или в силу профессионального бездействия) жизни больных определенной категории. Правомерно выделять активную эвтаназию – намеренное причинение смерти («метод наполненного шприца») и пассивную эвтаназию – прекращение мероприятий по продлению жизни («метод отложенного шприца»). Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан запрещают оба вида.[19]
От эвтаназии в собственном понимании этого слова необходимо отличать во-первых, суицид при врачебном содействии; во-вторых, отказ пациента от лечения; в третьих, умерщвление неполноценных детей путем неоказания им медицинской помощи.
В соответствии со ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Ст. 33 предусматривает также, что гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением некоторых, установленных законом случаев. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем; а также медицинским работником. Это право должно основываться на личном волеизъявлении гражданина.
Кроме того, необходимо активизировать создание сети медицинских учреждений, специализирующихся на оказании помощи умирающим больным, так называемых «хосписов», как действительной альтернативы эвтаназии; строго придерживаться Рекомендаций ПАСЕ № 779 (1976) «О правах больных и умирающих», подчеркивающей отсутствие у врачей права даже в самых безнадежных случаях преднамеренно ускорять естественное наступление смерти.
.