Ответственность туроператоров и турагентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, реферат

Краткое описание

В связи с законодательным разделением понятия «туристская фирма» на «туроператоров» и «турагентов» возникают вопросы по возложению на них гражданско-правовой ответственности. В туристском законе определено, что туроператор обеспечивает формирование, продвижение и реализацию туристских услуг, а турагент – только продвижение и реализацию. Соответственно турагент не принимает участия в организации тура, в отличие от туроператора.

Файлы: 1 файл

Ответственность туроператоров и турагентов.docx

— 251.68 Кб (Скачать)

У турфирмы-дилера при работе по договору оказания услуг  возникают гораздо более серьёзные  проблемы, чем у туроператора. Она  уже не сможет заключить с туристом договор о реализации турпродукта, поскольку этот вид договоров  имеют право заключать только туроператоры и турагенты4. Формулировка Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такова, что формально дилер вообще не может реализовать приобретённый им у туроператора комплекс услуг как турпродукт7. Следовательно, ему придётся осуществлять реализацию туристу некого комплекса туруслуг (не турпродукта). Это значит, что дилер, а не туроператор, будет непосредственно отвечать перед туристом за надлежащее оказание этих услуг. Правда потом он сможет предъявить свои претензии туроператору, но сколько сил придётся на это потратить. Это также значит, что турист, например, может потребовать указать в договоре с ним отдельно стоимость каждой туруслуги9(ведь это уже не турпродукт, целостность стоимости которого защищена законом7).

Помимо сказанного, следует учитывать, что многие турфирмы-дилеры применяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на её применение, их доходы не должны превышать установленного законодательством лимита10. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом в целях налогообложения считается только агентское вознаграждение и дополнительная выгода (если она есть)11. А вот в случае работы и с туроператором, и с туристом по договору возмездного оказания услуг, доходом дилера будет вся сумма, полученная им от туриста в оплату тура. А ведь это на порядок большее число!

Понятно, что  туроператор в данном случае работает вполне в русле закона: он не обязан иметь турагентов. И вряд ли ущемлением прав турфирм-дилеров заинтересуется Федеральная антимонопольная служба - не тот размах отрасли. Повлиять на решение туроператора не иметь агентов (например, путём бойкота его услуг) теоретически могли бы, конечно, общественные объединения турагентов (различные союзы, ассоциации), но на практике встречаться с этим не приходилось. Каков же выход из ситуации для дилера?

Он есть, хоть и не свободен от недостатков. Дилер  должен стать агентом не у туроператора, а у самого туриста. Для этого  договор с туристом должен предусматривать, что дилер по поручению туриста  за вознаграждение, уплачиваемое этим туристом, приобретает для него турпродукт у туроператора. Время от времени  приходится встречать разновидность  этих отношений: договор оказания дилером  туристу услуг по бронированию тура. По сути, это - то же самое. Недостатком  такого вида отношений является то, что дилер по-прежнему не является профессиональным участником рынка  туризма. Кроме того, дилеру придётся либо иметь два типовых договора с туристами (отдельно для случая агентского договора с туроператором  и отдельно для случая договора «купли-продажи»), либо заключать договоры услуг со всеми туроператорами, вообще переставая быть турагентом. Это связано с невозможностью быть агентом одновременно у обеих сторон сделки12 (туроператора и туриста). В случае нарушения этого запрета, обе сделки (и с туроператором, и с туристом) могут быть признаны недействительными13. Если через дилера в день проходит только пара-тройка туристов, то можно завести и два типовых договора с ними, не опасаясь путаницы в их оформлении. Но если дилер имеет большой поток туристов, а система заключения договоров налажена не очень хорошо, риск ошибки возрастает многократно. Из собственного опыта хотелось бы добавить к недостаткам таких отношений с туристом и то, что при рассмотрении споров суды не одобряют работы дилеров туризма в каком-либо ином качестве, чем турагентов.

Как уже было сказано выше, работа с туроператором  по договору возмездного оказания услуг  выводит на широкие просторы гражданского права, поэтому воздержусь от дальнейшего  описания её многочисленных особенностей и далее буду рассматривать только «классику жанра» - договор между  туроператором и турагентом.

Однако в завершении следует отметить, что вид сделки определяется не терминами, используемыми  в договоре, а сутью отношений14. Даже если Вы назовёте в договоре дилера турагентом, а не заказчиком, это ещё совсем не значит, что у Вас - агентский договор. Подобная игра терминами (то ли от плохого знания законодательства, то ли, наоборот - от очень хорошего знания психологии турагентов) достаточно часто встречается. Как правило, суть отношений между туроператором и дилером можно понять из предмета договора. Если из этого раздела документа суть отношений всё же не ясна, Вам придётся тщательно изучить весь договор. Надеюсь, ясно, что игра стоит свеч. Постарайтесь определить, что от Вас хочет туроператор: чтобы Вы реализовали его турпродукт (за вознаграждение) или чтобы Вы приобрели турпродуктв свою собственность (пусть даже и для дальнейшей реализации кому-либо).

 

 

  

 Третьим важным моментом при заключении агентского договора между туроператором и  турагентом является размер и условия выплаты агентского вознаграждения. Некоторые ошибочно считают, что агентское вознаграждение может быть выражено только как процент от стоимости реализованного турпродукта. Это не так. Кроме указанного способа можно определить вознаграждение, как фиксированную сумму за один реализованный тур или, например, за месяц. Можно определить его и как разницу между ценой турпродукта, установленной туроператором, и той ценой, за которую его продал туристу турагент (разумеется, если последняя выше первой).

При этом нельзя путать вознаграждение агента с компенсацией его затрат, связанных с исполнением  поручения туроператора. Гражданский  кодекс обязывает принципала (которым  в данном случае является туроператор) компенсировать расходы агента, связанные  с исполнением поручения15. Сумма расходов и их связь с данным конкретным поручением должны быть подтверждены агентом документально и указаны в отчёте агента16. Эта практика не прижилась в туризме, поскольку турагенту практически невозможно обосновать подобные расходы. С другой стороны, любой туроператор совершенно справедливо не желает ставить свой доход в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности своих турагентов, тем более - брать на себя труд (и соответствующие затраты) по проверке обоснованности их расходов. Но закон есть закон! Часть туроператоров включают в свой типовой агентский договор положение о том, что они не производят возмещение расходов агента, связанных с исполнением им поручения. В лучшем случае это положение является ничтожным, а в худшем может повлечь переквалификацию договора из агентского в договор оказания услуг, поскольку агент всегда действует только за счёт принципала. Более мягкий выход из ситуации нашло юридическое агентство «Персона Грата». В разработанном им договоре предложена следующая формулировка: возмещение всех расходов турагента, связанных с исполнением поручения туроператора, производится не сверх, а в рамках вознаграждения, причитающегося турагенту. Однако это положение тоже может быть признано недействительным. Где же выход для туроператора? Он заключается только в том, чтобы внимательно просматривать отчёты агентов и своевременно отклонять указанные в них накладные расходы за их необоснованностью. Логическим продолжением этой мысли является включение туроператором в договор пункта, согласно которому расходы, совершаемые агентом за счет принципала, должны быть предварительно согласованы с ним.

Если турагент реализовал турпродукт по цене, превышающей цену, назначенную туроператором, то возникает дополнительная выгода. Если иное не установлено договором, она должна распределяться поровну между туроператором и турагентом17. Обычно туроператор в договоре предусматривает условие, согласно которому дополнительная выгода остаётся в распоряжении турагента в полном объёме. Однако турагент должен убедиться в этом, найдя соответствующий пункт договора. Более того, ряд туроператоров, назначая минимальное фиксированное вознаграждение за реализацию их туров (например, в сумме 30 руб.), снижают их цену, подразумевая, что основной доход турагент получит не в качестве агентского вознаграждения, а как раз в качестве дополнительной выгоды (цена, установленная туроператором агенту, ниже рыночной цены тура). При таком размере вознаграждения турагенту ещё более важно удостовериться, что вся дополнительная выгода остаётся у него. Кроме того, в этом случае агенту просто жизненно необходимо убедиться, что договор не запрещает ему реализовывать тур по цене, превышающей цену, установленную туроператором (в противном случае работа с этим туроператором не имеет для агента никакого экономического смысла).

Порядок расчетов туроператора и турагента по вознаграждению и дополнительной выгоде тоже имеет большое значение. Есть несколько вариантов осуществления расчетов:

-     агент перечисляет туроператору сразу всю сумму, полученную за тур от туриста, а после того, как агент пришлёт отчёт об исполнении поручения, туроператор возвращает ему вознаграждение и дополнительную выгоду. Этот вариант гарантирует добросовестность агента в документарных вопросах: отчёт и счёт-фактура на вознаграждение будут присланы и точно в срок. В противном случае турагент просто не получит вознаграждения. Одновременно такой вариант расчетов отвлекает оборотные средства агента: некоторое время (до полутора месяцев) его средства в размере вознаграждения и дополнительной выгоды находятся на счетах туроператора. Для последнего это, разумеется, более выгодно.

-     агент перечисляет туроператору не всю сумму, полученную от туриста за тур, а за вычетом своего вознаграждения и дополнительной выгоды. По опыту, добрая половина агентов при таком варианте расчетов просто забывают прислать отчёт и счёт-фактуру на вознаграждение, что неприемлемо для туроператора: без этих документов ему невозможно принять в состав затрат для целей налогообложения агентское вознаграждение и зачесть «входящий» НДС с него.

Каков же выход? Некоторые туроператоры, заботящиеся  о привлечении агентов, включают в договор условие, по которому в  случае отсутствия документов в определённый срок считают турпродукт реализованным  непосредственно турагенту, а не туристу. При чём - по цене «нетто», т.е. по цене, равной сумме, полученной от агента. Указанный способ не представляется верным: агентский договор совсем не эквивалентен договору о реализации турпродукта. Поэтому такое условие вполне может быть признано ничтожным.

Более интересным, на мой взгляд, является вариант, когда  туроператор назначает небольшое  фиксированное вознаграждение за тур (30 руб., 1 доллар и т.п.), снижая при  этом цену турпродукта для агента на величину планируемого дохода последнего. Одновременно туроператор разрешает  турагенту сразу оставить себе дополнительную выгоду, но требует перечислить ему вознаграждение вместе с остальной суммой. Возврат вознаграждения агенту осуществляется после получения от него необходимых документов. Если этих документов не будет в установленный срок, агент штрафуется на сумму вознаграждения. В этом случае туроператор и фактически не отвлекает оборотные средства агентов, и создаёт, пусть и минимальный, но стимул для своевременного представления агентами документов, и на два порядка уменьшает сумму своих потерь в случае, если эти документы всё же не будут представлены в срок. Слабым местом такой схемы является тот факт, что формально в учете туроператора в сумме реализации должна быть отражена в т.ч. и сумма дополнительной выгоды, оставшаяся у агента. В случае отсутствия документов турагента установить её будет невозможно. Однако вряд ли налоговые органы будут проверять эти суммы, поскольку ущерба государству (при прочих равных) не наносится. В крайнем случае, Вам укажут на ошибку и попросят больше так не делать.

В некоторых  договорах встречается также  вариант, когда турист самостоятельно оплачивает турпродукт непосредственно  туроператору. Либо оплачивает туроператору часть стоимости турпродукта (за вычетом вознаграждения агента и  дополнительной выгоды), а остальную  часть - турагенту. Думается, этот вариант не лучший для турагента, поскольку он становится заложником добропорядочности туриста (в наш век платёжные документы легко подделываются средствами офисной техники) и его прозорливости в вопросах выбора банка или другого платёжного посредника. А в случае частичной оплаты - турист ещё и посвящается в экономику отношений туроператора с турагентом, что вполне может навести его на мысль попросить скидку в размере, близком к доходу турагента по данному туру.

Ряд туроператоров  требуют от турагентов подтверждения перечисления средств в оплату тура. По их мнению, таким подтверждением является платёжное поручение, направленное турагентом туроператору по факсу или электронной почтой. Выше уже говорилось о возможностях современной офисной техники... На практике не раз приходилось сталкиваться с подделкой платёжек. Поэтому, это требование представляется излишним. Помимо прочего, оно ещё и свидетельствует о неразберихе в финансах туроператора, не способного даже отследить поступление денег к себе на счёт.

 

 

  

 

При заключении агентского договора между туроператором  и турагентом также следует обратить внимание на то, от чьего имени уполномочен действовать турагент: от своего собственного или от имени туроператора. Абсолютное большинство договоров предоставляют турагенту право действовать от собственного имени. Но встречаются и исключения. Почему это важно? Если турагент действует от имени туроператора, а не от своего собственного, то, во-первых, у него, помимо договора, обязательно должна быть ещё и доверенность туроператора18. В ней должны быть указаны действия, которые агент вправе совершать от имени принципала. Во-вторых, в этом случае заключается договор о реализации турпродукта не между туристом и турагентом, а между туристом и туроператором в лице его турагента, действующего в рамках агентского договора на основании доверенности туроператора. В-третьих, почти все претензии турист в этом случае предъявляет не турагенту, а туроператору.

Обратите внимание и на то, что же именно туроператор  предлагает реализовывать турагенту. Не всякий набор туруслуг является турпродуктом. Следует на уровне терминов предусмотреть реализацию и таких услуг (не турпродуктов), если она действительно планируется. Например, если в комплекс услуг не входит перевозка или проживание, то формально это уже не турпродукт7. Соответственно, в договоре агента с туристом эти услуги тоже не будут считаться турпродуктом.

Если турагент имеет собственную агентскую сеть (субагентов) и планирует реализовывать турпродукт с её помощью, то ему необходимо убедиться, что в договоре между ним и туроператором нет запрета на заключение субагентских договоров19.

Документом, подтверждающим выполнение турагентом возложенного на него поручения реализовать турпродукт, является отчёт турагента20. Если у туроператора есть возражения по отчёту, он должен сообщить их турагенту в течение срока, установленного договором. В случае отсутствия в договоре такого срока, он составляет 30 дней. Отсутствие возражений туроператора в установленный срок даёт турагенту право считать поручение исполненным. Именно в это время у него возникает право собственности на агентское вознаграждение и дополнительную выгоду. Это важно при исполнении обязанностей налогоплательщика, в т.ч. и для турфирм, применяющих для учёта доходов кассовый метод. Обычно в договоре туроператор предусматривает и срок представления ему турагентом отчёта. В зависимости от выбранной туроператором учётной политики он, как правило, составляет от 5 до 15 дней от даты исполнения турагентом поручения или от начала месяца, следующего за месяцем, в котором поручение было исполнено. При этом различные туроператоры принимают в качестве даты исполнения поручения:

Информация о работе Ответственность туроператоров и турагентов