Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, реферат
В связи с законодательным разделением понятия «туристская фирма» на «туроператоров» и «турагентов» возникают вопросы по возложению на них гражданско-правовой ответственности. В туристском законе определено, что туроператор обеспечивает формирование, продвижение и реализацию туристских услуг, а турагент – только продвижение и реализацию. Соответственно турагент не принимает участия в организации тура, в отличие от туроператора.
- дату начала тура,
- дату завершения тура,
- дату заключения договора с туристом,
- дату оплаты тура турагентом туроператору,
- дату оплаты тура туристом турагенту и т.д.
Всё это имеет существенное значение для бухгалтерского и налогового учета турагента, особенно когда он работает со многими туроператорами, использующими различные системы датировки исполнения поручения. В последнем случае у турагента два выхода: либо глубоко продуманная автоматизация процессов, либо увеличение штата работников. Первый выход представляется более правильным, но и более сложным.
Необходимо отметить, что многие туроператоры в своём типовом договоре с турагентом требуют от него, помимо отчёта агента, ещё и акт оказанных услуг (выполненных работ). Во-первых, такой документ не предусмотрен законом при отношениях «принципал-агент». Во-вторых, при проверке компетентными органами наличие такого акта может привести к переквалификации ими агентского договора в договор возмездного оказания услуг (со всеми вытекающими последствиями). В-третьих, наличие акта значительно усложняет документооборот между туроператором и турагентом. Ведь акт - не односторонний, а двухсторонний документ: его должны подписать обе стороны сделки. Отчёт же, как говорилось выше, может быть подписан только одним турагентом.
Зачастую туроператор предусматривает в договоре с турагентом жёсткие неустойки при отказе туриста от турпродукта или изменении туристом турпродукта. При этом туроператор совершенно не учитывает характер сделки с турагентом, а также тот факт, что конечным потребителем его турпродукта, как правило, являются физические лица. Законом определено, что неустойка (пеня, штраф) является способом обеспечения исполнения турагентом своих обязательств по договору с туроператором21. Если обязательства по реализации турпродукта исполнены турагентом надлежащим образом, то никакая неустойка к нему применена быть не может22. Более того, она не может быть применена и к туристу, поскольку тот находится под защитой Закона «О защите прав потребителей»23. Поэтому максимум, на что законно может рассчитывать туроператор - невыплата турагенту вознаграждения и удержание с туриста фактически понесённых туроператором затрат. Проблема заключается в том, что турист обращается с требованием о возврате средств чаще всего не к туроператору, а к турагенту. При этом суды обязывают турагента вернуть туристу все полученные от него в оплату тура деньги, за исключением подтвержденных затрат турагента, к которым не относят неустойку туроператора. В итоге страдает агент. Каков же выход для него? Их два: либо оплачивать неустойку туроператора за свой счёт, либо потребовать от него возврата необоснованно удержанных средств (вплоть до подачи судебного иска). На практике не приходилось встречать турагентов, воспользовавшихся вторым выходом. Однако хочется верить, что прецедент рано или поздно все-таки будет создан, поскольку имеет все шансы на успех.
Если турагент не практикует оформление туристских путёвок на собственных бланках24, ему также необходимо убедиться в том, что в договоре туроператор не поручает ему оформлять туристам такие путёвки. Не вдаваясь здесь в рассуждения о необходимости оформления туристской путёвки вообще, думается, что и туроператору не следует включать это поручение в свой типовой договор. Вполне достаточно будет указать, что отношения его агента с туристом должны соответствовать законодательству о туризме и о защите прав потребителя.
Кроме перечисленного, существует ещё несколько формальных вещей, на которые следует обратить внимание при заключении любого договора. Договор подписывается кем-то из должностных лиц контрагента. Необходимо удостовериться, что лицо, подписавшее договор, имеет на это право25. Если договор подписывает генеральный директор, действующий на основании устава организации можно затребовать у контрагента заверенную им выписку из его устава, где речь идёт о полномочиях генерального директора и о порядке его избрания (назначения). Вместе с выпиской необходимо получить заверенную копию документа об избрании (назначении) генеральным директором именно того человека, который подписывает договор. Если же договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности, а не устава, то в дополнении к указанным документам необходимо получить и заверенную копию этой доверенности. В ней следует обратить внимание на срок её действия и на полномочия поверенного. Напомню, что доверенность без указания даты её совершения ничтожна, а без указания срока действия действует в течение 1 года26.
Не будет лишним
также взять у партнёра заверенные
им копии свидетельства о внесении
его в единый государственный
реестр юридических лиц (или индивидуальных
предпринимателей) и свидетельства
о постановке на учёт в качестве
налогоплательщика. И уж если Вы захотите
удостовериться в партнёре совсем точно,
то можно заказать (у него или
в налоговом органе) выписку из
единого государственного реестра
юридических лиц или
Вообще-то, работа
с индивидуальными
В заключение следует также сказать, что любые обязательства сторон, предусмотренные договором, которые не подкреплены санкциями за их невыполнение или ненадлежащее выполнение, в большинстве случаев остаются лишь пустым звуком. Это следует помнить и туроператору, и турагенту.
1ГК РФ, ст. 161
2ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 9
3ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 4.1
4ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 10
5ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 17.2
6ГК РФ, ст. 454
7ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 1
8ГК РФ, ст. 779
9Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 33
10НК РФ, ст. 346.13
11НК РФ, ст. 346.15
12Если Вы действуете от своего имени, то заключаете договор сами с собой, что невозможно. Если же Вы действуете от имени принципала, то такой вид отношений запрещён ст. 182 ГК РФ, за исключением коммерческих представителей. Коммерческим представителем Вы выступать не можете (ст. 184 ГК РФ), поскольку один из Ваших принципалов - не предприниматель, а потребитель.
13ГК РФ, ст. 168
14ГК РФ, ст. 431
15ГК РФ, ст. 975 и 1001
16ГК РФ, ст. 1008
17ГК РФ, ст. 992
18ГК РФ, ст. 975
19ГК РФ, ст. 1009
20ГК РФ, ст. 1008
21ГК РФ, ст. 329
22ГК РФ, ст. 993
23Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 32
24Разъяснения Ростуризма об использовании туроператорами и турагентами бланка строгой отчётности «Туристкая путёвка» от 17.08.2007 г.
25ГК РФ, ст. 183
26ГК РФ, ст. 186
Организации, занимающиеся
составлением и продажей туров, называются
туристско-экскурсионными организациями.
На практике они могут называться по-разному:
туристские бюро, бюро путешествий, турагентства
и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства
на туристском рынке их можно подразделить
на туристские агентства и туристские
операторы.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют
направление предпринимательской деятельности
туристской фирмы или компании.
Что означают эти термины?
Туристский продукт формируется из услуг
предприятий, причастных к обслуживанию
людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные
фирмы и компании, гостиницы, рестораны,
кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки,
парки аттракционов, досугово-развлекательные
предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес,
азартные мероприятия и заведения, спортивные
и курортные организации. Словом, все те,
кто может оказать необходимые услуги.
Комплектацией туристского продукта,
т. е. формированием набора услуг под названием
«тур», занимаются туроператоры. Туроператор
(в некоторых странах его называют турорганизато-ром)
производит дифференцированные туристские
продукты из составляющих услуг в соответствии
с потребностями и пожеланиями клиентов.
Турагент реализует туристский продукт
клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры)
или в виде свободного набора услуг (заказные
туры).
На рис. 8.1 показана схема продвижения
туристских услуг.
недоступно
Рис. 8.1. Схема продвижения туристских
услуг (---- - продажа товара (услуги); - организация
продажи за комиссионные)
Туроператор - это
организация, занимающаяся комплектацией
туров и формированием
Туроператор разрабатывает туристские
маршруты, насыщает их услугами посредством
взаимодействия с поставщиками услуг,
обеспечивает функционирование туров
и предоставление услуг, подготавливает
рекламно-информационные издания по своим
турам, рассчитывает цены на туры, передает
туры тур-агенту для их последующей реализации
туристам.
Турагент - это организация-посредник,
занимающаяся продажей сформированных
туроператором туров.
Турагент приобретает туры у туроператора
и реализует их потребителю. Турагент
добавляет к приобретаемому туру проезд
туристов от места их проживания до первого
по маршруту пункта размещения, от последнего
на маршруте пункта размещения и обратно.
Место обозначенных туристских организаций
на туристском рынке показано на рис. 8.2
(понятия рецептивного и инициативного
туроператоров рассмотрены в § 8.3).
Главной рыночной ролью этих организаций
является соединение поставщиков услуг
с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных
как во времени, так и территориально.
Это специфический туристский вид бизнеса.
Здесь важен правильный выбор поставщиков
услуг, основанный на профессиональных
знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей
и рычагов его развития и управления.
Основные функции туристских организаций:
- комплектующая;
- сервисная;
- гарантийная.
Комплектующая
функция - это комплектация тура из
отдельных услуг - для рецептивного
туроператора; комплектация комбинированных
туров из туров рецептивных - для
инициативного туроператора; комплектация
пакетов туров с транспортными
и некоторыми другими видами услуг
- для турагента.
Сервисная функция - это обслуживание
туристов на маршрутах, обслуживание туристов
в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция - это предоставление
туристам гарантий по заранее оплаченным
туристским услугам в обусловленном количестве
и на обусловленном уровне. Согласно международному
и российскому законодательствам перед
туристом несет полную ответственность
за обслуживание та организация, которая
сформировала и продала ему пакет услуг,
независимо от того, сама она предоставляет
эти услуги или третье лицо (поставщик
услуг).
Обычно туроператор - это более крупная
компания, чем тур-агент, имеющая головной
туроператорский офис и несколько филиалов
- агентскую сеть. Многие крупные туроператоры
имеют агентские сети по всему миру.
При этом, независимо от наличия собственной
агентской сети, туроператор заключает
агентские соглашения с независимыми
турагентствами на продажу своих туров.
Чем больше у туроператора партнеров-турагентов,
чем в большем количестве стран и регионов
они расположены, тем шире объемы продаж
и соответственно больше туристов, выше
прибыль, успешнее дела.
Турагенты и туроператоры могут иметь
разнообразные формы собственности. Они
могут быть частными, государственными,
акционерными обществами - суть предпринимательской
деятельности и рыночные функции их от
этого не меняются.
Главной рыночной задачей как турагента,
так и туроператора являются обретение
устойчивого положения на туристском
рынке и получение устойчивой прибыли.
Необходимо найти свою нишу, свой сегмент
потребителей на основе дифференциации
туристского рынка.
Основные различия между туроператором
и турагентом:
1. По системе доходов:
Туроператор покупает некоторый туристский
продукт, и его прибыль формируется из
разницы между ценой покупки и ценой продажи;
очень часто туроператор приобретает
отдельные услуги, из которых затем формирует
комплексный туристский продукт со своим
механизмом ценообразования. В то же время
турагент действует как розничный продавец,
и его прибыль получается из комиссионных
за продажу чужого туристского продукта;
турагент реализует туристский продукт
(часто и отдельные услуги, например авиабилеты,
номера в гостиницах) по реальным ценам
туроператоров или производителей услуг.
2. По принадлежности туристского продукта:
Туроператор всегда имеет запас туристского
продукта для
продажи, а турагент запрашивает определенный
продукт (услугу), только когда клиент
выражает покупательский интерес.
Информация о работе Ответственность туроператоров и турагентов