Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:44, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» .
Предмет исследования. Организационно-управленческие аспекты деятельности некоммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование организации туристского клуба в форме некоммерческого партнерства в современных социально-экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5

1.1. История развития организационно-управленческой системы туристского движения в России 5

1.2. Стратегическое направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации 12

1.3. Организационно-управленческая структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов 16

1.4. Понятие и виды некоммерческих организаций в России, основные принципы деятельности НКО 22

1.5. Выбор организационно-правовой формы для туристского клуба 28

Заключение 33

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36

2.1. Задачи исследования 36

2.2. Методы исследования 36

2.3. Результаты исследования 37

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛУБА В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 39

3.1.Алгоритм создания туристского клуба в форме некоммерческого партнерства 39

3.2.Структура органов управления и практическая деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» 42

Выводы 48

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49

Список использованных источников и литературы 50

Список сокращений 54

Файлы: 1 файл

Диплом к распечатке.docx

— 209.48 Кб (Скачать)

Алгоритм  создания туристского клуба в  форме некоммерческого партнерства  выглядит следующим образом:

1.Решение  учредительного собрания об учреждении  туристского клуба в форме  некоммерческого партнерства (об  утверждении Устава некоммерческого  партнёрства «Туристский клуб  «В кругу друзей», о внесении  вступительных взносов в имущество  клуба, о назначении Директора).

2.Регистрация  некоммерческого партнерства в  Инспекции Федеральной налоговой  службы (документ об уплате государственной  регистрационной пошлины, устав  организации). В уставе организации  необходимо отразить:

  • Основные положения;
  • Цели и виды деятельности туристского клуба;
  • Членство и структуру взаимоотношений между членами

туристского клуба в форме некоммерческого  партнерства;

  • Права и обязанности членов туристского клуба (какие права и

обязанности несут члены партнерства и  какие они выполняют функции);

  • Размер и периодичность вступительных и членских взносов;
  • Органы управления туристского клуба и его компетенция;
  • Имущество клуба (источники формирования имущества, их

периодичность и составляющие);

  • Порядок реорганизации и ликвидации.

3.Регистрация  некоммерческого партнерства в  отделении Пенсионного Фонда  России.

4.Регистрация  некоммерческого партнерства в  отделении статистики (получение  Федеральных кодов организаций).

5.Регистрация  некоммерческого партнерства в  Министерстве юстиции по Омской  области.

3.2. Структура органов управления  и практическая деятельность  НП «Туристский клуб «В кругу  друзей»

Туристский клуб «В кругу друзей»  как некоммерческое партнерство  начал свою деятельность с 2007 года и  действует на основании собственного устава. Клуб прошел государственную  регистрацию в установленном  законом порядке.

Целями деятельности Клуба по Уставу являются:

- содействие развитию активного  туризма в России, ближнем и  дальнем зарубежье путем предоставления  информации заинтересованным лицам  о планируемых туристских походах;

- содействие участию российских  туристов в международных туристских  программах;

- развитие научных исследований  в сфере туристской индустрии.

Для достижения указанных целей  Клуб осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечение необходимым туристским  снаряжением участников турпоходов  путем его передачи во временное  пользование либо реализации  через розничную сеть магазинов;

- организация мероприятий по  охране окружающей природной  среды;

- организация, участие и проведение  туристских слетов, соревнований, направленных  на воспитание, образование и  оздоровление туристов;

- иная деятельность не запрещенная  законодательством РФ.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" уставом некоммерческого  партнерства «Туристский клуб «В кругу друзей» предусмотрено  наличие следующих органов (рис.6):

  • Высший орган управления - общее собрание членов некоммерческого партнерства - обязательный орган в некоммерческом партнерстве), к его компетенции относится:

- изменение  Устава Партнерства; определение  приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования  его имущества; 

- образование  руководящих, исполнительных органов,  контрольно-ревизионных комиссий  и досрочное прекращение их  полномочий;

- преобразование, реорганизация и ликвидация Партнерства  (решение по этому пункту принимаются  единогласно).



  


 



 

Рис.6. Структура НП «Туристский  клуб «В кругу друзей»

  • Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом Партнерства является Совет членов Партнерства, определяемый общим собранием из числа членов Партнерства на срок пять лет и состоящий от трех человек. 
  • Единоличным исполнительным органом Партнерства является Директор, который руководит текущей деятельностью Партнерства и решает все вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию Общего собрания и Совета членов Партнерства, определенную настоящим Уставом.

Директор  избирается общим собранием членов Партнерства на период пять лет. Он подотчетен Совету членов Партнерства  и организует выполнение его решений. Директор несет ответственность  перед Партнерством за результаты и  законность деятельности. Без доверенности действует от имени Партнерства  и представляет его интересы; пользуется правом распоряжения имуществом и денежными  средствами, заключает договоры, в  том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный  и другие счета, издает приказы и  распоряжения.

В компетенцию  Директора входит:

- материально-техническое  обеспечение деятельности Партнерства  в пределах собственных средств  Партнерства;

- привлечение  для осуществления уставной деятельности  дополнительных источников финансовых  и материальных средств;

- предоставление  Общему собранию членов ежегодного  отчета о поступлении и расходовании  средств.

Контроль  за финансовой деятельностью Партнерства  осуществляет Ревизионная комиссия, которая избирается из числа членов Партнерства в количестве двух человек сроком на пять лет и которые не могут быть из числа Совета членов Партнерства и Директор. Руководит комиссией Председатель, избранный  из числа ее членов. Ревизионная комиссия:

- контролирует  финансовую и хозяйственную деятельность  исполнительного органа;

- осуществляет ревизию  расходования денежных средств  и материальных ценностей. 

Организационно-управленческая структура НП «Туристский клуб  «В кругу друзей» не имеет ярко выраженную иерархию с линейно-организационной структурой управления. Управление в клубе развивается по органической модели.  Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, она предполагает большее использование человеческого потенциала. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Это создает у членов клуба чувство персональной значимости и ответственности и обеспечивает удовлетворенность, гибкость и развитие. Постепенно проводятся реформы, прописывая прежде неформальные правила участия в мероприятиях, официальное членство в турклубе.

В последнее время наблюдается  тенденция увеличения числа желающих активно провести свой отпуск в турпоходе. Среди них проведен опрос о  предпочтениях в выборе формы деятельности туристской организации и выявлены следующие различия (таб.1).

Таблица 1.

Отличительные признаки коммерческой турфирмы и турклуба

Признак

Коммерческая турфирма

Туристский клуб

Участники походов

Почти все участники не знакомы  друг с другом

Есть костяк - люди, которые регулярно  ходят в походы.

Разнообразие походов

5-10 наиболее "раскрученных" маршрутов

Множество разнообразных походов, не повторяющихся в течение года

Цена на мероприятия

Примерно в 1,5-2 раза выше себестоимости

Близка к себестоимости

По сложности походов

Не превышают 1 категории сложности

От бескатегорийных до высококатегорийных

Интерес руководителей

к мероприятию

Денежный,  руководитель может годами водить людей по одному и тому же опостылевшему маршруту

Нематериальный интерес (желание  создать команду и ходить во все  более интересные походы)

Открытость для новых членов

Новый турист интересен прежде всего  как работник, который готов за разумную цену водить экскурсии по раскрученным местам

Открыты для опытных туристов и  рады появлению новых туристов со своими планами

Тренировочный процесс

Тренировок, как правило, нет, так  как маршруты относительно просты

Имеются тренировки, цель которых - подготовить  членов турклуба к более сложным  походам

Новизна походов и мероприятий

Преобладают раскрученные бренды

Есть разведывательные походы по маршрутам, которые незнакомы широкой массе  и явно не востребованы с коммерческой точки зрения


 

Результаты  опроса указывают на предпочтительность некоммерческого туристского клуба  как форму деятельности, так как  это предоставляет возможность ориентированным на развитие туристам найти для себя следующие пути:

- Категорийные  походы. В турклубе  можно последовательно  пройти путь от некатегорийных  походов к походам высоких  категорий.

- При желании можно стать  руководителем походов или проектов.

Это приветствуется, так как турклуб  может неограниченно расширяться, увеличивая количество своих участников, проводимых мероприятий и увеличивая длительность походов. Необходимо побыть руководителем хотя бы похода выходного  дня, чтобы участвовать в походах  высокой категории сложности, в  полной мере ощущая ответственность  за команду. Кроме того, при передаче знаний совершенствуются туристические  навыки.

По результатам опроса потенциальных  туристов об источниках получения информации о предполагаемом районе путешествия, проведенного членами НП «Турклуб «В кругу друзей»  выявлен следующий  результат (рис.7):

Рис.7. Распределение источников информации о предполагаемом районе путешествия.

 

На основании результатов  опроса руководством клуба было принято  решение о создании единого специализированного информационного портала - Интернет-сайта, который позволит пользователям легко находить информацию о предстоящих походах, нитке маршрута,  а также более детальную информацию о турклубе. Ни один вид рекламы не может сравниться с рекламой в Интернет по полноте, качеству и оперативности предоставляемой информации (www.tourfriends.ru).

Для обеспечения участников походов туристский клуб закупает туристское снаряжение для дальнейшей сдачи  в прокат. Тем самым обеспечивает себя средствами на оплату товаров  и услуг поставщиков.

В рамках ежегодных конкурсов  среди некоммерческих организаций, проводимых при поддержке муниципальных  и областных органов самоуправления, турклубом проводится работа по реализации общественно полезных программ и  мероприятий.

Последним таким мероприятием была  проект-акция экологической направленности «Туристская песня в поддержку экологии» по очистке островов реки Иртыш в городской зоне от твердого бытового мусора. В это мероприятие клуб смог вовлечь студенческий актив географического факультета Омского педагогического университета и скаутов Омского клуба «Дискавери». Информационная поддержка осуществлялась Охотничье-Рыболовным клубом «Сибирский Трофей», Омским журналом «Охота, Рыбалка и Туризм», Омским отделением Русского географического общества, РОО «Федерация Парусного спорта Омской области» и Творческой Мастерской Турснаряжения «Одиссейл».

В перспективе клуб планирует развивать свою деятельность:

– вовлекать в туризм людей, желающих с пользой для  своего интеллектуального, физического  и духовного развития проводить  время (отпуск, выходные);

– расширять свою материально-техническую  базу;

– расширять географию  туризма в пределах Омской области  и России;

– разрабатывать и испытывать новые туристские маршруты;

– укреплять и развивать  традиции клуба;

– участвовать в конкурсах  на получение грантовой поддержки  со стороны отечественных и зарубежных организаций и т.д.  

Выводы

1.Не существует единой классификации факторов, влияющих на эффективность деятельности общественных туристских организаций, а выведенная нами классификация может быть использована при функционировании туристского клуба в настоящих социально-экономических условиях.

2.Организационно-управленческая  структура туристских клубов  России является бюрократической  с линейно-функциональным характером  управления. Возглавляет туристское  движение России (по убыванию  уровней управления туристским  движением) ТССР, ФСТР, ТСО, туристские клубы. 3.Некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма туристского клуба является наиболее приемлемой для создания и функционирования, поскольку дает ряд преимуществ:

– членство без регистрации в налоговых  органах,

– предпринимательская  деятельность для реализации целей.

3.Алгоритм  создания туристского клуба в  форме некоммерческого партнерства  включает в себя следующие  этапы: решение о создании, регистрация  в ФНС, ПФР, органах статистики, в Министерстве юстиции по  Омской области.

4.Организационно-упраленческая структура НП «Туристский клуб  «В кругу друзей» не имеет ярко выраженную иерархию с линейно-организационной структурой управления. Возглавляет деятельность Директор. Эффективность деятельности туристского клуба в форме некоммерческого партнерства подтверждена с помощью опросов потенциальных туристов. Туристским клубам эффективнее вести свою организационно-управленческую деятельность в форме некоммерческого партнерства, поскольку это дает возможность участвовать в конкурсах на получение субсидий и грантов, привлекать средства спонсоров, а также использовать для уставных целей доход от ведения хозяйственной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Анализ  литературных источников и результаты проведенного исследования, позволяют  предложить практические рекомендации по организации туристских клубов в  форме некоммерческого партнерства  в настоящих социально-экономических  условиях.

Информация о работе Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)