Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:44, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» .
Предмет исследования. Организационно-управленческие аспекты деятельности некоммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование организации туристского клуба в форме некоммерческого партнерства в современных социально-экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5

1.1. История развития организационно-управленческой системы туристского движения в России 5

1.2. Стратегическое направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации 12

1.3. Организационно-управленческая структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов 16

1.4. Понятие и виды некоммерческих организаций в России, основные принципы деятельности НКО 22

1.5. Выбор организационно-правовой формы для туристского клуба 28

Заключение 33

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36

2.1. Задачи исследования 36

2.2. Методы исследования 36

2.3. Результаты исследования 37

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛУБА В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 39

3.1.Алгоритм создания туристского клуба в форме некоммерческого партнерства 39

3.2.Структура органов управления и практическая деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» 42

Выводы 48

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49

Список использованных источников и литературы 50

Список сокращений 54

Файлы: 1 файл

Диплом к распечатке.docx

— 209.48 Кб (Скачать)

Количество  туристских клубов уменьшилось до 100, на их базе продолжают действовать  региональные федерации спортивного  туризма. Рост  стоимости арендной платы и полное отсутствие господдержки привело к массовому закрытию туристских клубов после 90-х. Так в  Омске  из большого количества клубов остались только клубы при Нефтезаводе, ПО «Иртыш»,  ЦКБА (Центральное конструкторское  бюро автоматики), студенческие клубы  при Транспортной академии и Педагогическом университете. Значительное количество клубов лишилось своих помещений  и действуют на общественных началах.

Количество  занимающихся СОТ ориентировочно снизилась  по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением,  не менее чем в 30 раз сократился управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов. Возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др. Произошло вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно повлияло на внутренний дух движения.

Принятый  в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к  международному выездному и въездному  туризму. Спортивно-оздоровительный  туризм, составляющий в 1987 году одну треть  туристского потока страны полностью  выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя напрямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивного туризма и  его  разновидностей недооценена большинством представителей туристской индустрии.

Начиная с 1998 года спортивно-оздоровительный  туризм прошел критическую точку  своего падения и наметились положительные  тенденции в его развитии. Это  стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму; усилиям общественного туристского актива и желанию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом заниматься спортом, решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. К туристско-спортивному движению, как к источнику специалистов, владеющих навыками спасательных работ  и имеющих опыт и уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявило большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, с которым был заключен Договор о сотрудничестве. Многие его штатные сотрудники - мастера спорта и инструкторы спортивного туризма.

За 1998-2005 годы Госкомитетом совместно с Туристско-спортивным союзом России было много сделано  для  становления движения. Обозначились лучшим образом технология и структура функционирования самодеятельного туризма в России (рис.2). Ежегодно формировался полноценный календарь спортивных мероприятий, разрабатывалось типовое положение о клубе, вводилась новая классификация спортивных маршрутов, разрабатывались новые разрядные требования, подготавливался полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма. Туризм приобретал новый этап развития в России под руководством Туристско-спортивного союза под девизом «За Духовность, Спорт, Природу».

Рис.2. Технология и структура функционирования самодеятельного туризма в России

 

    1. Стратегическое  направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

Стратегия развития спортивно-оздоровительного и активного туризма направлена на разработку комплекса мероприятий, способствующих: вовлечению в спортивное туристское движение как можно больше граждан России,  реализации современной технологии спорта, активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности. Объединив усилия федеральных органов  исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, заинтересованных организаций, и отдельных граждан решатся многие социальные и государственные задачи, такие как: 

- создание  городских, пригородных и удаленных  от города 

материально-технических  баз спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуру, а также производство товаров спортивно-туристского назначения;

- создание  государственно-общественной системы  подготовки кадров для сферы  спортивного туризма;

- совершенствование системы дифференцированной подготовки

специалистов  применительно к основным видам  их профессиональной деятельности в  спорте и туризме;

- создание  соответствующих рабочих мест  с круглогодичной занятостью;

- внедрение  спортивно-оздоровительного туризма  в систему учебно-образовательных  заведений и учреждений любых  типов, в учебно-спортивных тренировочных   лагерях и туристских полигонах,  на предприятиях и организациях  по месту жительства населения,  спортивно-оздоровительных лагерях,  на базах рекреационного профиля. 

Успешное  развитие спортивно-оздоровительного туризма зависит  от того, насколько  предпринимаемые меры будут адекватны  той специфике и тем особенностям, которые присущи туристскому  спортивно-оздоровительному движению, и в первую очередь характеризующие его, как сферу, не преследующую цель получения  прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего  патриотические и духовные начала личности.

Все это  является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни,  а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами спортивного туризма.

Построение  технологий туристско-спортивной и  оздоровительной направленности должно базироваться на принципах;

- соответствия   социальной   значимости,   эффективности   и         массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;

- дифференцированного  подхода к организации мероприятий  по развитию спортивного туризма,  выделяя при этом, в первую  очередь, массовые туристские  мероприятия для детей и молодежи, активно           использующие природную среду  наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;

- использования  возможностей спортивного туризма  для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава, Росмолодежи, Ростуризма и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные инструкторы-проводники и инструкторы, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);

- межведомственного  управления и развития спортивного  туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с      ограниченными жизненными возможностями, семью в целом;

- учитывая, что спортивный туризм связан  с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при прохождении маршрутов при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характера;

К числу  главных направлений в реализации развития относится создание оптимальной  правовой базы развития СТ.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной  базы развития СТ направлена на то, чтобы, помимо создания и совершенствования  федеральных законов по различным  аспектам деятельности в сфере СТ, активно участвовать в общей  законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы РФ, которые в той или иной степени влияют на развитие СТ (кодексы законов РФ о спорте, туризме, молодежной политике, а также  о труде, градостроительстве, о налогах, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т. д.), а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере СТ в стране.

Совершенствование законодательства в области СОТ  должно способствовать тому, чтобы  в рыночных условиях движение финансировалось  не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для  поддержки развития материально-технической  базы СОТ (содержании туристских клубов, при строительстве туристских приютов, туристских баз, полигонов, и т. п.). Правовая форма для данной сферы деятельности государства должна представлять смешанное соучредительство, включающее общественную, государственную и частную составляющую с ориентированным соотношением между ними соответственно: 51, 34, 15%, как одно из основных условий поступательного развития всех технологий и материально-технической базы спортивного туризма.

Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:

- организаций,  реализующих программы, направленные  на развитие СОТ среди детей,  инвалидов, сирот и способствующие  формированию здорового образа жизни:

- спонсоров  и инвесторов, направляющих свои  средства на развитие.

Последнее предполагает принятие новых законодательных  актов в РФ таких как законов: «О социальном туризме», «О туристской ренте», «О национальной системе подготовки специалистов для сферы СТ» и др. [23].

Появление новых сфер спортивного туризма (экстремальный туризм) приводит к  необходимости создания единой - на государственном уровне - нормативной  документации по обеспечению безопасности в туризме, по классификации спортивных маршрутов, турснаряжению и кадрам. [4, 15, 27].

Развитие  спортивного туризма во многом определяется эффективной работой региональных федераций спортивного туризма. 

Создание  в регионах организационной структуры, объединяющей вокруг федераций все  коллективы, клубы  туристов, студенческие организации, СЮТУР, ДЮСШ, туристско-спортивные организации будет способствовать развитию спортивного туризма в  регионах.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009г. № 1101-р  утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации  на период до 2020 года. Впервые за последние  два десятилетия в документе  правительственного уровня отражены проблемы детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма, то есть  туризма социальной направленности.

    1. Организационно-управленческая структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов

Организационно-управленческая структура туристских клубов России является бюрократической с линейно-функциональным характером управления.

В настоящее  время в России центральным общественным туристским органом самодеятельного  туризма является Туристско-спортивный союз России (ТССР) и Федерация спортивного  туризма России (ФСТР) - общероссийская общественная организация, объединяющая любителей, профессионалов и организаторов  спортивных туристских походов, путешествий  и туров, включающих преодоление  природных категорированных препятствий. ТССР работает через развитую систему  секций, клубов, отделений, федераций  и союзов республиканского, краевого и областного уровня в Российской Федерации, развивает  некоммерческий спортивно-оздоровительный туризм в России, имеет обширный календарь  спортивных мероприятий по девяти видам  туризма, ежегодно проводятся Чемпионаты и Кубки России по спортивным походам  и туристскому многоборью. ФСТР готовит  туристские кадры по девяти видам  туризма с присвоением категорий "инструктор" и "гид-проводник" соответствующего уровня вплоть до международного класса.

Существует  сеть маршрутно-квалификационных комиссий, оказывающих помощь туристам в выборе маршрутов спортивных походов и  оформляющих специальную документацию на право проведения спортивных походов, путешествий и туров в сфере  активного туризма.

МКК создаются  при туристских организациях - членах ТССР по административно-территориальному принципу при наличии подготовленных туристских кадров.

Региональные  туристско-спортивные органы (ТСО) создаются  в областях, краях и республиках  РФ по инициативе туристов, активно  занимающихся вопросами развития самодеятельного  туризма, при поддержке организаций, заинтересованных в развитии самодеятельного  туризма. Организационная структура, состав, форма и направления деятельности определяются уставами ТСО, разработанными в соответствии с требованиями федерального закона «Об общественных организациях».

Информация о работе Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)