Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:44, дипломная работа
Объект исследования. Деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» .
Предмет исследования. Организационно-управленческие аспекты деятельности некоммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование организации туристского клуба в форме некоммерческого партнерства в современных социально-экономических условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5
1.1. История развития организационно-управленческой системы туристского движения в России 5
1.2. Стратегическое направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации 12
1.3. Организационно-управленческая структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов 16
1.4. Понятие и виды некоммерческих организаций в России, основные принципы деятельности НКО 22
1.5. Выбор организационно-правовой формы для туристского клуба 28
Заключение 33
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Задачи исследования 36
2.2. Методы исследования 36
2.3. Результаты исследования 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛУБА В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 39
3.1.Алгоритм создания туристского клуба в форме некоммерческого партнерства 39
3.2.Структура органов управления и практическая деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» 42
Выводы 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
Список использованных источников и литературы 50
Список сокращений 54
Количество туристских клубов уменьшилось до 100, на их базе продолжают действовать региональные федерации спортивного туризма. Рост стоимости арендной платы и полное отсутствие господдержки привело к массовому закрытию туристских клубов после 90-х. Так в Омске из большого количества клубов остались только клубы при Нефтезаводе, ПО «Иртыш», ЦКБА (Центральное конструкторское бюро автоматики), студенческие клубы при Транспортной академии и Педагогическом университете. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действуют на общественных началах.
Количество занимающихся СОТ ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением, не менее чем в 30 раз сократился управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов. Возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др. Произошло вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно повлияло на внутренний дух движения.
Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя напрямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивного туризма и его разновидностей недооценена большинством представителей туристской индустрии.
Начиная
с 1998 года спортивно-оздоровительный
туризм прошел критическую точку
своего падения и наметились положительные
тенденции в его развитии. Это
стало возможным благодаря
За 1998-2005
годы Госкомитетом совместно с Туристско-
Рис.2. Технология и структура функционирования самодеятельного туризма в России
Стратегия развития спортивно-оздоровительного и активного туризма направлена на разработку комплекса мероприятий, способствующих: вовлечению в спортивное туристское движение как можно больше граждан России, реализации современной технологии спорта, активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности. Объединив усилия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, заинтересованных организаций, и отдельных граждан решатся многие социальные и государственные задачи, такие как:
- создание
городских, пригородных и
материально-технических баз спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуру, а также производство товаров спортивно-туристского назначения;
- создание
государственно-общественной
- совершенствование системы дифференцированной подготовки
специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в спорте и туризме;
- создание соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью;
- внедрение
спортивно-оздоровительного
Успешное
развитие спортивно-оздоровительного
туризма зависит от того, насколько
предпринимаемые меры будут адекватны
той специфике и тем
Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни, а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами спортивного туризма.
Построение технологий туристско-спортивной и оздоровительной направленности должно базироваться на принципах;
- соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;
- дифференцированного
подхода к организации
- использования
возможностей спортивного
- межведомственного
управления и развития
- учитывая, что спортивный туризм связан с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при прохождении маршрутов при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характера;
К числу
главных направлений в
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития СТ направлена на то, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере СТ, активно участвовать в общей законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы РФ, которые в той или иной степени влияют на развитие СТ (кодексы законов РФ о спорте, туризме, молодежной политике, а также о труде, градостроительстве, о налогах, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т. д.), а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере СТ в стране.
Совершенствование законодательства в области СОТ должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях движение финансировалось не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки развития материально-технической базы СОТ (содержании туристских клубов, при строительстве туристских приютов, туристских баз, полигонов, и т. п.). Правовая форма для данной сферы деятельности государства должна представлять смешанное соучредительство, включающее общественную, государственную и частную составляющую с ориентированным соотношением между ними соответственно: 51, 34, 15%, как одно из основных условий поступательного развития всех технологий и материально-технической базы спортивного туризма.
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций,
реализующих программы,
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие.
Последнее предполагает принятие новых законодательных актов в РФ таких как законов: «О социальном туризме», «О туристской ренте», «О национальной системе подготовки специалистов для сферы СТ» и др. [23].
Появление новых сфер спортивного туризма (экстремальный туризм) приводит к необходимости создания единой - на государственном уровне - нормативной документации по обеспечению безопасности в туризме, по классификации спортивных маршрутов, турснаряжению и кадрам. [4, 15, 27].
Развитие
спортивного туризма во многом определяется
эффективной работой
Создание
в регионах организационной структуры,
объединяющей вокруг федераций все
коллективы, клубы туристов, студенческие
организации, СЮТУР, ДЮСШ, туристско-спортивные
организации будет
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Впервые за последние два десятилетия в документе правительственного уровня отражены проблемы детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма, то есть туризма социальной направленности.
Организационно-управленческая
структура туристских клубов России
является бюрократической с линейно-
В настоящее
время в России центральным общественным
туристским органом самодеятельного
туризма является Туристско-спортивный
союз России (ТССР) и Федерация спортивного
туризма России (ФСТР) - общероссийская
общественная организация, объединяющая
любителей, профессионалов и организаторов
спортивных туристских походов, путешествий
и туров, включающих преодоление
природных категорированных препятствий.
ТССР работает через развитую систему
секций, клубов, отделений, федераций
и союзов республиканского, краевого
и областного уровня в Российской
Федерации, развивает некоммерческий
спортивно-оздоровительный
Существует
сеть маршрутно-квалификационных комиссий,
оказывающих помощь туристам в выборе
маршрутов спортивных походов и
оформляющих специальную
МКК создаются
при туристских организациях - членах
ТССР по административно-
Региональные туристско-спортивные органы (ТСО) создаются в областях, краях и республиках РФ по инициативе туристов, активно занимающихся вопросами развития самодеятельного туризма, при поддержке организаций, заинтересованных в развитии самодеятельного туризма. Организационная структура, состав, форма и направления деятельности определяются уставами ТСО, разработанными в соответствии с требованиями федерального закона «Об общественных организациях».