Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:44, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» .
Предмет исследования. Организационно-управленческие аспекты деятельности некоммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование организации туристского клуба в форме некоммерческого партнерства в современных социально-экономических условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ 5

1.1. История развития организационно-управленческой системы туристского движения в России 5

1.2. Стратегическое направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации 12

1.3. Организационно-управленческая структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов 16

1.4. Понятие и виды некоммерческих организаций в России, основные принципы деятельности НКО 22

1.5. Выбор организационно-правовой формы для туристского клуба 28

Заключение 33

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36

2.1. Задачи исследования 36

2.2. Методы исследования 36

2.3. Результаты исследования 37

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО КЛУБА В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 39

3.1.Алгоритм создания туристского клуба в форме некоммерческого партнерства 39

3.2.Структура органов управления и практическая деятельность НП «Туристский клуб «В кругу друзей» 42

Выводы 48

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49

Список использованных источников и литературы 50

Список сокращений 54

Файлы: 1 файл

Диплом к распечатке.docx

— 209.48 Кб (Скачать)

2) лицо, включенное в перечень в соответствии  с п. 2 ст. 6 Федерального закона  от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии  легализации (отмыванию) денежных  средств, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное  объединение или религиозная  организация, деятельность которых  приостановлена в соответствии  со ст. 10 Закона РФ от 25.07.2002 №  114-ФЗ «О противодействии экстремистской  деятельности»;

4) лицо, в отношении которого вступившим  в законную силу решением суда  установлено, что в его действиях  содержатся признаки экстремистской  деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым  к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям  федеральных законов, определяющих  правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации  некоммерческих организаций отдельных  видов.

Число учредителей  некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным  законом. Например, согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах  в РФ» установлено, что торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее  пятнадцати учредителей, а для некоммерческого  партнерства минимум два учредителя.

Некоммерческая  организация может быть учреждена  одним лицом, за исключением случаев  учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут  создать некоммерческие организации  в форме публичного учреждения.

Некоммерческие  юридические лица могут создаваться  в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК). В основном эти  организационно-правовые формы предусмотрены  Законом РФ № 7-ФЗ.

Правовое  регулирование некоммерческих организаций  осуществляется целым рядом правовых актов. Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими деятельность общественных и религиозных организаций, являются, помимо ГК РФ, также Законом  РФ № 7-ФЗ, Законом РФ № 82-ФЗ и др. По общему правилу, предусмотренному п. 2. ст. 3 Закона РФ № 7-ФЗ, некоммерческая организация создается без ограничений  срока действия.

Основные принципы деятельности НКО

Принцип общественной пользы. Миссия некоммерческой организации заключается в реализации общественных интересов, в том числе интересов участников (членов) организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.

Принцип свободы деятельности. Деятельность некоммерческой организации основывается на самоуправлении. Некоммерческая организация свободна в выборе содержательных направлений деятельности и методов их реализации, может открыто выражать собственную точку зрения на любую общественную проблему и отстаивать свою позицию. Многообразие некоммерческих организаций обусловлено многообразием общественных интересов.

Принцип сотрудничества. Некоммерческая организация открыта к диалогу и взаимодействию с заинтересованными сторонами, развивает сотрудничество и партнерские отношения в целях реализации общественных интересов. Проявляя солидарность с другими НКО, некоммерческая организация в случае необходимости готова оказать им поддержку вне зависимости от сферы их деятельности.

Принцип верховенства права. Деятельность некоммерческой организации не противоречит ее уставу. Некоммерческая организация предпринимает необходимые меры, чтобы выполнять требования законодательства, и, в соответствии со своими возможностями, содействует его совершенствованию.

Принцип демократического управления. Руководство и управление некоммерческой организацией осуществляются на основе демократических процедур и взаимного уважения. Сотрудники, участники (члены) и другие лица, вовлеченные в деятельность некоммерческой организации, информированы о миссии, задачах, правовых условиях деятельности организации, источниках финансирования, своих правах и обязанностях, имеют возможность открыто обсуждать в организации вопросы ее деятельности.

Принцип самоконтроля. Некоммерческая организация обеспечивает внутренний контроль за своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности и качества. Некоммерческая организация ответственно подходит к выбору источников финансирования своей деятельности. Некоммерческая организация старается не допускать ситуации, при которой принятие решений обусловлено личной выгодой лиц, принимающих решения.

Принцип открытости. Некоммерческая организация принимает меры к тому, чтобы все заинтересованные стороны: знали о ее деятельности и имели ее контактную информацию; могли получить по запросу краткую актуальную информацию о ее миссии, целях, задачах, структуре расходов и доходов и основной деятельности; имели возможность ознакомиться с ее регулярным (годовым) отчетом. Некоммерческая организация вправе ограничивать доступ к информации, разглашение которой может привести к негативным последствиям либо расценено как вторжение в личную жизнь, если такое ограничение прямо не запрещено законом.

Принцип ответственности. Некоммерческая организация ответственна, прежде всего, перед обществом и своей целевой аудиторией.

Некоммерческая организация учитывает  возможные последствия своей  деятельности для граждан, организаций, общества в целом и окружающей среды.

Некоммерческая организация стремится  к тому, чтобы ее действия или  бездействие не приводили к негативным последствиям для партнерских организаций, информирует своих партнеров  о возможных рисках совместной деятельности.

Принцип равноправия. Некоммерческая организация не использует свои преимущества с целью дискриминации других НКО, не выступает от их имени без соответствующих полномочий. Некоммерческая организация самостоятельно представляет свою точку зрения или добровольно делегирует это право.

    1. Выбор организационно-правовой формы для  туристского клуба

Таким образом, для того, чтобы узаконить деятельность общественных ТСО, туристских клубов, необходимо зарегистрировать их в форме  юридического лица.

Закон не выдвигает каких-то особых требований к учредителям таких юридических  лиц, поэтому учредителями туристских клубов могут быть любые физические и (или) юридические лица.

Как известно, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. К  коммерческим организациям относятся  ООО (общества с ограниченной ответственностью), ЗАО (закрытые акционерные общества) и др. Принципиальным отличием коммерческих организаций от некоммерческих является то, что по закону первые создаются  с целью получения прибыли. Поэтому, если предполагается, что создаваемые  туристские клубы будут оказывать  платные услуги в сфере физкультуры  и спорта, их целесообразно регистрировать именно в форме коммерческой организации (оптимально - в форме ООО или ЗАО).

Регистрация туристских клубов в форме ООО  или ЗАО не имеет практически  никаких отличий от регистрации  обычных ООО (ЗАО). Из особенностей можно  отметить необходимость добавления словосочетания «туристский клуб»  в наименование общества и указание в уставе видов деятельности и  ряда положений, соответствующих закону "О туристской деятельности".

Однако  в ряде случаев регистрация туристских клубов в форме ООО (ЗАО) может  оказаться неприемлемой. В качестве причин такого решения можно, например, привести следующие:

- клуб предполагает  членство (возможность вступления  членов в некоммерческую организацию  и  выход из нее упрощен,  осуществляется на основании  протокола собрания), а в коммерческих  организациях с обязательной  регистрацией в налоговых органах;

- клуб планируется  финансировать за счет членских  взносов или пожертвований благотворителей;

- клуб в  форме ООО (ЗАО) не может  получать государственные гранты  или гранты частных благотворительных  и спортивных организаций.

По указанным  причинам чаще всего туристские клубы  регистрируются как некоммерческие организации. Некоммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на несколько  организационно-правовых форм. Для  туристского клуба больше всего  подходят следующие формы некоммерческих организаций:

- общественная  организация (ОО);

- некоммерческое  партнерство (НП);

- автономная  некоммерческая организация (АНО).

Первые  две формы - ОО и НП - имеют членство, АНО не имеет. Соответственно, если мы хотим принимать членов в свой клуб, есть смысл зарегистрировать его как некоммерческое партнерство  или общественную организацию. Также члены НП и ОО имеют право принимать участие в управлении организацией путем голосования на общих собраниях.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать  вывод о том, что туристские клубы  можно отнести к некоммерческим организациям, действующим в области  физической культуры и спорта. Туристские клубы и секции туристов в РФ имеют  возможность функционировать во многих перечисленных организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Исходя из этого  можно  рассмотреть организационно-правовую форму для функционирования туристского  клуба спортивно-оздоровительной  направленности – некоммерческое партнерство.

Некоммерческое партнерство (НП). Создается оно, как правило, с целью охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Вообще спектр видов деятельности у НП очень широкий – любые социальные, благотворительные, образовательные, культурные, научные и управленческие цели, предусмотренные законом.

Деятельность  некоммерческого партнерства регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (№7-ФЗ в редакции от 8 июля 1999г.).

С 1 августа 2009 года упрощена процедура государственной  регистрации некоммерческих организаций, в том числе и партнерств, в  соответствии с Федеральным законом  «О внесении изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях» (№170-ФЗ от 17 июля 2009 г.).

Как и  другие некоммерческие организации, партнерство  может заниматься предпринимательской  деятельностью, но доходы от нее должны идти на реализацию целей, ради которых  оно создано. 

Учредителями, а в дальнейшем членами НП по закону могут быть как физические, так  и юридические лица. Один человек, или одна компания не может создать  некоммерческое партнерство, учредителей  должно быть не менее двух. Никаких ограничений для вступления в некоммерческое партнерство нет.

При учреждении некоммерческого партнерства его  участники (учредители) передают в его  пользу какое-то имущество, необходимое  для осуществления декларируемых  целей, либо членские взносы. Практика показывает, что чаще всего это  денежные средства, но не исключаются  и другие варианты. Выйти из партнерства  можно в любой момент по собственному желанию, и получить обратно переданное имущество, либо его денежный эквивалент. И здесь очень важен один момент. Дело в том, что имущество, переданное партнерству в собственность  при его учреждении (или впоследствии как дополнительный вклад в имущественную  базу организации) при выходе участника  из партнерства возвращается ему. Имущество, внесенное в виде взносов, возврату не подлежит. Вот почему так важно  для участников партнерства предельно  точно определить понятие «членские  взносы».

В каждом некоммерческом партнерстве обязательно  должен быть высший орган управления - общее собрание членов НП, основная функция которого – следование тем  целям, ради которых создано партнерство. На общем собрании вносятся изменения  в Устав, определяются приоритетные направления деятельности, утверждаются годовой отчет и годовой бухгалтерский  баланс, решаются другие важные вопросы. Ведется протокол собрания некоммерческого  партнерства – документ, где фиксируются  все обсуждаемые вопросы и  принятые по ним решения.

Учредительные документы  некоммерческого партнерства

Учредительным документом НП является Устав, который  утверждается учредителями (участниками). Устав определяет наименование и  местонахождение партнерства, порядок  управления, предмет и цели деятельности, права и обязанности членов НП, условия приема и выхода из него, источники формирования имущества, порядок его распределения после  ликвидации и многое другое. Также  учредители имеют право заключить  учредительный договор некоммерческого  партнерства. Требования всех учредительных документов, включая договор некоммерческого партнерства, обязательны для исполнения самим партнерством и его участниками.

Одно  из преимуществ некоммерческого  партнерства состоит в том, что  его члены не отвечают по внешним  обязательствам НП; в свою очередь, партнерство не отвечает по обязательствам своих участников. Из других плюсов некоммерческого партнерства –  право открывать и вести счета  в банках в России и других странах; открывать собственные филиалы  и представительства; создавать  другие некоммерческие организации, вступать в ассоциации и союза.

Информация о работе Организационно-управленческие аспекты деятельности туристских клубов (на примере НП «туристский клуб «В кругу друзей»)