Маркетинговые исследования в сфере туризма: основные направления и тенденции (на примере ООО «Глобал-Трэвл»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование организационной структуры фирмы «Глобал-Трэвл», организации ее маркетинговой деятельности и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты управления и маркетинговой деятельности.
Дать краткую характеристику деятельности ООО «Глобал-Трэвл».
Провести анализ основных экономических показателей фирмы.
Провести анализ внутренней и внешней среды ООО «Глобал-Трэвл».
Провести анализ структуры управления и организации маркетинговой деятельности ООО «Глобал-Трэвл».
Разработать пути совершенствования структуры управления и структуры маркетинговой деятельности в ООО «Глобал-Трэвл».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы маркетинга. Сущность и особенности маркетинга в сфере туризма………………………………………………………
1.1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга……………
1.2. Виды и цели маркетинговых исследований………………………………..
1.3. Этапы проведения маркетинга………………………………………………
1.4. Источники и методы сбора информации……………………………………
1.5. Особенности маркетинга в туризме…………………………………………
1.6. Современное состояние, проблемы и перспективы российского рынка туристических услуг………………………………………………………………..
Глава 2. Маркетинговые исследования на примере туристической компании ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………………………
2.1. Общая характеристика компании ООО «Глобал-Трэвл»…………………
2.2. Анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Глобал-Трэвл»…..
2.3. Анализ потребителей компании ООО «Глобал-Трэвл»……………………
2.4. Ценовая политика компании ООО «Глобал-Трэвл»……………………….
2.5. Перспективы развития деятельности компании ООО «Глобал-Трэвл»…..
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ООО «Глобал-Трэвл»…………………………………..
3.1. Применение новых инструментов маркетинговой деятельности, с целью совершенствования коммуникационной политики компании ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………………………………………
3.2. Разработка основных методик по планированию и проведению маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов компании ООО «Глобал-Трэвл»……………………………………………………………………..
3.3. Оценка эффективности предложенных маркетинговых мероприятий компании ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА

 

Факультет:  Туризма

Кафедра:  Социально-культурный сервис и туризм

Группа:


 

Допущен к защите

Заведующий кафедрой

_________________________

«____» _________________ 2012 г.


 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ООО «Глобал-Трэвл»)

 

 

Студент

 

Научный руководитель

 

«____» _________________ 2010 г.


 

 

 

 

 

Москва-2012

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические  основы маркетинга. Сущность и особенности  маркетинга в сфере туризма………………………………………………………

1.1. Специфика и комплексный  характер туристского маркетинга……………

1.2. Виды и цели маркетинговых исследований………………………………..

1.3. Этапы проведения  маркетинга………………………………………………

1.4. Источники и методы  сбора информации……………………………………

1.5. Особенности маркетинга  в туризме…………………………………………

1.6. Современное состояние,  проблемы и перспективы российского  рынка туристических услуг………………………………………………………………..

 

Глава 2. Маркетинговые  исследования на примере туристической  компании  ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………………………

2.1. Общая характеристика  компании ООО «Глобал-Трэвл»…………………

2.2. Анализ внешней  и внутренней среды компании ООО «Глобал-Трэвл»…..

2.3. Анализ потребителей  компании ООО «Глобал-Трэвл»……………………

2.4. Ценовая политика  компании ООО «Глобал-Трэвл»……………………….

2.5. Перспективы развития  деятельности компании  ООО «Глобал-Трэвл»…..

 

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ООО «Глобал-Трэвл»…………………………………..

3.1. Применение новых инструментов маркетинговой деятельности, с целью совершенствования   коммуникационной  политики компании  ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………………………………………

3.2. Разработка  основных методик по планированию и проведению маркетинговых   мероприятий по привлечению клиентов компании  ООО «Глобал-Трэвл»……………………………………………………………………..

3.3. Оценка эффективности предложенных  маркетинговых мероприятий компании  ООО «Глобал-Трэвл»………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………...

Приложения………………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые  темпы роста иностранного туризма  составили 5,1%, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма -14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долл. США. К 2011 г. количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В странах «первого мира» туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей всяческую поддержку государства.

В условиях жесткой конкуренции  каждое предприятие, независимо от его  размеров и вида деятельности, для  успешного функционирования и удовлетворения спроса рынка использует определенные инструменты маркетинга.

За рубежом организации, работающие в сфере туризма (гостиницы, туроператоры, турагенты, транспортные компании), широко применяют исследования рынка. При этом изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы:

1. Институциональный подход к изучению туризма подразумевает изучение разных туристских институтов и посредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

2. Подход, основанный на изучении продукта, исследует различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением на рынке и реализацией. Однако этот поход требует много времени для изучения и не позволяет исследователям быстро определить основы туризма.

3. Исторический подход включает в себя анализ деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и влияние инноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характер сравнительно недавно.

4. Управленческий подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные туристские фирмы, т. е. имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений навстречу переменам, происходящим в туристской среде .

5. Экономический подход из-за важности туризма как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.

6. Социологический подход обусловлен тем, что туризм представляет собой социальную деятельность, поэтому внимание социологов направлено на изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество. При таком подходе рассматривают социальные группы, привычки и обычаи как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.

7. Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны (потоки туристов в эти местности), ландшафта (изменения со стороны туристских организаций, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.

8. Междисциплинарный подход обусловлен прежде всего тем, что туризм охватывает все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости для этого получения ими паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.

9. Системный подход изучения туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, связи с другими институтами и потребителями, а на макроуровне - целостную туристскую систему страны или региона, а также ее взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.

Комплексный характер туризма  обусловливает необходимость использования  различных подходов к его изучению в сочетании с разными задачами и целями.

В России туризм пока не воспринимается полноправным сегментом  экономики и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия  переживает период своего становления  как самостоятельный сектор хозяйствования. С каждым годом увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области туризма, возникают многочисленные высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма.

В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику, а также скорейшее получение прибыли, и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг.

Учитывая вышеизложенное настоящая квалификационная работа посвящена одной из наиболее актуальных тематик в сфере туристского бизнеса - основным направлениям и тенденциям маркетинговых исследования в туризма.

Конкретным  объектом исследования являлась многофункциональная деятельность ООО «Глобал-Трэвл», занимающейся турагентской деятельностью по различным направлениям.

Цель данной работы – исследование организационной структуры фирмы «Глобал-Трэвл», организации ее маркетинговой деятельности и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты управления и маркетинговой деятельности.
  • Дать краткую характеристику деятельности ООО «Глобал-Трэвл».
  • Провести анализ основных экономических показателей фирмы.
  • Провести анализ внутренней и внешней среды ООО «Глобал-Трэвл».
  • Провести анализ структуры управления и организации маркетинговой деятельности ООО «Глобал-Трэвл».
  • Разработать пути совершенствования структуры управления и структуры маркетинговой деятельности в ООО «Глобал-Трэвл».

Теоретической и методологической основой дипломной работы стали  работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам деятельности турорганизаций, маркетингу, маркентинговому планированию и маркентинговой политики организаций.

В работе использованы следующие  методы научных исследований, рекомендованных  для использования в социально-культурном сервисе и туризме: сбор и обработка исходных данных, , метод бенчмаркетинга, SWOT-анализа и др. и на их основе разработка соответствующих предложений по совершенствованию обслуживания посетителей ресторана.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы маркетинга. Сущность и особенности  маркетинга в туризме

    1. Понятие маркетинга

Маркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Однако маркетинг - это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе, которая является лишь некоторый аспект маркетинга.

Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Он представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.

Маркетинг в любой  организации - это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством  и продажей определенных товаров  и услуг с целью удовлетворения нужд определенной группы людей, поставивших  перед собой конкретную цель. Он играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг. Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:

  • существованием свободной конкуренции между организациями;
  • возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
  • хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
  • целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере туризма: основные направления и тенденции (на примере ООО «Глобал-Трэвл»)