Экономика туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

По прогнозам в ближайшее время туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть:

I. Роль экономики туризма в экономике страны

1.1.Туристический потенциал в экономике страны……….4

1.2. Проблемы развития туризма в России…………………14

1.3. Стимулирование развития туризма в России………....21

II. Содержание потребностей людей в туристических услугах.

Факторы.

2.1. Содержание и виды потребностей людей в туристических услугах……………………………………………………….26

2.2. Социально-экономические факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах……………..29

Заключение …………………………………………………………….....35

Список использованной литературы………………………………….37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

  Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Как пример можно привести «Пещеры Степана Разина», которые являются не только историческим памятником, но и одним из наиболее посещаемых объектов культурно-познавательного туризма России.

  Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской

инфраструктуры  для формирования сети гостиниц туристского  класса и, в

частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах

федерального   значения, обеспечивающие комфортные условия проживания

при невысоких  ценах.

   В последние годы сфера туризма в России в целом развивается стабильно и динамично. В настоящее время в стране насчитывается около 10 тысяч  средств размещения, численность только российских граждан, обслуженных ими в 2007 году, составила по предварительным данным Росстата около 29 млн.человек. 

 Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в  крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству в регионах России со стороны иностранных и отечественных инвесторов.  
   

Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию

исторических  центров должны финансироваться  государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.

     Практика действия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принятого в 1996 г., показала несоответствие некоторых его положений сложившемуся опыту деятельности в туризме, а также в необходимости его существенного дополнения. Многие термины и определения, приводимые в законе, устарели и требуют новых формулировок, соответствующих международной практике и новому российскому законодательству.

    Одним из важнейших моментов является усиление финансовой ответственности туроператоров, формирующих, продвигающих и реализующих туристский продукт, перед потребителями посредством введения системы обязательных финансовых гарантий.

   Некоторые положения закона, касающиеся сертификации услуг туроператоров и турагентов, морально устарели и требуют изъятия. В то же время необходимо внесение положений о добровольной сертификации средств размещения туристов, формировании системы сертификационных правил, включая положение о классификации гостиничных услуг, и передаче полномочий по разработке и проведению сертификации федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

  В соответствии с существующими международными требованиями необходима разработка стандартов дорожных и иных указателей, в том числе информационных табло, знаков и надписей, в местах прохождения туристских потоков и туристских центрах, в которых бы содержался не только русский текст, но и транскрипция на латинице. 

  С учетом того, что туризм является межотраслевой многосекторной сферой

экономики необходима унификация существующих законодательных  актов и

нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы землепользования, природопользования, охраны памятников природного и культурного наследия и др. в целях создания условий для устойчивого развития туризма.

  По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 7,4 млн. чел..

  Всемирный совет по туризму (World Travеl&Тоurism Council) с оптимизмом смотрит на будущее туризма в России. Согласно отчета, подготовленного по заказу WTTC организацией экономических прогнозов Оксфорда (OEF), оборот туристской отрасли в России составляет около 30 млрд. долл. И по прогнозу при темпе роста в 6,9 % к 2013 году составит около 100 млрд. долл. WTTC не использует в своих расчетах данные местных туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового Банка и МВФ.

  Всемирный совет по туризму и путешествиям, который провел данное исследование в 2005 году, объединяет ведущих специалистов в сфере туризма и путешествий. Основная функция Всемирного совета состоит в том, чтобы привлечь внимание национальных правительств к туристической отрасли как приоритетному направлению развития экономики.

  Исследование влияния туризма на экономику России проводили эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям совместно с сотрудниками Оксфордского Центра экономического прогнозирования. С российской стороны была сформирована Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители Ростуризма, Федерального агентства по статистике, Центробанка и таможенных органов. Регионы на конференции в Москве представляли сотрудники Администраций Краснодарского края, Вологодской, Владимирской и Новгородской областей.

    В отчете, представленном Всемирным советом по туризму и путешествиям, содержался подробный анализ вспомогательных счетов индустрии туризма Российской Федерации. По сути, это методика сбора данных и статистического анализа практически всех аспектов потребительского спроса и предложения в отрасли туризма и путешествий, начиная от личного потребления туристов и заканчивая деловыми поездками, капиталовложениями государственного и частного секторов экономики в туристическую отрасль, а также экспортом от туристов.

    По прогнозам представителей Всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшие десять лет реальный рост индустрии туризма в России должен составить 6,4 % в год, а к 2016 году доля туристической отрасли в ВВП вырастет до 9,1 %. При этом рост занятости в индустрии туризма составит к 2016 году всего лишь 1,3 %, тогда как для того, чтобы обеспечить уровень занятости, соответствующий прогнозам ежегодного роста общей потребности в рабочей силе в сфере туризма, необходимо достичь показателей не меньше 6,5 %.      

Согласно  рекомендациям по стратегии развития туристической отрасли в России, разработанным Всемирным советом  по туризму и путешествиям, правительство  Российской Федерации должно признать туризм ведущим субъектом национальной экономики и включить его в  программу стратегического развития. Основными методами реализации данной программы должны стать, во-первых, увеличение расходов на продвижение  въездного и внутреннего туризма  в России, как в самой стране, так и за ее пределами, а во-вторых, введение системы отчетности по счетам туристической отрасли. По словам представителя Федерального агентства по статистике, в ближайшее время планируется разработка и внедрение методики оценки влияния туризма на национальную и региональную экономику с использованием вспомогательных счетов.

1.2. Проблемы развития туризма в России.

 

        Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все перечисленные факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако, наряду с этим, определенным "тормозящим" фактором для развития въездного и внутреннего туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.

    Большое влияние на формирование въездных туристопотоков имеют длительные экономически, культурные, а также исторические связи со странами. Преобладающий объем потока туристов приходиться на страны СНГ. Последние года, однако, отмечается увеличивающийся туристопоток из Турции, Китая, Израиля.

    В 2008 г. Россию посетили 2100601 иностранцев с туристическими целями. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 8,9%. Это свидетельствует о том, что отечественные фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе и уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам. В настоящее время в России наметилась возрастающая тенденция проникновения иностранных туристских фирм на внутренний рынок туристских услуг. И, как правило, иностранные туроператоры осуществляют самостоятельное обслуживание своих туристов в России, не привлекая для приема местных туроператоров.

    Для большинства иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).

   Зимние месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3,4% обслуженных туристов). Увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).

   Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма. На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных туристские предложения по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения.

   Подробный анализ туристского рынка в РФ позволяет сделать заключение о том, что развитие туризма в нашей находится сейчас на начальном этапе. Сравнивая с другими государствами видно, что активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью - только 26% населения России совершают путешествия (к сравнению: в Германии, Японии - 79% населения, в Великобритании - 70%).

   По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в настоящее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью отдыха, оздоровления и т.д. (70,8% количества обслуженных туристов). Отдают предпочтение круизам на теплоходах и в автобусах 12%, выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы 6%. Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6% и 23,1% туристов соответственно).

   Обобщив и подытожив все проблемы, с которыми сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:

  1. Низкий профессионализм (выражается в недостатке практических навыков, а, порой, и теоретических знаний, что является причиной низкого уровня подготовленности менеджеров туристических компаний).

  2. Низкое качество российского продукта (является следствием отсутствия гостеприимства и культуры обслуживания туристов на российских курортах, что не позволяет продавать отечественный туристический продукт).

   3.Недобросовестность иностранных партнеров (некорректное отношение иностранных партнеров к российским туроператорам).

   4. Отсутствие информации о ситуации в отдельных регионах России (отсутствие современных межрегиональных связей, отсутствие полной и объективной информации об особенностях потребностей в различных регионах России, а также об особенностях спроса, в зависимости от региональных групп).

  5. Недостаточный уровень культуры корпоративных отношений (недостаточно хорошо развит уровень бизнес коммуникаций среди различных туристических фирм для решения общих рыночных проблем).

Информация о работе Экономика туризма